Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках грамоты и во внеурочное время (из опыта работы)


Привитие элементарных навыков функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время / из опыта работы/
Степунина
Любовь
Владимировна
Учитель начальных классов
б/категории
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Создать условия для развития функциональной грамотности чтения младших школьников. (1 слайд)
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.»
(А.А. Леонтьев).  (2 слайд)
Понимая значимость обучения чтению, на своих уроках я применяю разнообразные формы, методы и виды работы. Это- минутки чтения на каждом уроке, речевые разминки, зрительные диктанты и другие виды работы с текстом. Кроме того на уроках чтения  использую приемы технологии критического мышления.   Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Моделировать урок в этой технологии непросто, ведь это
1 класс. Поэтому я ограничилась только элементами.
Применяю прием «Верите ли вы, что…»  Этот прием позволяет анализировать, сравнивать, развивать  воображение, умение доказательно обосновывать свое мнение ( использую круг зеленого цвета- да, круг красного цвета- нет).
Например: 
Верите ли вы что звук Ш может быть мягким?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой  О  в алфавите?
Верите ли вы, что мягкий знак имеет звук?
Верите ли вы, что в алфавите 36 букв?
Верите ли вы, в русском языке 10 гласных?
Прием помогает мне не только оценить работу учащихся, но и самому ученику узнать свою степень понимания и оценить свою деятельность, установить и устранить причины возникающих трудностей.
Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. (3 слайд)
Восприятие текста - происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.
Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:
– увеличить ширину поля зрения.
На решение этой задачи направлено упражнение
«Пирамида»            
                                           О         М
                                                         
                                         
                                         *******
                                         
                      А                                        Х                    Н           Л                        
                                   
        Глядя в центр, на точку и не двигая глазами по горизонтам, надо постараться одновременно увидеть  два слога.

Расширению поля зрения способствует и «Словесная пирамида».
Кол
Укол
Уколол
Уколоть МаМал
Мама
Марка Знать
Узнать
Познать
Опознать
Игры на звукоподражание: (слайд 4)
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра...
Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда...
Га, га, га!
Наши курочки в окно...
Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет.. -Ку-ка-ре-ку!
В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и не сплошных текстов. (слайд 5)
1.Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.
Для этого я взяла текст из известного детям произведения «Репка».
По.. де.. ре.. Вы.. ре.. бо..-пре.. Ста..де.. ре..тя.. Тя..- потя.., вы.. не мо..

Интерпретация текста: объяснение, сравнение и сопоставление, анализ обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. (Слайд 6)
Инсценировка сказки : «Репка» Рисунки к произведениям В.Бианки

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 1-м классе. (слайд 7)
ДЕДУШКА
Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
1.Чему учил дедушка мальчиков?
2. Чему вы научились у своего дедушки?
Развитие функциональной грамотности в современной жизни не имеет представления без компьютерных технологий. (Слайд 8)
Игра» Конструируем буквы.» Игра:»Волшебные превращения» ( Какие буквы алфавита имеют элементы- овал?)

Прием «Написания творческих работ» хорошо зарекомендовал себя . (Слайд9)
Изготовление «Книжки-малышки»Загадки»

К празднику «Прощания с Букварём» сочинили сказки об алфавите.

Также практикую в своей работе  домашнее чтение книг, где каждый родитель ведет контроль над чтением дома. Заводится тетрадь, где родители записывают дату, название произведения прочитанного дома, время чтения и ставят свою роспись.   Уже в 1 классе мои дети все посещают библиотеку.
Всем успехов. Спасибо за внимание. ( 10 сдайд)