Урок по теме Сила трения.Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.


ТЕМА УРОКА: «Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике».
Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности );
создать условия для формирования у учащихся практических навыков измерения силы трения; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать интерес к предмету; развивать интерес к решению задач.
Задачи урока:
Познавательные: формировать умение планировать и проводить физические опыты, объяснять физические явления
Развивающие и воспитательные: формировать умение систематизировать изученное, раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни, формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
К доске выходят для решения задач 2 уч-ся.
1. Сколько весит бензин объёмом 25 л?.2. Мальчик массой 45 кг надел на плечи рюкзак массой 6 кг. С какой силой мальчик давит на пол?
Фронтальный опрос учащихся класса.
Что такое сила?
К чему приводит действие силы?
Какие силы мы уже знаем?
Укажите название прибора для определения силы.
Укажите единицы измерения силы.
Под действием какой силы изменяется направление движения камня, брошенного горизонтально?
Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес , называется…
Почему капля дождя продолговатая?
Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо от асфальта? ( Сила упругости)
В чем различия между силой тяжести и весом тела?(Точка приложения)
Проверка задач. Выставление отметок.
3. Постановка цели урока.
Демонстрация.
На столе лежит деревянный брусок. Толкнуть его. Брусок скользит по столу и останавливается.
- Ребята, почему остановился брусок? (ответы учащихся)
Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение ещё одиного вида силы - силы трения и её видов ; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.
- Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему.
4. Изучение нового материала.
Работа в группах.
- Ребята, сейчас вы проведёте небольшие исследования. Перед вами находится необходимое оборудование, инструкции, которым вы должны следовать и вопросы на которые должны ответить.
Группа 1 “Наблюдение явления трения ”.
На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах? Какая сила возникает? В результате чего она возникает?

Группа 2. “Выяснение причин возникновения трения”.
Возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Группа 3: “Выяснение причин возникновения трения”.
Возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.
Назовите одну из причин возникновения трения.
После проведения исследований учащиеся отвечают на вопросы перед классом и формулируют общие выводы. По ходу ответов учащихся заполняется таблица на доске и в тетрадях.
Сила трения.
Условия возникновения. Причины. Направление. Виды трения.
Выводы:
Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном.
Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение? (Ответы учащихся)
-Таким образом, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр.
Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.
- Причины:
шероховатость поверхности.
молекулярное взаимодействие
Работа с учебником.
Посмотрите на рисунок 83а, стр.91
- Какую силу показывает динамометр?
Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.
Выводы:
сила трения направлена в сторону, противоположную движению;
имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения тела с поверхностью.
Демонстрация.
Возьмём одну и ту же тележку и с помощью динамометра будем тянуть её по поверхности стола. Но сначала положив её плоской поверхностью на стол, а потом поставив на колёса. В обоих случаях возникала сила трения, но она разного вида.
- Ребята, попытайтесь дать названия данным видам трения (сила трения скольжения, сила трения качения; учитель корректирует ответы учащихся).
Давайте сравним значения силы трения скольжения и силы трения качения.
- Ребята, как вы думаете, какая сила не даёт развязаться узлу на верёвке или удерживает гвоздь в доске? (сила трения покоя)
- От каких факторов еще может зависеть сила трения?
Вывод:
Сила трения зависит от:
силы тяжести, действующей на движущееся тело;
качества поверхности;
площади трущихся поверхностей;
вида трения
- Как уменьшить трение?
Шлифовка деталей, трущихся поверхностей и подшипники
Смазка
-Чтобы увеличить трение, надо
Увеличить нагрузку (вес);
Увеличить шероховатости поверхностей.
- Ребята, как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:
для передачи движения;
при обработке металлов и других материалов;
при сварке трением;
при заточке инструментов;
для скрепления материалов, деталей конструкций;
при шлифовке, полировке материалов и т.д.
Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:
подбирать материалы с низким коэффициентом трения;
повысить качество обработки трущихся поверхностей;
заменить трение скольжения трением качения;
использовать смазку.
5. Первичная проверка знаний учащихся.
Вставьте в текст пропущенные слова, подходящие по смыслу.
Сила трения – сила, показывающая, насколько опора препятствует … тел относительно друг друга вдоль поверхности.
Существует две причины возникновения силы трения:
1)… цепляются друг за друга.
2)Частицы, из которых состоят соприкасающиеся тела – молекулы … друг к другу.
Для снижения первой причины используется … поверхности тела. Однако
при этом значение второй причины возрастает, так как число молекул,
приблизившихся друг к другу на достаточно малое расстояние (когдадействуют силы притяжения), … при полировке.
Обе причины можно уменьшить, если между трущимися поверхностями
поместить вещество, которое называется …. Молекулы этого вещества не притягиваются. (Взаимопроверка, дети ставят отметки друг другу).
6. Итоги урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами изучили очень важный вид силы – сила трения. О ней гласят даже народные мудрости. Попробуйте объяснить
некоторые из них
не подмажешь, не поедешь;
пошло дело как по маслу;
угря в руках не удержишь;
что кругло – легко катится;
лыжи скользят по погоде;
из навощенной нити сеть не сплетешь;
колодезная веревка сруб перетирает;
7. Домашнее задание.
§ 32-34, привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения,
найти 2 поговорки или пословицы о трении и дать им объяснение.
8. Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…