Конспект занятия Мимика и жесты

Урок этики в 6 классе
Тема: Роль мимики и жеста в передаче информации
Цель: формирование умения выражать эмоции с помощью мимики, жеста, позы, развитие умения взаимодействовать, групповой сплоченности, эмпатии, создание атмосферы для совместного творчества, развитие уверенности в себе, воспитание уважительного отношения к себе и окружающим.
Ход занятия
Психолог: О важности общения мы с вами говорим на каждом нашем уроке. Все вы помните, что общение – важная деятельность человека, она помогает человеку развиваться, получать и делиться информацией. Сегодня мы с вами поговорим о вербальных и невербальных средствах общения и потренируемся передавать информацию с помощью невербальных средств.
Итак, посмотрите на схему:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Обратите внимание, как много невербальных средств, считается, что именно с помощью невербальных средств общения человек передаёт 90% всей информации Словам отводится только 10%.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Игра "ПО ОДНОМУ!"
Цель: создание атмосферы для совместного творчества, настройка на работу в группе.
Группа садится в круг. Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по очереди. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Если два участника вместе называют цифру, возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.
(Сложность в том, что не устанавливается никакой очереди. Наоборот, любой намек на установление порядка входа в игру немедленно прекращается ведущим. Поэтому, как правило, участники, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую цифру вместе. Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками).
Рефлексия: как удалось посчитать? Как определяли, когда должен говорить следующий, что помогло справиться?
Итог: важно быть внимательным к другому, научиться видеть его мимику, настроение.
2. Игра "ФУТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ"
Цель: физическая разминка, снятие мышечных напряжений, настройка на работу в группе.
Психолог: Раз языку тела, жестам, отводится такая важная роль, то нужно уделить внимание и психофизическая подготовке. Ведь для того, чтобы точно передавать информацию наше тело должно быть готово физически. Сейчас я предлагаю вам разминку, которая может помочь нам в:
обнаружении и снятии "мышечного панциря" - зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;
знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;
концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента выразительности в передаче информации;
понимании "сообщений" окружающих.
Еще Эмиль Золя утверждал: "Кто сказал, что думают одним мозгом?.. Всем телом думаешь". Следовательно, нам, как спортсмену, необходимо зарядить себя физически. Разогреть и размять мышцы, растянуться...
1. Итак, становимс
·я в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух-трех минут. Время окончания игры будет обозначено свистком. Если шарик коснется пола, считается, что вся группа проиграла. Готовы? Начинаем!
2. Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких и говорят, что у них "есть голова на плечах". Давайте проверим, действительно ли возможно с помощью головы выполнить следующий этап задания!
Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отражая ее только головой. Свисток!
3. Прекрасно! Ну а теперь представим, что вы все - игроки футбольной команды, то получается в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только при помощи ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа - две минуты.
4. Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди - последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отражая ее "замком" сцепленных рук!
Упражнение "ДЖИБРИШ"
Цель: формирование умения передавать информацию с помощью мимики, жестов, интонации.
Психолог: Джибриш - это какая-то абракадабра, тарабарщина, отдаленно напоминает собой язык. В принципе джибришу по желанию можно добавить мелодику и фонетические особенности любого языка. Можно попробовать "разговаривать" по-итальянски", "по-французски", "по-немецки"... А можно не оставлять языке ни ее географической, ни национальной особенности, а ограничиться лишь эмоциональной окраской речи. Тогда на джибрише можно и ссориться, и признаваться в любви, и читать доклады, и декламировать стихи...
Я прошу вас разбиться на группы по двое-трое. Каждая группа получит свой сюжет, какую-то конфликтную ситуацию или место, где разворачивается действие, на карточке - остальные участники не должны знать заранее о содержании вашего задания. После небольшой подготовки вы покажете эту ситуацию с помощью джибриша, а другие участники должны попытаться определить, в чем был смысл задачи и справились ли с ним те, кто его показывал.
В обсуждении обращаем внимание на то, что именно мимика, жест, интонационная выразительность оказались в этом упражнении единственными содержательными элементами.
Психолог: Итак, мы с вами тренировались передавать информацию только с помощью мимики, жестов и интонации, т.е. с помощью невербальных средств общения. Удалось ли нам это? С какими трудностями столкнулись? Как складывались отношения между вами?
Подведение итогов:
Что мы называем невербальными средствами общения?
Какую роль играют невербальные средства в общении?
Закончите предложение: «На этом уроке я узнал , научился , благодаря этому я смогу ».
Домашнее задание: подготовить сообщение о языке жестов.
15