Доклад на темуВремя-богатство или как школьника научить рационально использовать своё время
МБОУ Долботовская СОШ
Брянская область,Погарский район
ДОКЛАД
на тему:
«ВРЕМЯ – БОГАТСТВО ИЛИ КАК ШКОЛЬНИКА НАУЧИТЬ РАЦИОНАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЕ ВРЕМЯ»
Подготовила и прочитала:
Классный руководитель 4 класса Аверина Надежда Васильевна
2016г
ВРЕМЯ – БОГАТСТВО ИЛИ КАК ШКОЛЬНИКА НАУЧИТЬ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОЕ ВРЕМЯ
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме формирования у школьников чувства времени и умения эффективно его использовать.
ДОКЛАД
Учитель. В современном мире, насыщенном информацией, все чаще говорят о невероятных перегрузках школьных программ и, как следствие, школьников. Где же найти резервы времени учащегося?
В сутках 24 часа. Это, конечно, немного. Только одним ученикам этих суток не хватает, а другие не знают, что с ними делать.
Проблема времени не столько в его дефиците, сколько в том, как организованы различные виды деятельности учащихся.
Время нельзя ни растянуть, ни сжать, ни сберечь. Его можно лишь различным образом использовать. Ускоряется не время, ускоряются дела человеческие. Где же искать резервы времени учащихся? Ответ не может быть одинаковым для всех.
В одном случае, нужно лучше учить школьника на уроке. В другом – вооружить его умениями самостоятельно учиться. В третьем – научить преодолевать апатию, лень, воспитать трудолюбие. В четвертом – заняться оздоровлением семейных отношений. В пятом – наладить межличностные отношения в ученическом коллективе. Чаще перечисленные обстоятельства переплетаются. Во всех этих случаях преобладающим должен быть организационно-деятельный подход, воспитание высокой организованности учащихся, с тем, чтобы они поверили в свои силы, возможность изменить обстановку и себя.
Чтобы более конкретно изучить резервы времени учащегося, нужно, прежде всего, путем хронометража установить, куда и сколько времени расходует школьник, а затем определить целесообразность такого расхода. Сначала выявляют часы пустого времяпрепровождения. Этому подвержены чуть ли не все школьники. Но одни теряют немного времени и даже не подозревают, что тратят его впустую, а у других расходуется напрасно значительная часть дня. Однако, кроме борьбы с ничегонеделаньем, пустым времяпрепровождением надо искать возможности экономии времени при организации тех видов деятельности, которыми учащийся занимается.
Где же искать резервы времени?
1) Главный резерв времени школьника заключен в умении организовать учебную самостоятельную деятельность на уроке и особенно дома, в наличии научно обоснованного режима дня. Эффективность использования учебного времени школьника в большой мере зависит от его инициативы, активности. Пассивность – его враг.
2) Второй по значению резерв времени скрыт в общественно-полезной деятельности, в различных мероприятиях.
3) Большой резерв времени может быть заключен в организации свободного времяпрепровождения. Но говорить об этом имеет смысл лишь в том случае, если у школьника вообще есть какое-либо свободное время. Стоит отметить лишь, что у большей части детей крайне низкая культура использования свободного времени. Очень уместными кажутся слова Б. Рассела: «Способность умно наполнять свободное время есть высшая ступень личной культуры».
Как же научить школьника разумно использовать время?
Эта проблема должна быть решена при помощи родителей. Первый шаг – изучить расходование времени в течение семи дней: куда, на какие цели и сколько его уходит, насколько экономно используется время учебы и отдыха, нет ли потерь. Наблюдение за распределением времени ведется в течение недели, так как именно за этот период у школьника совершается определенный цикл деятельности. Изучив реальное положение дел, необходимо внести коррективы в режим дня школьника.
В связи с чем возникает проблема, связанная с неправильной организацией времени школьника? Почему родители и дети по-разному ощущают бег времени?
О том, что одно и то же время воспринимается людьми различно, знают, пожалуй, все. Другое дело, почему так происходит. Прежде всего, это зависит от возраста. Чем меньше ребенок, тем длиннее ему кажется час, день. Для самого маленького ребенка утро – целый день, а день – вечность. По мере взросления человек начинает ощущать время более адекватно.
Различное восприятие времени зависит от содержания труда и его организации, отношения к нему, от степени удовлетворенности трудом.
Различно воспринимается время оптимистами и пессимистами, сангвиниками и меланхоликами, здоровыми и больными. Все эти факты давно отмечены, но главной задачей взрослого остается необходимость формирования у ребенка чувства времени.
Как это сделать?
1) Необходимо давать не только количественную, но и качественную оценку времени, т. е. определять, сколько времени необходимо затратить на ту или иную деятельность, чтобы выполнить ее наилучшим образом.
2) Ребенку нужно научиться сравнительно точно определять начало и конец работы.
3) Школьник должен уметь придерживаться намеченных сроков; уметь спланировать свой труд во времени в течение дня, недели, на более длительный срок.
4) Необходимо сформировать умение осуществлять учет и контроль затрат времени.
5) Школьнику нужно уметь находить в своем распорядке свободное время и превращать его в простор для всестороннего своего развития. Школьник может успешно учиться лишь при условии, если у него есть свободное время.
Учебная деятельность школьника не заканчивается на уроке. Он приходит домой и снова садится за учебники. Чем отличается домашняя работа учащихся от классной?
Домашняя работа учащихся отличается от классной содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников, при этом, они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу (время выполнения задания; темп и ритм работы, так как им приходится ежедневно готовиться к 3–5 учебным предметам).
Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания (ДЗ) обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством долга и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению ДЗ, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе, и для самообразования.
Школьная практика показывает, что в домашней работе учащихся имеются существенные недостатки:
1. Многие школьники не умеют расчленять изучаемый материал на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроля за усвоением знаний.
2. Многие учащиеся не могут организовывать свое рабочее время, не имеют твердо установленного режима, связанного с выполнением ДЗ.
3. Выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала.
4. Перегрузка учащихся ДЗ.
Следовательно, необходимо более пристальное внимание учителей и родителей к обучению школьников технике домашнего учения – научной организации труда (НОТ).
Специалисты установили оптимальные сроки выполнения домашней работы в 5-6 классе. Это время – до 2,5-3 часов.
Думаю, родителям следует знать рекомендации, благодаря которым домашняя работа будет выполнена ребенком качественно и в оптимальные сроки.
Рекомендации специалистов
Качество и культура учебного труда школьников по выполнению ДЗ включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-подготовительной деятельности по овладению изучаемым материалом:
1) процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер, т. е. следует учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени;
2) ДЗ необходимо выполнять в день их получения, так как усвоенный на уроке материл интенсивно забывается в первые 10–12 часов после восприятия;
3) приступая к подготовке ДЗ, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала;
4) если ДЗ включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником;
5) приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть упражнения, выполненные по изучаемой теме на уроке;
6) между подготовкой ДЗ по отдельным предметам необходимо делать перерыв в 10–12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности;
7) во время перерыва между подготовкой ДЗ по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям (просмотр телепередачи и т. д.);
8) важно, чтобы ДЗ выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте;
9) после подготовки ДЗ по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 мин перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с приемов самоконтроля;
10) полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 10 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам, не подвергая себя никаким дополнительным раздражителям, в спокойном состоянии ложились спать.
Многих родителей очень волнует проблема запоминания (или незапоминания) учебного материала. Что следует знать родителям в связи с этим вопросом? Какие нюансы необходимо учитывать?
Действительно, многих волнует вопрос о том, как развить память ребенка и какие свойства ее необходимо знать.
Общеизвестно, что существует два вида памяти: непроизвольная и произвольная. Каждому человеку свойственны оба вида, но, как правило, какой-то преобладает.
Многочисленные исследования ученых показывают, что после однократного прослушивания объяснения учителя, в памяти учащегося остается около 10 % информации, после самостоятельного чтения – 30 %, после показа изученного материала, сопровождаемого объяснением и активным наблюдением – 50 %, а после самостоятельных практических действий – 90 %. Таким образом, ученик, регулярно выполняющий домашние задания, работающий с книгой, решающий задачи дома и в неучебное время, развивает свою память, добиваясь запоминания нового материала около 90 %. Память учащегося увеличивается в своем объеме одновременно с ее использованием. В кратковременной памяти, длящейся десятки секунд, след в сознании сохраняется недолго; если же ребенок дома повторяет материал, изученный на уроке, то информация из кратковременной памяти переходит в долговременную.
Какие правила следует соблюдать учащимся, чтобы память развивалась, а обучение было успешным?
1) Изучая в качестве домашнего задания параграф учебника, ученику целесообразно разделить его текст на части. Прочитав каждую, закрыть глаза и понять смысл прочитанного и восстановить его в памяти. Не разобравшись в прочитанном, бесполезно заучивать материал. А поскольку все взаимосвязано, школьник не может, не усвоив предыдущего, понять последующий материал и, не зная теории, перейти к практике, например, к решению задач.
2) Любые сведения, даже самые интересные, которые внимательно слушал на уроке ученик, быстро улетучиваются из памяти, а самое быстрое забывание идет в первые два дня, поэтому повторение следует начинать в этот период.
3) Практика показывает: запоминается, прежде всего, то, что связано с самостоятельной деятельностью ребенка, с преодолением препятствий, с трудовой деятельностью человека. И поэтому шпаргалку, изготовленную самим ребенком, можно расценивать как прекрасное изобретение школьников, потому что, составляя ее, учащийся описывает важные сведения, группирует их, систематизирует, делая обобщения, да так, что, когда приходит время держать ответ, нужда пользоваться самостоятельно подготовленной шпаргалкой, чаще всего, отпадает.
4) Выученное должно «отлежаться» в памяти. Подготовку к урокам необходимо вести заранее дома, а не на перемене. Ведь не секрет, что некоторые ученики за 10 минут перемены начинают листать страницы учебника, решать задачи, а порой и – списывать из чужой тетради уже выполненное домашнее задание. Разумеется, толку в этом практически нет.
5) Ученые утверждают, что ни один из способов заучивания каких-нибудь сведений не даст результатов, если школьник боится умственной перегрузки или убежден в ограниченности своих интеллектуальных возможностей. Важно убедить ребенка, что это неверно. Ведь при самой большой мозговой нагрузке человек обычно использует 8–10 % возможностей мозга. Значит, память можно развивать практически беспредельно. Чаще всего развитию памяти мешают не ограниченные возможности, а обычная лень ребенка.
Навыки рационального использования времени формируются не сразу, а на протяжении длительного времени, требуют многократных повторений, волевых усилий. Однако, несмотря на трудности, родители должны постараться внушить детям мысль о том, что «время – казна для знающего ему цену» (пословица). И тогда жизнь ваша и вашего школьника обязательно наполнится новыми ощущениями и раскрасится в яркие чистые тона.Удачи!