Статья Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с культурой и традициями своего народа
Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с культурой и традициями своего народа
В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.
Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие – наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.
Особенность дошкольного возраста заключается в том, что в этот период закладываются основы, стержень личности человека. И эти основы должны быть четко определены. Мы в работе нашего дошкольного учреждения определили основные моменты, на которые необходимо сделать акцент в занятиях с дошкольниками.
Для нас важнейшие направления в работе по духовно – нравственному воспитанию – это:
- формирование представлений у детей о добре и зле, которые включают понятия о приверженности ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения к жизни других людей;
- уважение к культуре и истории своего народа, формирование понятия об истинном патриотизме;
- ориентация на продуктивный и необходимый для других труд, уважение к труду взрослых;
- ориентация на стабильную и счастливую семейную жизнь.
Общедоступными и универсальными средствами воспитания в детях ценностей и идеалов являются формы, которые связаны с использованием слова и языка. Это художественная литература.
И в первую очередь – это сказка. Что такое народная сказка? Это коллективное произведение, созданное всем народом, словно его творило оно нравственное лицо. Народная сказка находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, приобретет национально устойчивые черты, созданные переплетением индивидуального творчества.
И так как фантазия законный способ познания мира для детей, им нужна именно сказка. Она формирует эмоциональную жизнь ребенка никак не меньше, чем житейские обстоятельства.
Сказка помогает поверить в силу добра, которое, всегда побеждая зло, зовет к преобразованию мира и себя.
Из сказок ребенок узнает, что путь к счастью лежит через труд, сопряженный с преодолением всевозможных препятствий. Сказка помогает ребенку научиться различать добро и зло, как нравственные категории.
Народная сказка – образец национального русского искусства. Она уходит корнями в психику, восприятие, культуру и язык народа, т.о. через сказку ребенок узнает Родину, как и ее творца – русский народ. Она пособие к познанию национальной биографии.
Авторские сказки, созданные на основе народных сказок, в русской литературе являются ярким примером мировоззренческой притчи поданной в легкой образной форме: для дошкольного возраста - это сказки А.С. Пушкина « о рыбаке и рыбке», «о золотом петушке», «о царе Салтане» и др.
Сказки для старшего дошкольного возраста формируют представление о необходимости учения, например сказка А.Н. Толстого «Буратино», произведения Н.Носова «Приключения Незнайки» и др.
В сказках на смекалку утверждается ценность интеллекта, его житейская мудрость. Примерами могут служить русская народная сказка «Вершки и корешки», сказка «Каша из топора». Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться.
Особую группу составляют поэтические исторические произведения, с которыми знакомим детей старшего дошкольного возраста. В первую очередь, это былины. Они создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине, прежде всего через защиту ее «на поле брани» в суровые времена войн. Эти произведения незаменимы для формирования у детей понимания ценности благополучия и процветания своей страны, готовности защищать ее в случае необходимости от нападений и разорений.
Кроме того, многие былинные богатыри имеют реальных прототипов. Былины очень достоверны в описании деталей реальной жизни. Таким образом, дети могут с ранних лет приобщиться к русской истории, научится любить ее, а значит и свою Родину.
Знакомство дошкольников с выдающимися людьми России и воронежского края является неотъемлемой частью работы, проводившейся в нашем детском саду. На протяжении всего календарного года педагоги знакомят детей с выдающимися людьми России, с эпохой, в которой они жили, с историческими событиями того времени. Для того, чтобы дети в будущем любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Знакомство с биографиями великих людей России, таких как А. Невский, Д. Донской, К. Минин, Д. Пожарский, М.Л. Кутузов, А.В. Суворов, Ф.Ушаков, А.С. Пушкин, Ю. А. Гагарин и др. дает детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости великим народом, важной частью которого они являются.
Воспитание уважения к труду и людям труда – это важная часть работы педагогов с детьми. В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Проводя интеграцию различных видов деятельности, мы ручной труд соединяем с занятиями познавательного содержания.
Жаль, что не все родители понимают необходимость воспитания в детях уважения к труду, в том числе физическому или ремесленному. Нравственные установки рассматриваются некоторыми родителями с позиции, что их ребенку это не надо. Наша задача разъяснить родителям, что мораль и нравственность являются общечеловеческими ценностями. Это не предмет личного выбора или вкуса. Родителям важно понять, что нарушение норм нравственности влечет за собой нарушение душевного, психологического здоровья и благополучия личности. Труд нужен не только тем, кто заинтересован потреблять его плоды, результаты. Труд необходим самому человеку для того, чтобы полноценно развиваться и реализоваться. Для ребенка труд – важнейшее условие полноценного психического развития. В труде формируются волевые качества личности, ребенок учится ставить цель и достигать ее в процессе деятельности. Достижение результата - здоровая основа для формирования гармоничной самооценки. Работу по этой теме проводим с родителями, организуя родительские собрания, круглые столы для того, чтобы родители могли высказать свою точку зрения, а потом обсудить ее с другими и услышать профессиональную позицию педагогов.
Работа с семьями воспитанников наиболее сложная часть работы педагогического коллектива и администрации детского сада. Мы стараемся эту работу проводить деликатно, для того чтобы вместе с семьей донести до ребенка простые нравственные установки, что старших надо уважать и слушаться; братья и сестры ответственны друг за друга; в семье важен мир и лад.
Осознавая ответственность за формирование основ душевного здоровья у подрастающего поколения, мы надеемся, что через уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране, через ясные представления о добре и зле мы вместе с нашими детьми станем ближе к простым, вечным и подлинным человеческим ценностям.