ТРИЗ и РКМ технологии на уроках английского языка


ТРИЗ И РКМ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Анастасия Викторовна ЛизогубМОБУ «СОШ №7»
учитель английского языка
тел.89619519395
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Современное общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
И как следствие, одним из важных направлений в системе образования в школе становится разработка и внедрение современных технологий, соответствующих требованиям времени.
В этой связи, использование на уроках иностранного языка приемов ТРИЗ (теории решения исследовательских задач) и РКМ (технологии развития критического мышления) приобретает особую актуальность.
ТРИЗ – теория решения исследовательских задач, разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Но со временем, развиваясь, ТРИЗ успешно «перекочевала» в другие сферы жизни, в том числе и в педагогику. Сущность ТРИЗ – решение так называемых «открытых задач», то есть задач, не имеющих единственно правильного решения.
Что это значит «открытые задачи»? Существуют «закрытые и открытые задачи».
Формула закрытой задачи: чёткое условие + утверждённый способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утверждённого способа решения (а значит, и мышления!) – снижение оценки. А жизнь требует умения решать задачи другого типа. Это задачи, в которых не всегда понятно условие, нет чёткого стандартного пути решения, зато возможны разные варианты ответа. Такие задачи называются - открытыми.
РКМ – (технология развития критического мышления) - это педагогическая технология (авторы: Ч.Темпл, К.Меридит, Дж.Стил, С.Уолтер), направленная на развитие критического мышления обучающихся.
Эти две технологии удачно дополняют друг друга и не вызывают противоречий в учебно–воспитательном процессе, поскольку творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи.
Однако использование этих приемов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только научиться решать поставленные вопросы творчески, но и овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма). Это означает, что необходимо адаптировать приемы ТРИЗ и РКМ технологий к предмету иностранный язык.
Рассмотрим применение приемов в рамках обучения иноязычной речевой деятельности.
Основными приемами формирования произносительных и интонационных навыков являются фонетические разминки, звукоподражательные и интонационные игры, ролевые игры, речевые проблемные ситуации, однако все они подаются в контексте приемов ТРИЗ - технологии: 1.«Сочиняем сказки», РАФТ (роль, аудитория, форма, тема), «Театрализация», «Оживи картину», «Круги по воде», «Прослушивание с остановками», которые придают процессу формирования произносительных навыков яркую творческую и коммуникативную окраску.
1. «Сочиняем сказки»
В самом начале процесса постановки иноязычного произношения необходимо познакомить учащихся со строением речевой полости и, следовательно, раскрыть имеющиеся у них резервы. Как это сделать? Для этого случая существует замечательная игра-сказка "Mr. Tongue" - «Господин язычок», где учащиеся персонифицируют речевой орган язык и изучают различные позиции постановки языка при иноязычном произношении.
Главное действующее лицо – персонифицированный орган – язык.
Место действия – речевая полость.
Время действия – утро.
Сценарий сказки зависит от тех звуков, которые необходимо отработать на данном уроке. Ученики выполняют нужные действия, наблюдая процесс в зеркало.
Эту игру можно бесконечно усовершенствовать и дополнять, в зависимости от поставленных задач.
2. «Оживи картинку»
Для презентации и отработки звуков можно с успехом использовать звукоподражательные игры. Игра «Старый дом» позволяет тренировать любые необходимые звуки. Учитель погружает с помощью установки детей в атмосферу старого дома, где каждая вещь говорит на своем языке, но чтобы услышать эти звуки, нужно прислушаться. Ученики имитируют звуки дома, попутно тренируя фонетические явления.
Эту игру можно усложнить на последующих этапах обучения и предложить поговорить от имени какой-либо вещи, соблюдая фонетические нормы изучаемого языка.
3. «Театрализация»
Для формирования интонационных навыков можно с успехом использовать игру «Оркестр». Учитель пишет на доске предложения и интонирует их, показывая движение тона голоса стрелками. Далее учитель дает образец интонационной структуры в связном предложении, ребята смотрят на доску, следят за движение палочки, которая показывает движение тона голоса, и повторяют за учителем.
Данный прием эффективен на любом этапе освоения фонетики. Его можно использовать как фонетическую зарядку при повторении интонационных структур и в старших классах.
Другим вариантом при работе над произношением на начальном этапе, а особенно для развития умения слышать разницу между иноязычными русским вариантом произношения одних и тех же звуков, является игра «Иностранцы в России». Эта игра стоится на проговаривании русских пословиц с английским акцентом.
Также я использую много приемов ТРИЗ и РКМ технологий во время обучения лексико-грамматическим структурам:
ТРИЗ:
«Мозговой штурм»,
«Метод контрольных вопросов»,
«Бином фантазии», «Метод ассоциаций»,
«Синквейн»,
«Экспертиза»,
«Лови ошибку»
«Метод фокальных объектов»,
«Загадка», «Круги Эйлера»,
«НИЛ»,
РКМ технологии:
игра «Как выдумаете»,
«Инсерт»,
«Кластер»,
«Дерево предсказаний»,
«Оживи картину»,
«Зигзаг»,
«Бортовой журнал»,
«Двухчастный дневник»,
«Чтение с остановками»,
Игра «Да - нет»,
«Круги по воде»,
«Верно – не верно»,
РАФТ (роль аудитория, форма, тема).
Предлагаю ближе познакомиться с данными приемами.
1. Кластеры
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.
Пример урока в 7 классе
Тема: «Travelling».
Цель: Ответить на вопрос «Почему люди путешествуют?». Ввести новые лексические единицы, тренировать учащихся в употреблении порядка слов в предложении.
Задача: Составить кластеры к ответу на вопрос.
Why do people travel? Give your reasons…
Примечание: на последующих этапах изучения темы можно возвращаться к созданным кластерам и дополнять их информацией.
2. Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Пример урока в 7 классе.
Тема: “Environment”
Цель: Обобщить полученные знания по теме, закрепить употребление конструкции Simple Future и Subjunctive mood.
Задача: В качестве эксперта экологической организации, изучить информацию и спрогнозировать возможные изменения окружающей среды на ближайшие 100 лет. Dear friends, people! You live on the one of the most beautiful planet - Earth. It is surrounded by water and shines blue in the space. Your planet servers as a home for different animals and plants and for you too, people. So many wonderful oceans and sees, wild woods and deserts, mountains and rivers can we see in the dark. A lot of peoples have a great dream to be Eathers and to breath the clean air. Stop the destroying of the wildlife and the spoiling of the environment in other way you will damage your planet. Many hundred years ago our planet was like your. But now…. Oh, now we haven’t chances for live!
3. Загадка
Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию различных видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц.
Пример урока во 2 классе.
Тема: “Animals”
Цель: активизировать лексические единицы по теме, тренировать учащихся в употреблении структуры вопросительного предложения Is it…..?
Задача: угадайте, что это за животное.
It can jump, but it is not a kangaroo,
It can run, but it is not a dog,
It can swim, but it is not a fish,
It is strong, but it is not an elephant.
(a tiger)
Примечание: учащиеся могут составлять загадки самостоятельно после того, как освоят этот прием.
4. Круги по воде
Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
Пример из урока в6 классе по теме «Tasty treats»
Цель: расширить словарный запас по теме «Еда и напитки».
Задача: подберите как можно больше слов по теме «Еда и напитки» к слову “Delicious” на соответствующую букву.
 s a n d w ic h
  m e l o n   
  m  il k  
o il   p a s t a   c  h ic k e  n 
s o s a g e
b is c u it c r is p s Приемы технологии ТРИЗ
5. СинквейнСлово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
В первой строчке называется тема (обычно это существительное).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательные).
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Данный прием ТРИЗ можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения иностранному языку. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова. Прием Сиквейн позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся, но и употребить их в связном высказывании, добавив недостающие члены предложения.
Пример урока в 9 классе.
Тема «Famous people».
Цель: Активизировать в речи учащихся Л.Е. по теме, обучать связному высказыванию по теме.
Задание: Составьте синквейн к тексту
Результат работы учащихся:
11 Имя (название, личность, предмет, звание…) Peter the Great22. Два прилагательных, описываю-щих эту личность powerful, strong33. Описание действий (3 глагола) made, built, improved44. Фраза из 4 слов, которые выра-жают сущность “a window into Europe”
55. Синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия emperor (tsar)
6. Метод ассоциаций
Этот метод так же можно назвать как метод гирлянд случайностей. Его задачей является создание новой, оригинальной, полезной модификации чего – либо.
Пример урока английского языка в 6 классе.
Тема: “Home sweet home”
Цель: активизировать употребление Л.Е. по теме.
Методика работы: работа идет в группах по 4 человека. Необходимо создать мебель будущего.
Даны слова:
a chair, a lamp, a hat, wind.
a fridge, a loud speaker, a tape, a TV set.
Результат работы 1 группы: a chair in a form of a hat with a ventilator on the right and a lamp under the chair.
Результат работы второй группы: a fridge with a loud speaker which informs about condition of the food with an installed tape and a TV set.
Подводя итог сказанного, хотелось бы подчеркнуть, что использование ТРИЗ и РКМ технологий в современном образовательном процессе позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения, а главное, сохранить контингент обучающихся, что в условиях современных преобразований является весьма значимым. Отрадно и то, что применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным.
Список литературы:
Ласукова Н. А. Использование приемов и методов ТРИЗ на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/45126.htm.
Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1.–Концепт. –2013. –ART 53572. –URL: http://e-koncept.ru/article/964/ –Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. –ISSN 2304-120X. Рубрика «ТРИЗ и технологии образования» –http://www.trizminsk.org/e/index.htm [30.11.2015Гин А.А. Приемы педагогической техники [Текст ]: пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.