Конспект по преодолению стресса у учашихся


ВВЕДЕНИЕ
Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.
Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: - потеря близкого родственника;
- развод родителей;
- пропажа дорогих вещей;
- переход в другую школу;
- завышенные требования значимых людей к ребенку…
Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс.
Отсюда возникает закономерный вопрос, а есть ли методы борьбы со стрессом, как его предотвратить или хотя бы уменьшить негативное воздействие? Таким образом, у нас возникла идея медитации.
Стресс - это напряжение состояния организма человека как психическое, так и физическое возникающее в “крайне трудной ситуации”.
Виды школьного стресса
1) Экзаменационный стресс, или «стресс получения неудовлетворительной оценки».
2) Информационно-временный стресс обусловленый перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 40-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать.
3) К школьным стрессам можно отнести эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися.
Важным является тот факт, что при стрессе отмечается у школьников эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности.
Школьный стресс сопровождает усиление проявлений личностной тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности.
Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.
К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.
Методика ФиллипсаДля выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.