Конспект внеурочного занятия на тему Эмоции, мимика и жесты (2 класс)


Тема урока: Эмоции. Мимика. Жесты.
Цели: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Предметные: углубление и расширение знаний по русскому языку, развитие творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка.
Метапредметные: умение находить ответы на вопросы, планировать свою деятельность и соотносить ее с поставленной целью; формулировать свое мнение и выводы.
Личностные - развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока
- Узнать тему нашего урока вы сможете, выполнив следующие задания.
1) Расположите фигуры в порядке увеличения количества углов в них.

(Эмоции.)
2) Проследите за направлением полёта стрелы.

(Мимика.)
3) Расположите столбики в порядке возрастания.

(Жесты.)
- Какие слова вы прочитали?(Эмоции.Мимика.Жесты.)
Сегодня на уроке мы поговорим о чувствах, эмоциях, жестах.
Иногда нам бывает весело, иногда-грустно. У человека меняется настроение. Мы узнаем настроение друзей и подруг по жестам, мимике. Тема урока – «Эмоции. Мимика. Жесты».
- Что такое мимика, эмоции, жесты? (Мимика (греч. mimikos – подражательный) – это движение лицевых мышц, выражающее внутреннее душевное состояние. Жест – движение рук. Эмоции – душевное волнение (гнев, страх, радость, и т.д.), возникающее у человека, животных.)
II. Лингвистический этап.
Речевая разминка
Для того, чтобы вы хорошо и чётко произносили слова на уроке, мы разомнём язычок и губки. А для этого произнесём скороговорки.
- Чётко проговорите звуки.
У Сани усы от носа до пояса.
На носу у носорога сорок сорок.
Переносица с носа на нос не переносится.
- Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией;
прочитайте сердито; прочитайте весело.
- Изобразим клоуна. Изобразите весёлого клоуна (растягиваем губы в улыбке.); изобразите грустного клоуна (опускаем уголки рта). Сегодня на уроке мы будем учиться передавать чувства и настроение с помощью мимики и жестов.
- Прочитайте скороговорку.
Рассердился дед Филипп-
Липкий клей к нему прилип.
- Расскажите скороговорку «по секрету» соседу.
- Почему дед рассердился? (Клей прилип, неприятно, некрасиво.)
- Произнесём скороговорку и с помощью мимики покажем, как рассердился дед Филипп.
Работа над загадками.
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие части лица и тела помогут нам понять нашу тему.
Чтоб в цель попасть не раз,
Зоркий требуется … (глаз).
Вот гора, а у горы
В этих норах воздух бродит –
То заходит, то выходит. (Нос)
Между двух светил
В середине я один. (Нос)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза, нос.)
Если ты удивишься,
Они поднимутся.
Если ты рассердишься,
Они сдвинутся. (Брови)
Возводят дома, засевают поля,
И косят, и держат штурвал корабля,
Из струн высекают чудесные звуки,
И хлеб выпекают умелые …(руки).
Итак, сегодня на уроке нам очень нужны наши глаза, нос, брови, губы, руки для того, чтобы показать своё настроение.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Осень на носу.
Сказала мама Славке:
- Холодно в лесу!
Надень на куртку шарфик,
Ведь осень на носу!
И Славка-дошколёнок
Задумался всерьёз:
«Оранжевая осень
На чей же села нос?»
С. Кай
- Как вы поняли слово «дошколёнок»? (Слава маленький, ещё не учится в школе.)
- Что имела ввиду мама, давая совет сыну? (Наступает осень, поэтому становится холоднее, одеваться нужно теплее.)
- Как понял выражение «осень на носу» Славка? (Понял неправильно: осень села на его собственный нос.)
- Нашёл ли Славка правильный ответ? (Не нашёл. Найдёт, когда будет учиться в школе.)
- Какие чувства надо передать, читая мысли Славки? (Чувство удивления.)
Словарная работа.
О носе часто любят вспоминать в разговоре. В словарях можно найти много выражений со словом «нос»: повесить нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, задирать нос, крутить носом, нос к носу, утереть нос, оставить с носом, сунуть свой нос, с гулькин нос. Все эти выражения имеют переносное значение.
- Как вы понимаете эти выражения? (Повесить нос. Приходить в уныние, отчаяние; огорчаться.Водить за нос. Обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что-либо и не выполняя обещанного. Зарубить на носу. Запомнить крепко, навсегда. Клевать носом. Дремать сидя, то опуская, то поднимая голову.Задирать нос. Зазнаваться, важничать; слишком много мнить о себе, быть о себе высокого мнения. Крутить носом. Выражать неудовольствие, пренебрежение, отказываться, упираться. Нос к носу. Непосредственно, вплотную, очень близко. Утереть нос. Превзойти кого-либо в чём-либо. Показать своё превосходство. Оставить с носом. Оставить ни с чем; обмануть, одурачить кого-либо. Сунуть свой нос. Вмешаться не в своё дело. С гулькин нос. Очень мало.)
Составление словарика на тему «Устаревшие названия частей тела»
Чело - лоб, вежды – веко, уста – губы, око – глаз, выя – шея, ланиты – щёки, перст – палец.
- Проговорите слова по слогам и запишите.
(Дети могут схематически нарисовать лицо и подписать части лица.)
Игра «Прятки»
- Найдите спрятавшиеся части лица в словах: утконос, глазомер, носок, ворот, укротитель, крот, носорог. (Нос, глаз, нос, рот, рот, рот, нос.)
Игра «Весёлое зачёркивание»
Перед учениками – зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово, имеющее отношение к теме «Эмоции. Мимика. Жесты.». Расшифровать его не сложно. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два раза или более, и соединить оставшиеся буквы.
Ру кап ы ду оп ск ты ь(Радость.)
Т и р м е л ь в м о и г л а ь(Тревога.)
Р о п н к е в о ч н а в л ю к ь о(Печаль.)
Орфографическая минутка
- Вставьте пропущенные буквы.
Весёлый жук
Он весел и счастлив
От пят до макушки –
Ему удалось уб..жать
От лягу..ки.
Она не успела
Схватить за б..ка И съесть под кустом
З..лотого жука.
Б..жит он сквозь чащ..,
Поводит усами,
И ч..ща встречает
Его г..лосами.
Зелёные стебли,
Как сосны в лесу,
На крылья его
Осыпают р..су.
Л. Квитко- Какое настроение вызвало стихотворение? (Весёлое.)
Найти пять отличий
- Укажите отличие, то есть оцените эмоциональное состояние владельцев этих масок. Что они испытывают, чувствуют? (Добрые, сердитые.)

Словарная работа
- Подберите антонимы к данным словам:
Чёрный-…(белый)
Весёлый - …(грустный)
Смеётся - …(плачет)
Длинный - …(короткий)
Умный - …(глупый)
Встреча - …(разлука)
Друг - …(враг)
Мальчик - …(девочка)
Весёлая минутка
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хочет Хомка сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка.)
III. Литературоведческий этап.
Произнесение чистоговорок.
- Произнесите чистоговорки весело,
Ень-ень-ень – скажем все м: «Добрый день!»
Вы-вы-вы – будем все мы вежливы.
Те-те-те – и услышим: «Здравствуйте!»
Ке-ко-ка – на лице улыбка.
Ас-ус-ос – я не буду вешать нос.
Работа с фразеологизмами.
- Постарайтесь с помощью мимики и жестов показать следующие выражения.
Клевать носом.
Крутить носом.
Нос к носу.
Повесить нос.
(Задание выполняется либо в парах, либо по рядам. После этого несколько пар показывают сценки перед классом с использованием фразеологических выражений.)
Чтение предложения.
- Прочитайте предложение. Как вы его поняли?
Если вы повесили нос, то зарубите на носу: следует выше держать нос.
(Если вам грустно, то запомните, что следует не огорчаться, а забыть о грустном.)
Рисование «фразеологизмов».
- Разделите тетрадь на две части: в первой части запишите выражение, во второй части поместите рисунок, который должен отразить его смысл.
Составление рассказа с фразеологизмами.
Примерный текст детского рассказа.
Зарубили себе на носу.
В нашем классе есть Петя и Миша. Петя любит задирать нос. Миша любит водить всех за нос. Как-то раз Петя начал задирать нос, и Миша решил подшутить над ним. Между мальчиками вспыхнула ссора. Вдруг в класс зашла учительница. Мальчики были наказаны.
После этого случая Петя и Миша зарубили себе на носу, что задирать нос и водить людей за нос – плохо.
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
- А что вы зарубили себе на носу?