Конспект урока по чтению и развитию речи в 5 классе по теме Г. Скребицкий Добро пожаловать
Тема: Г. Скребицкий «Добро пожаловать»
Тип урока: комбинированный урокВид урока: беседа
Форма организации учебного занятия: урок
Цели
образовательные:
- Учить делить текст на смысловые части, выделять основную мысль, составлять план пересказа текста, подготовить к пересказу текста по составленному плану
Коррекционные:
- Корригировать процессы внимания, мышления, памяти, нарушения речи у некоторых учащихся
- Развивать грамматический строй речи, активный словарь
- Воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник
Ход урока:
1. Оргмомент- приветствие
- проверка готовности к уроку
- соблюдение единых требований к внешнему виду учащихся, правильной посадке
- гимнастика для глаз (проводит ответственный учащийся)
2. Разминка
- какое сейчас время года?
- назовите осенние месяцы по порядку.
- какой месяц идет сейчас?
- назовите приметы осени.
- посмотрите на экран. Перед вами 4 фотографии. Какая из них наиболее соответствует сегодняшней погоде? Почему? Слайды 1,2,3,4
Осень… Осыпается
Весь наш бедный сад…
Листья пожелтелые
По ветру летят…
Мы с вами читаем стихотворения, и знаем, что в стихотворениях есть рифма, то есть строки созвучны между собой. Сейчас я предлагаю вам немного побыть поэтами. Ваша задача – отгадать загадку, закончив ее в рифму. Отгадки будут появляться на экране.
1 Заставил плакать все вокруг, хоть он и не драчун, а… (лук). Слайд 5
2 Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней… (помидора). Слайд 6
3 Пышный хвост схватил я ловко, потянул, и вот – (морковка) Слайд 7
4 Стеклянными от стужи вдруг утром стали (лужи) Слайд 8
5 Молнии яркой боится лоза, гнется береза, бушует (гроза) Слайд 9
6 Листьев летящих прощальный парад словом осенним зовем (листопад)
Слайд 10
7 В этой липовой мы бочке солим на зиму (грибочки) Слайд 11
8 Хоть и радует он взор, есть опасно (мухомор) Слайд 12
9 С веток капают росинки, ведь дрожат листы (осинки) Слайд 13
10 Лето, осень иль весна, зелена всегда (сосна) Слайд 14
11 Чтобы спасти нас от кашля и хрипа, цвет свой лечебный дарит нам (липа) Слайд 15
12 Платьев не шьют нам эти иголки, эти иголки на ветках у (елки) Слайд 16
13 Белое платье, сережки, как слезки, так наряжаются только (березки) Слайд 17
14 В листья пятипалые с детства я влюблен, их подарит осенью раскудрявый (клен) Слайд 18
3. Сообщение темы и цели урока
С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? О каком времени года идет речь в рассказе? Назовите действующих лиц. Сегодня мы разделим рассказ на части и составим план пересказа, который поможет нам при пересказе текста на следующем уроке.
4. Физминутка, гимнастика для глаз.
Прежде чем приступить к чтению, мы должны подготовиться. Поможет нам интересная и веселая физминутка.
5. Чтение рассказа, деление на части.
Давайте прочтем рассказ, разделяя его на части. Каждой части будем давать название. Так у нас получится план рассказа.
Утро деда Семена Слайд 20
Словарная работа: МАНОК – свисток для подманивания птиц. Иллюстрация.
Сторожка – как проверить выделенную согласную?
Старая сосна Слайд 21
Словарная работа: Пожелтела – как проверить выделенную гласную? Назовите приставку.
1. Встреча с медведем. Слайд 22
2. Лесной лакомка. Слайд 23
3. Подготовка зимнего жилища Слайд 24
4. «Добро пожаловать». Слайд 25
5. Вторая жизнь старой сосны. Слайд 26
6. Подготовка к пересказу по плану.
Давайте посмотрим на план пересказа, который у нас получился, и попробуем коротко сказать, о чем мы будем рассказывать в каждой части, буквально 1-2 предложения к каждому пункту плана. Слайд 27
Учитель контролирует правильность речи, построения предложений.
6. Вывод.
Скажите, почему деду Семену так хотелось, чтобы именно под старой сосной медведь устроил себе берлогу? Подвести учащихся к мысли, что деду Семену хотелось, чтобы сосна оказалась еще кому-то нужной.
7. Работа с деформированным планом.
Ой, ребята, смотрите! Пункты плана у нас перепутались! Давайте-ка вспомним еще раз содержание текста и расставим их в нужной последовательности. Слайд 28-30
8. Подведение итогов, оценивание работы на уроке
Поблагодарить за работу на уроке, отметить особенно активных учащихся.
9. Домашнее задание.
2 группа - Подготовиться к пересказу текста по составленному плану.
3 группа – читать, отвечать на вопросы
4 группа – инд. задание