Конспект классного часа для 1-4 классов «Мимика и жесты»
Тема: Мимика и жесты. «Выбор образа жизни»
Цель: 1. Обобщить, углубить уже имеющиеся знания, включить их в новые связи, изучить дополнительные признаки уже изученных понятий.
2. Расширить знания детей о жестах и мимике как о специфических средствах выразительности устной речи.
3. Помочь понять учащимся, что умелое использование жестов и мимики делает нашу речь выразительнее, позволяет говорящему точнее передать содержание.
4. Ознакомить с новыми словами: мимист, экспромт, ирония.
5. Ставить учащихся в позицию критика, умение инсценировать эпизоды из жизненных ситуаций.
6. Воспитывать личностные качества: добросовестность, инициативность, способность к самооценке, стремление к взаимовыручке.
7. Прививать национальный дух и чувство национального достоинства уважительное отношение к родному краю, обычаям и традициям казахского народа.
Задачи:
- всесторонне привлекать учащихся к культуре родного края, народа
Казахстана.
- Прививать чувство гордости и патриотизма.
Урок культуры речи.
Тема: Мимика и жесты.
Работу проведём в три этапа:
I этап – «Без слов».
II этап - «Мимика, жесты, слово».
Как скажешь? Как покажешь?
Как выразишь на лице?
III этап – «Слова, жест, мимика».
Работать будем в группах. Решите, кто будет организатор, но постарайтесь выступить все. Проверим готовность к уроку.
Каждому учащемуся необходим лист для самостоятельной работы, 1 лист – для работы в группе.
На прошлом уроке говорили о жестах и мимике. А сегодня попытаемся выяснить, какое значение имеют жесты и мимика в нашем с вами общении.
(Открывается запись на доске).
I. 1) И сейчас, с помощью теста определим, что означают слова жест и мимика.
Мимика:
1. негодование
2. выражение лица.
3. ораторская речь.
По словарю Ожегова. (Значение слова мимика).
Определение понятия жестов:
1. интонационное средство.
2. выражение лица.
3. движение рук, головы, телодвижение.
2) Рассмотрим рисунки – схемы с изображением видов мимики.
А) Какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок.
Работа в группе
(звучит музыка)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Улыбка гнев слёзы злость печаль радость
Б) Открывается запись на доске
Мимика
Испуг
Грусть
Слёзы
Радость
Гнев
Карточки открываются по мере необходимости
Дети пытаются отразить отдельные чувства на своём лице. (Можно по группам)
Какого человека можно назвать мимистом? Мимист – актёр, искусно владеющий мимикой.
В) «Сюрприз». Одно дело – выразить на своём лице, другое – понять и определить чувства и настроение другого.
Г) Самостоятельная работа.
Звучит отрывок из любого произведения, дети, с помощью рисунка – схемы определяют чувства, слушающего музыку.
- Какие разнообразные чувства и настроения говорящих может отражать мимика? (уч-ся делают вывод)
Д) Мимика лица может подчёркивать важность слов: пожалуйста, спасибо
Попробуйте ответить на вопрос – задачу, посмотрев эпизод из жизненной ситуации.
Сценка «Пожалуйста»
Вывод: Вежливым словам должна соответствовать и мимика, чтобы это было искренне.
Делают задание учащиеся по группам.
е) Инсценирование «Синие листья» В. Осеевой, Ыбрая Алтынсарина
«Щедрый человек». Вопрос к учащимся задают дети, готовившие инсценирование.
Вывод: как аукнется, так и откликнется (русская пословица), согласие и единство - счастье и богатство (казахская пословица)
С человеком, с каким выражением лица вам принято общаться? Почему?
Когда человек улыбается, с ним легко говорить
Грамзапись «улыбка»
II. Удивительный мир жестов. Многие жесты понятны без слов.
1)открывается запись на доске
Жесты
жест призыва
жест отказа
жест просьбы
модальный
этикетный
Открывая карточки,
учащиеся показывают жесты.
2. Существует обряд « Ат беру» - Твое имя.
После рождения ребенка, дедушка (ата) или бабушка (аже) дают ему имя. Тот, кто нарекает малыша именем, наклонившись к уху новорожденного, трижды произносит выбранное имя. Старшие стремятся дать звучное, значимое имя. Радуясь появлению малыша, родители могут назвать его
« Куанышем». Что в переводе с казахского означает «Куаныш»? Покажи рисунок – схему с изображением вида мимики. ( «Куаныш»- радость)
3.Стихотворение казахского поэтаД. Джабаева:
Казахстан это край и отар и пшеницы
Край и степи, и горы вместившей границы
Край заоблачных пиков, джаляу широких
Край батыров, героев отважных
Лишь о нем мои думы, о нем мои строки
Тема: «Жест без слов». ( Использование схемы)
4) Нужны ли жесты, когда мы говорим? (Любая ситуация).
Вывод: Такие жесты уточняют вашу речь, делают её зримой.
5) Сейчас я буду описывать ситуации, а вы с помощью жестов и мимики попытайтесь изобразить соответствующее действие и состояние учащихся.
Работа в группе:
А) на улице.
Б) на уроке.
В) в походе.
Г) дома.
Вывод: в некоторых случаях можно обойтись и без слов, используя жесты и мимику.
5). Д/з по теме: «Какие жесты не нужны».
Вывод: Жестами пользоваться осторожно. Обращаться к ним в нужных случаях. Иначе жесты вызовут только раздражение.
6) Самостоятельная работа по иллюстрации
«Какие жесты не нужны».
7) Озвучивание картинок, иллюстраций. ( На каз. языке) с использованием схем.
Итог:
Каждый человек должен любить свою Родину, дорожить ею, гордиться. И сегодня вы доказали, что знаете язык своей страны, традиции и обряды, значимость имен для народа Казахстана. Вы являетесь настоящими патриотами Республики Казахстан. Вы представители будущего Казахстана, и сделаете страну еще лучше и прекраснее. Выбор образа жизни зависит от вас.
15