Конспект урока на тему: Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении.
Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении
Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении.
Задачи:
познакомить детей с языком жестов, движений, чувств;
развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах;
научить понимать эмоциональное состояние людей ;
научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью цвета;
прививать умение сдерживаться, научить контролировать себя (самоконтроль), и слушать.
Тип урока: комбинированный
Материально-техническое обеспечение: класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для рабочих групп, доска, мультимедиапроектор, листы бумаги А4, цветные карандаши, пиктограммы, таблицы со словами эмоции, чувства, мимика, чувства, презентация, заданиями с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иллюстрация картин где передается эмоциональное состояние
Орг. момент. Учащиеся входят, я, у двери жестом приглашаю их войти в класс. Поздоровались. Жестом показываю сесть.
Постановка проблемы.
- Скажите пожалуйста, как Вы поняли, что надо сесть.
- Вы показали рукой.
- Верно.
- А как можно показать движением тела или рукой, что болит голова.
- Верно.
- А как называется эти движения рукой?
- Жесты.
- Да, это жесты.
Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,
А теперь вспомним какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различныежесты?
- Чтобы лучше поняли,
- А нельзя ли обойтись без них?
- Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека.
действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.
Объяснение нового материала. Организация работы.
И оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение, а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.
А сейчас послушаем Иру. Она сообщит нам о некоторых жестах, которые были на Руси, а Аня с Димой покажут их нам, поэтому я прошу Вас очень внимательно слушать и смотреть, даже если Вам может быть будет и смешно.
Когда - то на Руси гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, разводя руки в разные стороны, этим самым показывали свое радушие.
Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы ь свою очередь приседали в глубоком реверансе.
В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера,
Так же было и в Европе.
А как было в других странах нам сообщит Ира.
Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе,
У японцев для приветствия используются 3 вида поклона: самый низкий” средний и легкий.
Латиноамериканцы обнимаются.
Французы целуют друг друга.
Кристина расскажет о том, что не во всех странах одинакова культура жестов.
Если в нашей культуре, т.е. в России, хорошо, показывают большой палец вверх, то в Болгарии наоборот, так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот.
Так же надо быть очень осторожными с жестами в Восточных странах, в Средней Азии и в Закавказье. Например, при выходе из автобуса, если незнакомый мужчина подаёт женщине руку, тем самым оказывая ей помощь, в перечисленных странах это воспринимается как неуважение к женщине,
А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли Вам самим пользоваться жестами в жизни?
- Да
- Здороваемся рукопожатием.
- В транспорте если встречаемся и оказываемся в разных концах, здороваемся кивком головы.
- После операции в ротовой полости очень долго больно говорить, и на помощь приходит мимика и жесты,
- А нашей повседневной жизни, вспомним, где используют язык жестов?
- Дирижеры, автоинспекторы в балете.
- Люди глухонемые общаются жестами и этот язык называется дактиль,
- Существуют спортивные жесты, и Костя нам их покажет.
А теперь покажем друг другу жестом до свидания.
- Молодцы! У Вас очень хорошо получилось, а теперь попробуем сформулировать, что такое жест.
Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом.
Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.
- А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроение которое было во время фотографирования
- Находимся на уроке математики я у Вас не получается решить задачу, покажите как Вы думаете над решением .
- У Вас неприятности.
- Попытаемся вспомним лицо мамы, когда Вы дарили ей свои подарки на 8 Марта.
- Вы получили плохую оценку.
Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку.
1. Выразить удивление. (Увидели друга, которого давно не видели)
2. Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай)
3. Выражение боли. (Болит живот)
4. Выражение радости. (Вам предлагают Ваши любимые конфеты)
А сейчас Стас с группой учащихся организует игру "Скульптор", а мы попробуем
определить эмоциональное состояние каждого из них.
Уч-ся поднимают руку и называют эмоциональное состояние одной фигуры.
- А что такое эмоции?
Эмоции - внутренние, душевное переживание чувства.
А как Вы считаете по мимике можно понять мысли и чувства собеседника.
- Да.
- А как Вы определяете радость, грусть.
- По глазам, губам, бровям, лбу и телодвижениям.
- Верно.
- А что происходит с глазами, губами, бровями и лбом,
- Они двигаются за счет мышц.
- Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика?
Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека.
Душевное переживание, чувства - эмоции.
- А отсюда Вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга,
- Да.
- Действительна так.
Вывод.
Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, где участвуют группы мышц лица, которое регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.
Работа с пиктограммами
Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать эмоциональный образ с помощью цвета.
А сейчас каждый очень внимательно посмотрит в свои листочки, (весь материал заранее разложен на краю парт) где схематические рисунки эмоциональных состояний людей. Эти же состояния есть на плакате, который на доске (плакат можно вывести и с помощью мультимедиапроектора слад 1, 2, 3) но они черно-белые. Я специально подобрала в черно - белом цвете, а как Вы думаете почему не цветные плакаты?
- По цвету лица тоже можно определить состояние человека.
- Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам плохо, страшно, то бледнеем.
Эмоции связаны с изменениями в органах: в деятельности сердца, кровеносных сосудов, дыхания.
- Возьмите цветные карандаши и раскрасьте схематические лица, а так же подпишем, что выражает каждое лицо напротив цифры. Например: 1-радость.
- Все выполняем задание, а отвечать будут те, кого я вызову.
Если кто выполнил задание могут подойти ко мне и взять ещё задание (определить и подписать эмоциональное состояние по цветным иллюстрациям, слайды 4, 5, 6, 7)
После того как выполнили задание.
Итог урока.
- А сейчас после всего что мы сегодня узнали на уроке попытаемся выяснить какую же функцию выполняют мимика, жесты и пантомимика.
1. Подаем окружающим определенные сигналы.
Значит выполняет – сигнальную функцию.
2. Обмениваемся сведениями (информацией) между собеседниками -
обещающими (индивидами)
По другому называется - коммуникативную.
3. Очень выразительное средство общения.
И называется - экспрессивно - выразительную.
В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали о мимики жестах и пантомимике.
- Это тоже язык общения.
- Не вербальный вид общения.
- Надо чаще вглядываться в лица людей.
- Пользоваться ими, и никого не обижать.
- После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, подругам, друзьям и конечно же к учителям.
Мимика, жесты и пантомимика - это действительно форма общения.
Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку “отлично”.
И вот домашние задание. Пронаблюдаете за мимикой и жестами своей мамы и своими близкими в течении недели, а так же в тетради отметьте положительные и отрицательное действие от использования мимики к жеста.
Использованная литература.
М. И. Гамезо И. А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва “Просвещение”1986.
Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. ТЦ “Сфера” 1986.
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]