Практические инструментарий в работе с одарёнными детьми
Практические инструментарий в работе с
одарёнными детьми
методист МБУ ДО ДЦ «Чайка»
М.В. Сорокина
Анкета по типам интеллект (по «теории Говарда Гарднера»).
Инструкция: У каждого человека есть качества, которые могут обеспечить успех в овладении навыками проектирования.
С помощью психологического текста вы можете определить особенности своего интеллекта.
Отметьте номера утверждений, которые вам соответствуют:
1. Я умело работаю с предметами.
2. У меня хорошее чувство направления.
3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.
4. Я могу легко запоминать слова песен.
5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.
6. Я всегда делаю всё поэтапно.
7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.
8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.
9. Я хорошо учусь, слушаю других.
10. Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.
11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.
12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.
13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.
14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.
15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.
16. Я люблю одиночество во время работы и размышлений.
17. В сложных музыкальных произведениях я могу на слух вычленить
отдельные музыкальные инструменты.
18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я видел или которые я придумал.
19. У меня большой словарный запас.
20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.
21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.
22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.
23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.
24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.
25. Меня легко вывести из себя.
26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.
27. Я люблю сочинять музыку.
28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.
Ключ к анкете.
Типы интеллекта
Пункты анкеты
Общая сумма
Лингвистический
5,9,19,20
Математико- логический
6,11,22,28
Визуально- пространственный
2,12,18,24
Музыкальный
4,10,17,27
Внутриличностный
7,15,16,26
Межличностный
3,8,13,23
Кинестетический
1,14,21,25
Тест «Художник - мыслитель»
Цель: определение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] характеристик мышления.
Инструкция: «Ответьте на следующие вопросы, пользуясь десятибалльной шкалой. Категорическому отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10 баллов. Но если, например, первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным личностям, но в то же время и не счастливый оптимист, то в вашем распоряжении все остальные баллы от 1 до 9. Постарайтесь поставить себе справедливую оценку «за настроение».
Стимульный материал
ВОПРОСЫ:
У меня преобладает хорошее настроение.
Я помню то, чему учился несколько лет назад.
Прослушав раз – другой мелодию, я могу правильно воспроизвести ее.
Когда я слышу рассказ, то представляю его в образах.
Я считаю, что эмоции в разговоре только мешают.
Мне трудно дается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Я легко запоминаю незнакомые лица.
В группе приятелей я первый начинаю разговор.
Если обсуждают чьи-то идеи, то я требую аргументов.
У меня преобладает плохое настроение.
Обработка и анализ результатов
Посчитайте сумму баллов по вопросам:
Л = 1, 2, 5, 8, 9 («левополушарный»);
П = 3, 4,6, 7, 10 («правополушарный»).
Если ваш «левополушарный» (Л) результат более чем на 5 баллов превышает «правополушарный» (П) результат, то у вас преобладает логический тип мышления.
Если у вас (П) больше (Л), то вы человек художественного склада.
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?). Выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».
Текст опросника
1.Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2.Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3.Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4.У меня отсутствует уверенность в себе.
5.Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей.
6.Временами я чувствую себя никому не нужным.
7.Я все делаю хорошо (любое дело).
8.Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9.В любом деле я считаю себя правым.
10.Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11.Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12.Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13.Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14.Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствии, которые мне не преодолеть.
15.Я редко жалею о том, что уже сделал.
16.Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17.Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18.Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19.Мне чаще везет, чем не везет.
20.В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от -3 до +3 о средней самооценке.
Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Методика «Интеллектуальная лабильность» (12 – 15 лет)
(модификация С. Н. Костроминой)
Используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности.
Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.
В течение ограниченного количества временисекунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.
Инструкция: «Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!»
Содержание методики
1. (Квадрат № 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца.
2. (Квадрат № 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
3. (Квадрат № 4). Напишите слово «пар» наоборот.
4.(Квадрат № 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
5. (Квадрат № 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
6. (Квадрат № 7). Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы они пересекались.
7. (Квадрат № 8). Напишите слово «мел». Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
8. (Квадрат № 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова «книга».
9. (Квадрат № 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе разность этих чисел.
10. (Квадрат № 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
11. (Квадрат № 15). Напишите слово «ручка». Гласные зачеркните.
12. (Квадрат № 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
13. (Квадрат № 18). Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
14. (Квадрат № 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
15. (Квадрат № 21). Напишите число 82365. Нечетные цифры зачеркните.
16. (Квадрат № 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
17. (Квадрат № 19). Если в слове «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» третья буква не «и», напишите сумму чисел 6 и 3.
18. (Квадрат № 23). Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
19. (Квадрат № 24). Напишите буквы «М», «К», «О», букву «М» заключите в квадрат, букву «К» в круг, букву «О» в треугольник.
20. (Квадрат № 25). Напишите слово «салют». Обведите в круг согласные буквы.
При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание.
Нормы выполнения
0-2 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
3-4 - средняя лабильность;
5-7 - низкая обучаемость, трудности в переобучении;
больше 7 ошибок - малоуспешен в любой деятельности.
Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладая высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении
Бланк для ответов к методике «Интеллектуальная лабильность»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»
1
С Ь
2
1 6 3
3
4
Р А П
5
6
О О О О
7
8
М Е Л
9
10
(Если не среда)
Г
11
12
7 3
13
О
О О
14
15
Р У Ч К А
16
17
Г
18
1
19
9
20
О
21
22
23
___
24
М К О
25
С А Л Ю Т
Темп и работоспособность (теппинг-тест Ильина)
Необходимые материалы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.
Очень важно
В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров).
Объяснить ребенку, что прямоугольник заполняется в порядке, пронумерованном цифрами от 1 к 6.
При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
На заполнение каждого квадрата отводится по 5 секунд.
Инструкция
«Перед каждым из вас лист с пронумерованными квадратами. Сейчас вы будете стучать карандашом по квадратам в указанном порядке от 1 до 6, заполняя каждый квадрат просто точками. При этом нельзя облокачиваться на стол, рука должна быть на весу. Переходить к следующему квадрату можно только по команде «Дальше». Начинаем работать стучать по команде «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом, напоминаю, по команде «Дальше!» переходим к следующему квадрату. Ваша задача поставить в квадрате как можно больше точек. Итак, все готовы? Начали!»
БЛАНК
1
2
3
4
5
6
Определение работоспособности
Подсчитайте количество точек в каждом квадрате и запишите. Затем подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).
Составьте график работоспособности, используя точки, расставленные в квадратах.
Напротив номера каждого квадрата отметьте то количество точек, которое в нем поставлено.
Полученные результаты могут быть условно разделены на 4 типа, характеризующих различные варианты работоспособности.
1. Сильный тип. Темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем постепенно снижается.
2. Средний тип. Максимальный темп сохраняется некоторое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается.
3. Средне-слабый тип. Темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между самым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом возможно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кривая).
4. Слабый тип. Максимальный темп снижается практически сразу с момента деятельности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет больше 8 точек.
Обработка результатов
24 точки и меньше медленный темп
25-30 точек нормальный средний темп работы
30 точек и больше ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе
Тест на сообразительность и гибкость мышления.
Задача1. В течение полутора минут соединить непрерывной линией, состоящей из 4 отрезков, 9 точек.
* * *
* * *
* * *
Задача 2. В течение полутора минут разделить квадрат на 5 равновеликих фигур.
Дорисовывание фигур
Цель: определение уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы.
Материал: 10 карточек размером вполовину стандартного листа, на каждом из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы, набор карандашей.
Инструкция
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка – любая, какую ты хочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурки, рисует рядом что-то свое, не используя ее, рисует непредметное изображение – «узор» и т. п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города, и т. п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Оценка результатов
Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) – количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20 – 25 детей.
Игровое упражнение «Сделать полезнее»
Смысл упражнения.
Помимо тренировки умения генерировать идеи, упражнение дает материал для анализа эффективности различных способов организации командной работы. Также влияет на сплочение группы, выявление лидеров.
Описание.
Участникам предлагается поразмышлять, какие вещи станут полезнее, если их:
· увеличить (уменьшить);
· поднять (опустить);
· изменить их [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] форму;
· сделать съедобными (несъедобными).
Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 10-12 минут. После этого представители от каждой из подгрупп озвучивают свои варианты.
Обсуждение.
Каким образом была распределена работа в команде: все поочередно брались за какую-то одну пару признаков, каждый высказывал любые пришедшие в голову идеи, каждый взял себе какую-то часть задания и работал с ней индивидуально или как-то иначе? Что оказалось результативнее, с чем это связано?
Игровое упражнение «По клеточкам»
Смысл упражнения.
Концентрация внимания участников, развитие беглости мышления, обучение представлять объекты, скрытые от непосредственного восприятия.
Описание.
На полу рисуется поле 5x5 клеток, в центр ставится доброволец, который может перемещаться за каждый ход на одну клетку в любом направлении (вправо влево, вперед назад, по диагонали). Другие участники поля не видят. Ведущий просит их поочередно называть по одному ходу. Доброволец, стоящий на поле, двигается в соответствии с их командами. Задача участников делать ходы так, чтобы он не вышел за пределы игрового поля. При этом запрещено зеркально повторять ход предыдущего участника (например, если сделан ход «вперед», то следующий участник не имеет права говорить «назад», он должен выбрать любой другой ход).
Обсуждение.
Как кто выполнял задание зрительно представлял движения добровольца по игровому полю, логически просчитывал его ходы, действовал просто случайным образом или еще как-то?
Какой способ оказался эффективнее?
Как это упражнение связано с развитием креативности?
Игровое упражнение «Что, Откуда, Как»
Смысл упражнения.
Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.
Описание.
Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:
· Что это?
· Откуда это взялось?
· Как это можно использовать?
При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.
Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно), а обломки чего-либо такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.
Обсуждение.
Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?
Упражнение. Анализ пользователя.
Использование изделия
1) Возьмите изделие повседневного пользования, например, ручку, ножницы, кружку, расческу т т.д.
2) Воспользуйтесь выбранным изделием, подумайте, насколько хорошо оно выполняет свои функции и насколько им удобно пользоваться.
Ответьте на вопросы:
«Что это за изделие?», «Каково его назначение?»
Заполните таблицу «Оценка изделия»
по 5 - балльной системе.
Параметры
Оценка
Комментарии
Выполняет ли изделие свои функции?
Удобно ли им пользоваться?
Качественно ли оно сделано?
Хорошо ли оно выглядит?
Хотели бы вы иметь такое изделие?
Игровое упражнение «Нелогичные связи»
Смысл упражнения.
Упражнение дает наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость), позволяет тренировать эти качества, уходить от шаблонности в восприятии окружающих предметов и их привычных функций. Кроме того, оно позволяет акцентировать внимание участников на распределении ролей в группе при решении креативных задач ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] идей исполнители, лидеры ведомые).
Описание.
1.Метод. Оригинальное использование Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов,
например:
· бумажных листов или старых газет;
· · автомобильных покрышек;
· бутылочных пробок;
· порванных колготок;
· перегоревших лампочек;
· пластиковых бутылок;
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] банок из-под напитков.
2 метод. Выберите тему из столбика слева. Выберите один из объектов из столбика справа. Проследите связь, чтобы получить две-три дизайн-идеи.
Хранение Кирпичи
Отдых/сидение Старые резиновые покрышки
Столы Цветочные горшки
Выставки/дисплей Пластиковые бутылки
Укрытие Подъемные устройства
Спортивное оборудование Мосты
3 метод. Использование природных форм для выработки идей.
Работа выполняется в командах по 4-5 человек, время 10 минут. Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования.
Представление работ происходит но такой схеме: одна из подгрупп называет или демонстрирует один способ использования предмета. Называние оценивается в 1 балл, демонстрация в 2 (если предмет не предоставлен участникам и, как следствие, демонстрация невозможна, то любая принципиально реализуемая идея оценивается в 1 балл). Следующая подгруппа представляет другой способ, и так продолжается до тех пор, пока идеи не исчерпаются. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.
Обсуждение.
Как распределились роли внутри групп: кто выдвигал идеи, а кто их воплощал; кто был лидером, а кто ведомым?
С какими качествами личности участников связано именно такое распределение?
Ведут ли себя участники и в жизни так же, как в этом упражнении?
Когда упомянутая выше часть обсуждения завершена, целесообразно рассказать о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:
· Беглость: число идей, выдвинутых каждым из участников.
· Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах.
· Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.
Например, из бумаги можно сделать игрушечный самолетик, кораблик или еще какую-то подобную фигурку; с позиции беглости это все разные идеи, но с позиции гибкости, все они относятся к одной категории ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). А вот если предложено применить бумагу в качестве скатерти или подстилки на сиденье это другая категория (используются покровные свойства бумаги).
Участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп по этим параметрам, при необходимости советуясь с ведущим.
Упражнение. Атрибутивный анализ.
Цель: развивать творческое и креативное решение.
Атрибутивный анализ – один из способов получения новых идей для совершенствования изделий.
Этапы работы:
1. Разбейтесь на группы по три – четыре человека.
2. Возьмите на выбор любое изделие.
3. Начертите таблицу из 5-7 столбцов для характеристики изделия.
Например, атрибутивный анализ печенья
Вкус
Структура
Размер
Форма
Стоимость
Сладкий
Кислый
Ломкая
Пористая
.
Большой
Средний
Круглая
Квадратная
Высокая
Средняя
острое – ломкое маленькое – фигурное – низкая -
4. В процессе мозгового штурма заполните таблицу со своими собственными определениями.
5. Пунктиром проведите соединительные линии между колонками, в результате получится новое изделие
Игровое упражнение «Что делает буква»
Смысл упражнения.
Развитие как вербальной креативности (поиск глаголов на заданную букву), так и умения выражать свои идеи в необычном, подчеркнуто странном контексте (в данном случае через рисунки буквы, превращенной в человека и занимающейся разными делами).
Описание.
Участникам предлагается выбрать какую-нибудь часто встречающуюся в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] букву (приблизительно из такого набора: Б, И, К, М, П, Р, С, Т) и изобразить ее в виде человечка.
После этого они придумывают как можно больше начинающихся на выбранную букву глаголов, обозначающих действия, которые может совершать этот человечек, и рисуют его (по-прежнему в виде буквы) за каждым из этих занятий. Упражнение выполняется индивидуально на листах формата АЗ, время работы 8-12 минут. Потом проводится выставка получившихся рисунков.
Обсуждение.
Что и чем именно интереснее всего в созданных рисунках?
Пример. Что делает человечек в виде буквы М:
· Молчит.
· Медитирует.
· Музицирует.
· Малюет.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15