«Использование инновационных технологий в организации образовательного процесса в объединении по изобразительной деятельности и основам дизайна «Кладезь идей»
МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»
«Использование инновационных технологий в организации образовательного процесса в объединении по изобразительной деятельности и основам дизайна «Кладезь идей»
Автор работы:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Урукова И.Г.
2016год.
Тема «ФГОС» в условиях модернизации и реформирования образовательной системы является актуальной и востребованной. Контроль и диагностика введенных в обучающий процесс инновационных разработанных программ, предусматривающих развитие универсальных учебных действий, направленных на воспитание всесторонней личности, остается приоритетной и необходимой, по сей день. Главной задачей реализации ФГОС в современной системе образования выбрано раскрытие способностей каждого учащегося, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Сегодня в обществе происходит много перемен, и современному школьнику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Большая роль в подготовке современного учащегося к быстро меняющимся, совершенствующимся тенденциям современного общества, отводится шагающему со временем педагогу. На смену традиционному педагогу приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Исходя из этого, следует, что деятельность современного педагога должна быть построена так, чтобы в итоге учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В связи с этим повышается необходимость и значимость роли инновационной деятельности в работе педагога, так как педагог постоянно должен развиваться, искать новые пути решения заданных целей. Интеграция основного и дополнительного образования в полной мере позволяет достичь поставленных целей и задач в современном образовании, влияет на качество обучения и воспитания, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно - ориентированный подход к ним.
Инновация - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организация совместной деятельности учителя и учащегося.Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
В своей педагогической деятельности я использую различные инновационные технологии, методы и формы для перехода на более высокую ступень организации образовательного процесса. Это помогает повысить интерес к занятиям у учащихся. Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы, которые я использую в своей педагогической практике.
Личностно ориентированные технологии. Сюда относятся технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Заложенный в детях творческий и интеллектуальный потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося: возраста, уровня способности, подготовленности. Такой дифференцированный подход позволяет максимально повысить эффективность результативности образовательного процесса. Для детей с разным уровнем ЗУН предлагаю задания различной сложности. Лучшие работы участвуют в конкурсах и выставках.Интегрированные занятия. Интегрированные занятия - это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. На занятиях в объединении «Кладезь идей» используется данная технология при изучении нового материала. Интеграция занятий по программе «Кладезь идей» с уроками изобразительного искусства, геометрии, литературы, окружающего мира помогает целостному восприятию детьми окружающего мира. Применяется формы занятий, такие как исследовательское занятие и практическая работа. Их цель заключается в получении учебной информации из различных источников. Учащиеся учатся работать с литературными источниками, периодической печатью, историческими документами. Эти занятия развивают умения анализировать, систематизировать, сравнивать; осуществлять самоконтроль и самооценку.Информационные технологии. К ним относятся компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях.Интерактивные подходы. Отличия интерактивных упражнений, заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового материала . Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»)...Работа в малых группах - одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Каждый учащийся вносит свой вклад в решение поставленной задачи перед группой, высказывая свое мнение или предположение по какому-либо вопросу.
Внедрение проектной деятельности в образовательный процесс объединения «Кладезь идей» позволяет повысить уровень познавательной активности учащихся, творческого мышления, способствует решению этих проблемы. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Проектная деятельность это вариант интегрированного метода обучения учащихся, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Использование метода проектов в обучении учащихся является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Проект учащийся объединения «Кладезь идей» Кандратьевой Анастасия участвовал в VIII Открытом республиканском фестивале искусств, ремесел и декоративно-прикладного искусства «Алтын кулар»,в I региональном конкурсе детских социальных проектов «Добрый Татарстан» и стал победителем.
Применение разных видов педагогических технологий, инноваций позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы. Это создает основу для воспитания конкурентоспособной личности, умеющей самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями для решения новых задач в современном обществе.
Таким образом, успешность педагога во многом зависит от готовности к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не желающий развиваться педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность.
В свое время еще В.А.Сухомлинский сказал «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат!»
Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Список литературы.
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в дополнительном образовании. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 64 с.
2. Котлярова, И.О. Инновации в образовательных учреждениях / И.О.Котлярова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010.-123с.
3. Хуторской А.В. Современные педагогические инновации на уроке //Эйдос.2007