Воспитательная система классного руководителя


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1»




13 EMBED CDraw5 1415





ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБРАЗЦА
КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ


Автор: Л.П. Григорьева, классный руководитель
МОУ «Лицей»






г. Нефтеюганск
2008


ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБРАЗЦА
КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ

Часто приходится слышать: «Нынешняя молодёжь привыкла к достатку. Она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родителями, жадно глотают еду и изводят учителей». Когда это было? Вчера? Сегодня? А вот и нет. Эта надпись была сделана на глиняной вавилонской табличке несколько тысячелетий назад. Вопросы воспитания остаются актуальными во все времена, как только появилась школа, учителя, ученики и их родители возник спор о том, чему и как учить, для чего учить и на ком лежит ответственность за «конечный продукт» воспитания и образования. Сегодня становится понятным, что именно школа должна стать средством формирования человека, способного жить в сегодняшнем обществе и строить будущее. На наш взгляд, это возможно лишь при наличии воспитательной системы школы, которая представляет собой целостный социальный организм, соединяющий основные компоненты воспитания (субъект, наличие цели, носители содержания, способы деятельности, отношения).
Так воспитательная система МОУ «Лицей» выглядит следующим образом:

Ц
(З) ЗУН + способности традиции рода

Управленец учитель родители

Ц традиции
«Лицея» Ц
куратор ученик выпускник
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Строить жизненную Культурные способы
позицию мышления

руководитель преподаватель
проекта метапредмета

Есть управленец (директор), есть позиции (учитель, куратор, руководитель проекта, родители, выпускники «Лицея»), у каждого из которых конкретные задачи, решение которых позволяет достичь цели.
Другими словами у каждого участника образовательного процесса, будь-то, учитель, куратор должна быть создана своя воспитательная система. Моя воспитательная система, как куратора, направлена на воспитание учащихся девятого класса, исходя из общей цели школы «Лицея», с пониманием той перспективы, которая задаётся моделью выпускника. Теперь моя задача сорганизовать все субъекты, представленные в данной воспитательной системе. Ими являются учителя-предметники, руководитель проекта, родители и выпускники «Лицея». Организуя совместную деятельность, мы направляем свои усилия на перевод воспитанника из объекта в субъект, понимая при этом, что образовательный процесс, выстроенный в рамках воспитательной системы, включает в себя полный цикл деятельности:
диагностический этап;
деятельностный этап;
рефлексивный этап.
Исходя из цели воспитательной системы школы – создание условий для формирования нравственно-ориентированного выпускника, имеющего определенный набор ценностей, активно самоопределяющегося к общественной жизни, выделяю основные задачи куратора на данном этапе, то есть для учащихся 9 класса:
создание условий для нравственного выбора, определения пути продолжения образования;
подготовка воспитанника к процессам самовоспитания и самоорганизации.
Понимая воспитание как процесс формирования ценностных отношений, выделяю роль образца (примера) за основу воспитания. Но изначально надо сделать так, чтобы ребенок начал доверять мне. Итак, первый этап - построение доверия. Вот здесь главная роль и отводится технологии социального проектирования, характерной чертой которой является складывание детско-взрослых сообществ, изменение характера взаимоотношений учитель-ученик. Так включаясь в совместную деятельность при разработке и реализации различных инициатив социального проекта «Шаг навстречу», разрабатываемого в этом учебном году, я на равных участвую в составлении городской карты досуговых мест, вместе с ребятами думаю, как засыпать «болото», вместе создаем листовки и распространяем их. При этом ребята видят рядом с собой не учителя, а взрослого человека, которого можно всегда получить совет, который поможет и направит. Именно так и выстраиваются доверительные отношения, а значит, происходит раскрепощение подростка и как следствие его развитие.
Занимая позицию рефлектирующего, отслеживаю, что же происходит с ребёнком, с целью организации дальнейшего процесса по выстраиванию ценностных отношений.
Теперь, когда этап доверия пройден, отношения с детьми выстраиваю по
построению значимого образца – это второй этап. На данном этапе задача куратора – предоставить формирующемуся человеку богатую палитру возможных образцов. Точнее «насытить» процесс воспитания разнообразными образцами (примерами) выстраивания отношений с миром. На наш взгляд, образцами могут быть:
примером могут быть родители, сверстники, педагоги;
примером могут быть учёные, писатели, политические деятели, артисты, спортсмены;
художественный образ как пример (персонажи книг, фильмов).
Но здесь есть определенная трудность, связанная с псевдообразцами. Сейчас популярны мальчики-девочки из множества «Фабрик», из «Дома-2» «засвеченные » на телевидении. У них есть всё и нет проблем. А нет проблем потому, что они никого не любят, ничего особо не делают, они просто тратят и тратят деньги своих богатых родителей. В связи с этим становится понятной та тревога, которую вызывают формирующиеся у подростков ложные идеалы. Зачастую такими идеалами становятся кумиры. А поскольку система ценностных отношений регулирует ценностное самоуправление поведением школьника, то очень важно направить выбор учащихся в русло общечеловеческих ценностей, научить их различать образцы и псевдообразцы – это и выделяю как третий этап.
Как сместить в сознание ребенка ложный идеал? Одним из средств является построение такого понятия как уважение. Начинается все с обсуждения:
- за что мне нравится солист группы «Ленинград»,
- а уважаю ли я своего деда, участника войны и за что?
Так или иначе, нам, педагогам, сегодня становится понятна недостаточность только взрослых образцов. Появляется новый ход - обращение к выпускникам «Лицея». И опять совместная деятельность по организации переписки, встреч, звонков. Ребята узнают как относятся к жизни их сверстники, участвуют ли они в общественной жизни, что для них есть дружба, каковы отношения между собой в сегодняшнем дне, отношение к «Лицею», к тем людям, которые воспитали их – все это в значительной степени влияет на формирование жизненных устоев сегодняшних моих воспитанников. Я вижу, как они ждут ответа на свои письма, с каким вниманием читают их.
Из письма А. Складчикова, студента философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, одной из моих учениц: « Я могу сказать, что школа «Лицей» замечательна тем, что заставляет тебя постоянно сомневаться. Сомневаться, а правильно ли ты живешь, сомневаться в своих поступках, сомневаться в том, что вообще правильно».
А вот что пишет Даша Лаптева, студентка Тюменского института мировой экономики, управления и права, одному из моих учеников: «Мне всегда хотелось принимать непосредственное участие во всем, разрабатывать само дело. Когда не сидишь на месте, а постоянно что-то делаешь, ты живешь. А это значит, думаешь об окружающих, о своей семье, о своем городе. Тогда и только тогда многое сможешь поменять»
В процессе такой работы постепенно появляется уважение к своим же сверстникам, но не за модную прическу или серьгу в ухе, а за наличие собственного мнения, за широкий кругозор, за гражданскую позицию. Так, незаметно, выпускники влияют на становление сегодняшних учеников, их ценностного ряда, передавая им свое отношение к родной школе, городу, ветеранам. Вот теперь можно обсуждать вопросы могут ли наши ветераны, старожилы, родители, дедушки и бабушки быть идеалом для сегодняшних подростков.
И вновь совместный поиск ответов на вопросы: кто приносит реальную пользу как можно большему числу людей? Что делает для этого солист группы «Ленинград» и мой дед? приводит к выводу, что действительно уважаемыми людьми можно считать, прежде всего, ветеранов войны, первопроходцев, старожилов нашего города, так как результат их деятельности очевиден: ветераны войны – защищали нашу страну от врага, первопроходцы – основали город, старожилы – построили город, в котором мы сегодня живем. А дальше совершенно естественный ход. Оказывается, среди этих уважаемых людей есть наши родные: бабушки и дедушки, папы и мамы. Отсюда и понятно направление нашей совместной с ребятами деятельности: изучение своего рода, города, «Лицея».
« Самое главное – мой дедушка – это мои родовые корни. Я ношу его фамилию и горжусь этим. Мне приятно, когда по моей фамилии вспоминают дедушку многие учителя и жители города. Воспоминания эти только хорошие и добрые, значит, много полезного он сделал в своей жизни», - утверждает Иван.
«Построение родословной своей семьи возлагает на тебя ответственность за следующие поколение», - рассуждает Кристина.
Все это позволяет включать родителей в общее дело – составление родословной. На самом деле, родителям впервые становится ясна задача: не опекать или контролировать, а передавать традиции рода.
«Я увидела, что сообща и только сообща мы воспитаем своих детей и внуков, за которых не будет стыдно, которые принесут пользу городу, стране», - это говорит бабушка одного из учеников.
«Здорово, что, заглядывая в прошлое, моя дочь равняется на своих предшественников. Чему-то «учат» нас – родителей, - рассуждает мама моей ученицы, - Может, нам как раз и не хватало таких проектов во время нашей учебы. И важно то, что родители имеют возможность быть участниками проектов».
А вот что утверждает папа одного из моих учеников: «Я сам руководитель и могу представить себе, каких трудов стоит подготовка проектов, но участие в проекте помогают встряхнуться от повседневной рутины и какой-то усталости ещё раз напоминая, что в деле воспитания нельзя расслабляться и пускать всё на самотёк – это очень серьёзно».
Построение своего будущего начинается с обращения к прошлому, вот почему включение ребят в подготовку культурно-исторический проекта «Я не видел войны, но всё же» позволяет искать ответы на жизненно важные вопросы: кто я и какое место в этой жизни займу я? Какое отношение имел мой род к Великой Отечественной войне?
Вот как рассуждает Стас Николаев: « Мой прадедушка Середа Степан Яковлевич был участником Великой Отечественной войны. Он был добрым, трудолюбивым и порядочным. Эти качества он заложил в своём сыне, моём дедушке Середе Александре Степановиче, а мой дедушка передаёт их мне».
Кирилин Алексей продолжает: « Если честно сказать, я шел к ветерану с некоторым волнением. Мне впервые в жизни поручили очень серьёзное дело. Но после того как я поговорил с удивительным человеком, узнал о том как она воевала, я понял о необходимости таких встреч. Люди, которые отстояли независимость нашей страны, являются образцами мужества, стойкости и порядочности».
Результатом этой работы вижу изменение отношения ребят к ветеранам, которое проявляется в желании встретиться с ними, оказать им помощь, написать рассказ о подвигах, о их жизни. Важным условием в подготовке проекта является, на мой взгляд, участие и подростков, и родителей в решении поставленных задач, появляется взаимопонимание и выстраивается живая связь поколений.
Вот мнения Наташи и ее мамы. Наташа говорит: « мне нужно и важно общаться со старшим поколением. Ветераны опытнее и мудрее нас. Общаясь с Анной Ильиничной, я поняла, что помогло им выстоять в войне». Мама Наташи продолжает: «В нашей семье не осталось уже никого, кто видел войну. Провожая, домой нашего ветерана, Анну Ильиничну Вахрину, мы услышали слова: «Наташа, приходи, когда захочешь».
И на всем протяжении совместная работа с учителями-предметниками. На психологических консилиумах, выстраивая образ ученика так, чтобы было понятно, какая реальная помощь, какое участие в судьбе ученика должны быть выстроены учителем. Это не разовое действие, это постоянная работа с тетрадями самоопределения. Так, учитель математики: «Интеллектуальных возможностей и умения учиться у вас вполне достаточно, чтобы по математике иметь «5», но не хватает, на мой взгляд, активности, внутренней потребности реализовать свои возможности именно на уроке математики. Над вами довлеет мысль: «Не получилось – ну и ладно! Не получилось? А я добьюсь, чтобы получилось!» – этот принцип поставь во главу всего». А вот что советует учитель английского языка: «Нам необходимо уделить внимание устной речи и грамматике. Стас, учи слова наизусть по каждой теме, записывай слова в словарь и 5-7 минут в день повторяй их. Таким образом будет происходить накопление словаря. Успехов тебе!». Такая работа проводится каждым учителем.
И, наконец, следующий этап - определение результатов деятельности, которые связываем с продвижением школьника в собственном развитии (был - стал). Проиллюстрируем конкретным примером: Максим, активный исполнитель классных дел: разжигает костры на природе, придумывает себе карнавальный костюм, активно участвует во всех субботниках, однако замечаю это не приносит ему удовлетворения. Похвала учителя уже перестаёт быть значимой. Это закономерно, так как учеба уже уходит на второй план, появляется желание занять определенное место среди сверстников. Как достичь этого? Совместное осмысление ситуации , позволяет понять, что авторитет в «Лицее» заслужить можно участвуя, прежде всего, в проектной деятельности. Но как? Какие способности сформировать для этого? И здесь снова совместный поиск ответов на данный вопрос и в продолжении работа по воспитанию и самовоспитанию таких качеств как ответственность, способность организовать дело, выдвинуть инициативу. И тогда Максим активно включается в разработку и реализацию социального проекта: предлагает дело, выполнение которого поможет в предъявлении и отстаивании своей точки зрения . И этим делом становится дискуссия на тему: «Армия – долг или наказание». Участие же в работе Совета «Лицея» для Максима становится проверкой уровня ответственности перед лицеистами. А затем его понимание того «я должен задавать образец не только в рамках общественной деятельности, но и в деятельности учебной. Именно поэтому, говорит Максим, начинаю выстраивать задачи на повышение успеваемости, и наблюдается положительное изменение». И действительно результаты успеваемости становятся другими. Если за I четверть у Максима было три «3», то за III - две, а к концу года – одна. Таким образом, происходит становление каждого воспитанника.
Итак, сопровождая своих воспитанников в образовательном процессе, я провожу мониторинг воспитательной системы как промежуточный на каждом этапе, так и итоговый, используя диагностики Нютенна, Морена, Рубинштейна, а также лицейские разработки, отслеживаю ценностные отношения к реальной жизни (учеба, сверстники, учителя, родители и ветераны).

Отношение к учебе
Отношение к сверстникам
Отношение к взрослым
(учителям, родителям, ветеранам)
Отношение к общественной жизни

1 уровень – учатся только для получения отметки;
2 уровень - для получения отметки прописывают, промысливают средство;

1 уровень - выстраивают отношения на уровне взаимопомощи;
2 уровень - выполняют основные правила культуры поведения в новых ситуациях по отношению к сверстникам вне «Лицея»
1 уровень - оказывают помощь в организации дел (действуют по заданию)
2 уровень – самостоятельно организуют дела в классе, школе (устанавливают неформальные отношения)
1 уровень – участвуют в делах класса, школы (действуют по готовому алгоритму)
2 уровень – организуют дело на уровне класса, школы














Отношение к учебе











Отношение к сверстникам










Отношение к взрослым











Отношение к общественной жизни

















13PAGE 15


13PAGE 14215



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root Entry ’‡ Ъ&#s
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·( 14 (
·
·'  14 '
·
·%  14 %
·
·( 14 (
·
·  "&
·
·
· 14dИZ
·  "&
·
·
· 14dИ\
·