Конспект по экспериментированию с водой в средней группе Свойства воды
Конспект по экспериментированию с водой в средней группе «Подсолнушки»
Цель: – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
Образовательные:Познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, цвета, запаха, течет, растворитель)Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.Развивающие:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы.Развивать мышление, любознательность, речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.Воспитательные:воспитывать любознательность, взаимопомощь,воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Материал:
стаканчики с прозрачной водой; песок.белая краска;соль, сахар;лед;
ракушки для бросания в стаканы с водой;заранее покрашенные в пищевой краситель цветы.
Глобус
Пластиковые стаканчики (большие и маленькие), одноразовые ложки, пробирки ( на каждого ребенка с подставкой).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости давайте поздороваемся
Доброе утро людям и птицам, доброе утро улыбчивым лицам.
Ребята, посмотрите, это что это у меня?
Дети:
Это глобус.
Воспитатель.
Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
Синего и голубого.
Воспитатель.
Верно.
Что же обозначено этим цветом на глобусе?
Дети: Вода
Воспитатель.
Это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Покажи нам Калерия (на комп)
(Показ схемы кому нужна вода)
Дети
Животным, растениям, человеку, насекомым.
Воспитатель.
Правильно, без воды нет жизни на земле.
А что человек делает при помощи воды?
Дети.
Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель.
Жить нельзя нам без воды».
Вода необходима всему живому на земле.
Воспитатель:
Вы ко мне все подойдите
на меня все посмотрите.
Дети, ой, что утром было!Я же вам сказать забыла.Только в садик я зашлабабочку на столе нашла.Воспитатель показывает на ладошке бабочку
(запись:)
Дорогие ребята нам нужна ваша помощь, в нашей стране, засуха спрятала воду под замок открыть его можно зная свойства воды..а без воды погибнут растения, погибнем и мы.
Воспитатель.
Что нам делать?
Дети:
Поможем вернуть воду бабочкам и растениям.
Воспитатель:
Узнав свойства воды, мы сможем открыть, замок за которым Засуха прячет воду.
Приглашаю вас, коллеги, отправится в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
Воспитатель.
Но прежде чем начать работу коллеги в нашей лаборатории
Повторим
правила безопасности:
1. Будь аккуратным и не сори.
Всё за собой ты убери,
2. Не пробуй на вкус ничего никогда,
Иначе тебя ожидает беда.
3. И никогда никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
И так дорогие коллеги, предлагаю надеть халаты и пройти на свои рабочие места.
И так дорогие коллеги у нас на доске разные символы, которые помогу нам в нашей работе. Предлагаю после каждого опыта на ключ разместить подходящий для нашего опыта символ.
1 опыт. На определение вкуса воды.Ребята, перед вами стоят два стакана с водой. Попробуйте на вкус, какая она? (дети пробуют воду). Она безвкусная. А теперь положите в один стакан сахар и попробуйте воду из этого стакана (она сладкая). А теперь положите в другой стакан немного соли, размешайте и попробуйте воду из этого стакана. Какая она? Она соленая.
Как ученые делаем следующий вывод: вода сама по себе безвкусная, но меняет свой вкус в зависимости от того, что туда добавили . ( 2-3 ребенка повторяют)-Вот ещё один знак, который поможет открыть нам замок.2 опыт. На определение прозрачности воды. Перед вами налито два стакана. Скажите, что там налито. Вода. В двух стаканах налита прозрачная вода. Если положим туда ракушку, то мы увидим ее в стакане или нет?Дети кладут в стакан ракушки и видят их.Вывод: Вода прозрачная, поэтому сквозь нее видны разные предметы.А теперь давайте добавим в воду немного белой краски. Какой стала вода? Правильно, она стала мутной. Давайте теперь попробуем положить туда монетку Вы видите ее? Нет.Как ученые делаем следующий вывод: Когда мы добавили в воду другое вещество (белую краску), то вода стала не непрозрачной и мы в ней не видим предметы.
Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
3 опыт. Какую форму принимает вода.Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налитаДавайте нальем воду в узкий сосуд, а затем в широкий и мы увидим, что количество воды в обоих сосудах не изменилось.
Как ученые делаем следующий вывод: вода меняет форму ( 2-3 ребенка повторяют)-Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
4 опыт. Чем пахнет вода?Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям два стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них аромамасло апельсина, яблока (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза)
Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или апельсином.
Как ученые делаем следующий вывод: вода не имеет запаха. ( 2-3 ребенка повторяют)-Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз –росой умылась,
Два -изящно покружилась.
Три- присела.
На четыре- полетела.
У реки остановились
На цветочек опустилась.
Отдохнули, ребята! Тогда снова занимайте места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.5 опыт. Различные состояния воды.— Ребята, я сейчас вам раздам что-то, а вы мне ответите, что это и как это получилось (педагог раздает детям заранее приготовленные кусочки льда)Дети: это лед.А как он получился?Дети: когда холодно, вода замерзает и превращается в лед.Правильно, ребята.— Какой он? (твердый, холодный, тяжелый).А если снова будет тепло? Подержите льдинки у вас в руках. Что с ним происходит?Дети: лед тает и снов превращается в воду.
Как ученые делаем следующий вывод: вода не имеет запаха. ( 2-3 ребенка повторяют)-Вот ещё один знак, который поможет нам открыть замок.
Вывод: Лед — это замороженная вода.
Ну вот и все знаки собрали на ключе и замок можно открывать.Заключительная часть.Ребята, а теперь давайте подведем итог нашего занятия и вспомним все, что мы сегодня узнали во время пребывания в нашей лаборатории.Мы узнали, что вода прозрачная, сквозь нее видны различные предметы. Вода безвкусная, не имеет запаха. В воде некоторые вещества растворяются. Вода бывает в состояниях: жидком и твердом. А сейчас предлагаю всем вспомнить еще одно свойство воды и опыт, который мы проводили до этого. Все вспомнили? Да. Мы проводили опыт, как может вода окрасить белые цветы. Мы добавили в бесцветную воду пищевые красители и поставили туда веточки белых цветов и оставили их там на несколько дней. Хотите посмотреть, что стало с нашими цветами? Да!!! Смотрите, наши цветы окрасились и стали такого цвета, какой краситель мы налили в данную вазу. Значит, цветы действительно пьют водичку и если вода будет цветной, то и цветы тоже от такой воды окрасятся.Молодцы, ребята! Вы успешно справились с работой лаборантов и замечательно
Ну вот и все знаки собрали на ключе и замок можно открывать.Ребята, вспомните, что сказала бабочка? Как вернуть воду?
Дети:
Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать пять свойств воды.
И замок откроется.
Ну вот и все знаки собрали на ключе и замок можно открывать.Правильно
Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в страну, где живет бабочка, узнали в своей лаборатории пять свойств воды.
Бабочка очень рада, что вы помогли им вернуть воду, теперь их жизни не угрожает опасность .
Голос: Спасибо вам ребята.
Зная свойства воды, мы победили засуху. Предлагаю подарить наши буклеты гостям, чтоб каждый знал, как важна вода и берег ее.