Технологическая карта урока по физике Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Технологическая карта урока №29Учебный предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: раскрыть сущность силы трения
Задачи урока:
а) формирование представлений о силе трения, видах трения, причинах трения, применении подшипников, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное оборудование, карточки рефлексии, компьютер, медиапроектор,
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий Осуществляемые учебные действия Формируемые способы действий
1. Организационный момент.
«Здравствуйте. Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пошлите положительные эмоции своим одноклассникам. Человек без улыбки на лице не должен
начинать свой рабочий день».
5930901651000
Ребята, у вас на столах лежат листы-опросники. Ответьте на первый вопрос.
17107661577070092202017399000191770165735001. Настроение в начале урока: а) б) в)
Приветствие учащихся, анализ выбранных «мордашек» Отвечают на приветствие учителя. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Целеполагание Умение настраиваться на занятие
2. Постановка цели и задач урока
Ребята, отгадайте загадку:
Три, три, три. Что будет? Постановка проблемного вопроса. Выяснение темы урока и формулировка его цели. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока « Трение. Сила трения». Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствие с целевой установкойПринятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся
3. Актуализация знаний
«Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо вспомнить материал, изученный на предыдущих уроках.
1) Работа с карточками.
1. С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни объемом 0,5 м3? Плотность латуни 8500 кг/м3.
2. Мальчик массой 50 кг надел на плечи рюкзак массой 5 кг. С какой силой мальчик давит на пол?
2) Аукцион пятерок
Что в физике называют силой
К чему приводит действие на тело силы?
От каких параметров зависит действие силы?
Назовите прибор для измерения силы
Укажите единицы измерения силы
Что такое один Ньютон по определению
Какие силы вы знаете?
Охарактеризуйте силу тяжести
Какая сила называется силой упругости
Что такое вес тела
Назовите различия и сходство между силой тяжести и весом тела?
В каком случае стулья в школьном кабинете физики испытывают большую деформацию – когда проходит урок физики у вас или у старшеклассников?
На тело действуют две силы: влево, равная 10 Н, и вправо, равная 16 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил? Объясняет условия игры. Оценка «5» ставится за правильно решенную задачу и три ответа на вопросы, которые зададут одноклассники или за 5 правильных, подряд ответов. Даёт задания обучающимся. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением правил игры
Контроль за правильным выполнением заданий. К доске выходят для решения задач 2 ученика.
Ответы:
1)
Дано:
V = 0,5 м3
= 8500 кг/м3
F -?
Решение
F = Fтяж = mg = Vg
Ответ: 42500 Н
2)
Дано:
P - ?
P = (m1 + m2) g
Ответ: 550 Н
Отвечают на вопросы учителя, исправляют неверные ответы товарищей.
Задают вопросы, учащимся, работающим с карточками. Компетенция обучающихся в области физики.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуж-дении от-ветов на вопросы во фрон-тальном режиме Понимать на слух ответы обучаю-щихся, уметь форму-лировать собст-венное мнение и позицию, уметь ис-пользо-вать речь для регу-лирова-ния сво-его дей-ствия Контроль правиль-ности от-ветов обу-чающихся. Самокон-троль по-нимания вопросов и знания правиль-ных отве-тов. Умение слушать в соответ-ствие с целевой установ-кой. Принятие и сохра-нение учебной цели и задачи. Уточне-ние и до-полнение высказы-ваний обучаю-щихся. Осущест-вление самокон-троля.
Взаимодействуют с учителем
Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме
Слушание учителя
Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия
Развитие регуляции учебной деятельности.
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.
Регуляция учебной деятельности.
Умение слушать в соответствие с целевой установкой Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля.
4. Первичное усвоение новых знаний
Всем вам, ребята, приходилось кататься зимой на санках или лыжах? Почему при спуске с горы вы не продолжаете двигаться бесконечно, а останавливаетесь? Что вам мешает катиться все дальше и дальше?
Давайте проведем следующий опыт: толкнем тележку по столу. Как изменяется скорость тележки? Что является причиной всякого изменения скорости движения? Какая сила заставила машинку остановиться?
Явление трения, примеры трения
500 лет назад открыли трение – самый крепкий орешек естествознания. Трение встречается буквально на каждом шагу, без него и шага не сделаешь; держим ручку, в руке – трение. Пишем вот эту самую фразу - трение; стоят на столе всякие предметы, не соскальзывают – трение. Гвозди держат полку с книжками, не выпадают из стены – трение, одежда не соскальзывает с наших тел – трение, бантики держатся в волосах у девочек – трение и т. д.
Определение силы трения
Сила трения – сила, возникающая при соприкосновении одного тела с другим и препятствующая их относительному движению
Особенности сил трения:
возникают при соприкосновении;
действуют вдоль поверхности;
всегда направлены против направления движения тела.
Изображение силы трения
Причины возникновения силы трения
21018512001500Виды трения
122872560325006356223000
95885317500
Измерение силы трения динамометром Физкультминутка
Работа в группах.
Группа 1.
Сравнение силы трения покоя и веса тела.
Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра.
3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза. К бруску прикрепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска. Это сила трения покоя. Результаты измерений запишите в таблицу.
Величина Численное значение
Вес бруска с грузами Сила трения покоя 4.Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше - вес тела или максимальная сила трения покоя 5. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты)
Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист шершавой бумаги.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:
а) по поверхности линейки трибометра;
б) по гладкой бумаге;
в) по шершавой бумаге.
Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трущихся поверхностей Сила трения скольжения, Н
Дерево по дереву
Дерево по гладкой бумаге Дерево по шершавой бумаге 3. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей? От шероховатости трущихся поверхностей?
4. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 3.
Изучение зависимости силы трения скольжения от площади трущихся поверхностей.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.
Порядок выполнения работы
1. Определите цену деления шкалы динамометра.
2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – 2 груза. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра.
3.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке. Результаты измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Грани бруска Сила трения скольжения, Н
Большая грань Маленькая грань 4. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?
5. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 4.
Сравнение силы трения скольжения и качения
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, два круглых стержня.
Порядок выполнения работы.
1. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра.
2. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых стержня и перемешайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра Результаты измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.
Вид трения Численное значение
Сила трения скольжения Сила трения качения
3. Ответьте на контрольный вопрос: какая сила больше: сила трения скольжения или сила трения качения?
4. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
Группа 5. Определение зависимости силы трения скольжения от массы тела.
Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками. Порядок выполнения работы. 1.Определите массу бруска и груза из набора. 2.Прикрепив крючок динамометра за крючок бруска, приведите их в равномерное движение по линейке (или поверхности стола), измерьте силу тяги. Это и будет сила трения. Заметим, что во время движения бруска указатель динамометра колеблется, поэтому за результат измерения принимают среднее значение положения указателя между его крайними отклонениями. Результат измерения занесите в таблицу. 3.Нагружая брусок одним и двумя грузами, измерьте в каждом случае силу трения. Данные занесите в таблицу.
Испытуемое тело Масса m, г Сила трения F, Н
Брусок без груза Брусок с одним грузом Брусок с двумя грузами 4. Ответьте на контрольные вопросы:
- Зависит ли сила трения скольжения от массы тел.
5. Подготовьте отчет о проделанной работе для сообщения другим группам (цель работы, ход работы, результаты).
.
Учитель дает обучающимся задание прочитать в учебнике (страницы74-76) о вредном и полезном трении, способах уменьшения и увеличения трения, подшипниках.
Объясняет новый материал, задает вопросы учащимся,
демонстрирует физический эксперимент: а) толкание тележки по столу.
б) измерение силы трения.
Обращает внимание учащихся на равномерное перемещение бруска динамометром.
Даёт учащимся задание работать в группах. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.
Обращает внимание учащихся на соблюдение правил охраны труда при работе с динамометром. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Наблюдение за физическим экспериментом учителя. Работают с материалом учебника, презентацией, выделяют существенную информацию,
Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.
Каждая группа докладывает о проведенном эксперименте по следующему плану:
1) цель экспериментальной работы;
2) порядок выполнения работы;
3) полученные результаты, выводы
Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.
Анализ содержания параграфа
Объединяют усилия на решение поставленных вопросов.
В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.
Выполняют самостоятельно задание. Обсуждают эксперимент и выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других Контроль правильности ответов обучающихся.
Самоконтроль и взаимоконтроль. Умение слушать в соответствие с целевой установкойПланировать и корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
5. Первичная проверка понимания
I.Откройте учебник на странице 73 и поработайте в парах над ответами на вопросы после параграфа. Затем будем работать над этими вопросами по методике «Цепочка».
II.Решение тестовых заданий
1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки?
П. Сила трения каченияУ. Сила трения скольженияВ. Сила трения покоя
2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед….
С. УвеличиваетсяД. Не изменяетсяЕ. Уменьшается
3. Как направлена сила трения при движении тела?
А. По движениюП. Против движенияН. Не имеет направления
4. При смазке трущихся поверхностей сила трения…
И. Не изменяетсяЕ. УменьшаетсяУ. Увеличивается
5. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав силой 150 кН. Чему равна сила трения?
К. 15 кНЛ. 300 кНХ. 150 кН
Дает учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Следит за соблюдением
правил игры
«Цепочка» и произ-вольно строят ре-чевое вы-сказывание в устной форме. Умение формули-ровать во-просы. собст-венное мнение и позицию, уметь ис-пользо-вать речь для регу-лирова-ния сво-его дей-ствия ние и до-полнение высказы-ваний обучаю-щихся. Осущест-вление самокон-троля и взаимо-контроля.
Отвечают на вопросы после параграфов сначала соседу по парте, а затем фронтально по «цепочке». Выделение существенной информации. Логические умозаключения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы.
Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать
собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. При правильных ответах в тесте получится слово «Успех» Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
6. Первичное закрепление знаний
Решение качественных задач I.Сборник задач по физике. В.И.Лукашик № 400, 403, 405, 424
II. 1.Почему медицинские иглы полируют до зеркального блеска?
2.Почему трудно удержать в руках живую рыбу?
3.К ножкам многих приборов (телевизоры, магнитофоны, проигрыватели) приклеены резиновые кружки. Зачем? 4.Петя рассматривал гвоздь. На шляпке была насечка в виде сеточки, а под ней, на верхней части стержня - несколько поперечных рисок. “Для чего это?”, - спросил он папу, который строил сарай. Посмотрите на гвоздь и ответьте Пете.
5.Дайте физическое обоснование пословицы: “Коси коса пока роса; роса долой и мы домой”. Почему при росе легче косить?
6.Ребята, сказку «Репка» знаете? Посмотрите на картинку и объясните с точки зрения физики: почему герои сказки не могут вытащить репку?
7.Одинаковое ли трение возникает на осях колес, если луноход движется так, как показано на рисунках? (луноход на поверхности Луны и на Земле)
05588000
Формулировка условий задач, и контроль за правильным решением этих задач. Решают задачи.
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля.
7. Домашнее задание
§30-32 Творческое задание. Напишите сочинение на тему « Я защищаю трение» или « Я обвиняю трение».
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Выделение существенной информации из слов учителя. Взаимодействуют с учителем Слушание учителя Развитие регуляции учебной деятельности. Регуляция учебной деятельности.
8. Рефлексия
Что мы узнали сегодня о трении? Что такое сила трения? Когда она возникает? Как направлена? Каковы причины её возникновения? Какие виды трения вы знаете? От чего зависит и от чего не зависит сила трения?
Просит ответить на остальные вопросы в листе.
ЛИСТ-ОПРОСНИК
1. Мое восприятие темы урока:
а) усвоил(а) все; б) усвоил(а) почти все; в) усвоил(а) частично, нуждаюсь в помощи.
2.Я работал(а) на уроке:
а) отлично; б) хорошо; в) удовлетворительно; г) неудовлетворительно.
3.Я оцениваю свою работу на ______ (поставьте оценку)
15373352152650078486021526500118110215265004. Настроение в конце урока: а) б) в)
Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы детей. Рефлексируют. Умение делать выводы. Взаимодействуют с учителем Уметь формулировать собственное мнение Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. Саморегуляция