Открытый урок по природоведению «Дикорастущие и культурные растения»
Министерство образования и науки Украины
Керченская общеобразовательная школа I – III ступеней № 4
Керченского городского совета Автономной Республики Крым
Открытый урок
по природоведению
«Дикорастущие и культурные растения»
Учитель начальных классов
I категории
Крамор Елена Александровна
2013г.
Тема. Дикорастущие и культурные растения.
Цель: дать понятие о дикорастущих и культурных растениях, показать взаимосвязь растений с живой природой; развивать мышление, память; прививать любовь к природе и бережно относиться к ней.
Оборудование: проектор, предметные картинки, карточки со словами, раздаточные карточки.
Ход урока
I. Оргмомент.Каждый день – всегда, вездеНа занятиях, в игреСмело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Повторение изученного на предыдущем уроке.
1.Фронтальный опрос
- На предыдущем уроке мы начали свое путешествие в мир живой природы со знакомства с зеленым чудом планеты.- Что называют зеленым чудом планеты? (Растения)
- Как по-другому можно назвать царство растений? (Флора)
- Растения называют еще легкими планеты, почему? (Растения помогают нам дышать чистым воздухом. Они выделяют через листья кислород, которым дышат люди и животные, а поглощают углекислый газ.)
Слайд 2
- Какое значение для человека имеют растения? ( а)кормят, б) одевают, в)лечат, г)дают много полезных вещей)
Слайд 3
- На какие группы делаться растения? (Деревья, кустарники, травянистые растения)
- По каким признакам определяем, что перед нами дерево?
- По каким признакам определяем куст?
- Чем отличаются травянистые растения от деревьев, кустарников?
2. Игра по рядам
Учитель показывает растение, еслидерево – хлопают дети первого ряда
куст – хлопают дети второго ряда
травянистые растения – хлопают дети третьего ряда
III. Сообщение темы урока.На уроке мы узнаем, почему одни растения называют дикорастущими, а другие – культурными
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
Слайд 4
- Чем отличается ель от яблони?
Слайд 5
Общее, различное.
Слайд 6
- Чем отличается орешник от крыжовника?
Слайд 7
Общее, различное.
Слайд 8- Чем отличается одуванчик от помидора?
Слайд 9Общее, различное.
- Что в природе появилось раньше – дикорастущее растение или культурное?
Рассказ учителя с элементами беседы.
Слайд 10
- На какие две группы можно разделить все растения? (Дикорастущие, культурные.)
Слайд 11 ФизминуткаМы выходим с вами в лес
Сколько здесь вокруг чудес
Посмотрели вправо, влево
Наклонились и присели
По тропинке побежали
До лужайки добежали
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки
Стоп! Немножко отдохнем
И домой пешком пойдем
- На месте стой «раз, два»
V. Закрепление и осмысление знаний
Мы пришли домой и продолжаем говорить о растениях.
1.Работа с учебником
- Откройте учебники по закладкам (стр. 57)
- Рассмотрите растения, какие из ник дикорастущие, а какие культурные?
- В какие две группы можно их объединить?
2.Рассказ учителя.
Культурные растения делятся:
овощные (растут в поле, на огороде)
плодовые (растут в саду)
зерновые (растут в поле)
декоративные ( растут на клумбах, в саду)
прядильные (растут в поле)
3.Дидактическая игра «Поле, сад, огород»
Учитель показывает и называет растения, учащиеся первого ряда поднимают руки и говорят «поле», второго ряда – «сад», третьего ряда – «огород».
Растения: капуста, груша, картофель, пшеница, слива, яблоня, морковь, овес, лук, смородина, свекла, ячмень, редис.4. Работа в тетради. (стр. 19)
- Рассмотрите рисунки. Назовите растения. Обведите дикорастущие растения.
- Почему горох относится к культурным растениям?
- Где растет горох?
- Горох – это дерево, кустарник или травянистое растение? Почему?
5.Работа в парах.
Игра «Не ошибись»
На столе карточка с изображением растений: подсолнух, клевер, ландыш, гриб, огурец.
Обведите зеленым цветом дикорастущие, желтым – культурные растения.6. Дидактически игра «Соедини парами»
пшеница роза
картофель яблоня
тюльпан хлопок
груша лук
лен рожь
VI. Итог урока
Слайд 12, слайд 16, слайд 17.