Разработка урока Сила трения. Трение. Трение покоя, качения, скольжения
Разработка урока по теме «Сила трения. Трение. Трение покоя, качения, скольжения» (7 класс)
Цели урока:
Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя элементы технологии “Сотрудничества”.
Образовательные: ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие сила трения, рассмотреть виды трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, выяснить причины возникновения силы трения.
Развивающие: развивать качественную сферу учащихся; развивать логическое мышление; формировать представление о процессе научного познания; анализировать, сравнивать результаты опытов; продолжить формировать умения решать тестовые задачи
Воспитательные: прививать культуру умственного труда.
Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами знакомится с различными силами и сегодня наша тема: «Сила трения. Трение. Трение покоя, качения, скольжения»
Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Притрагивайтесь к родникам –Ничто не повториться.За мигом миг, за часом часВпадайте в изумлениеВсе будет так и все – не такЧерез одно мгновеньеВ дорогу мы возьмем багаж:Учебник, ручку, карандаш,Тетрадь и знаний саквояж.
3.Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках
Физический диктант.
Что является мерой действия одного тела на другое?
Какой буквой обозначается сила.
В каких единицах измеряется сила?
Как называется прибор для определения силы?
Как называется сила притяжения к Земле? Запишите формулу.
Какая сила действует на пружину?
Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес, называется
Как называется сила, равная по своему действию нескольким силам?
4. Постановка цели урока
Учитель Ребята мы с вами сейчас повторили тему: “Взаимодействия тел”, именно силы. Теперь нам необходимо изучить, на мой взгляд, одну из самых важных сил – силу трения, которая сильнее бурь, ветров и непогоды. И я думаю, вы со мной в конце урока с этим согласитесь. Поэтому целью нашего сегодняшнего урока является изучение силы трения и её видов; экспериментально установить от чего зависит сила трения, так же определить положительную и отрицательную роль силы трения в жизни человека.
Итак, мы начинаем. Тема урока: Сила трения. Запишите в тетрадь число и тему урока.
5. Изучение нового материала
Постановка проблемы.
Учитель: Что перед вами лежит?
Опыт 1 и “Наблюдение явления трения”.
На столе лежит деревянный брусок. Толкните его и наблюдайте за его движением. Прикрепите к нему динамометр и тяните равномерно. Замените брусок цилиндром и проделайте то же самое.
Что вы можете сказать о скорости тела? Как она изменялась в опытах?
Какая сила возникает? В результате чего она возникает?
Выводы:
- Трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел.
Учитель: С явлением трения и силой трения мы знакомы с детства. Первые исследования силы трения были проведены великим итальянским ученым Леонардо да Винчи более 400 лет назад, но эти работы не были опубликованы. Законы сухого трения были описаны французскими учеными Гильомом Амонтоном и Шарлем Кулоном.
Исходя из жизненного опыта, попробуйте сформулировать определение этому явлению. Что такое трение?
Варианты ответа: сопротивление движению, механическое сопротивление движению.
Правильно, при соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается Fтр. Направлена сила трения всегда противоположно движению тела.
Определение: Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого. Слайд 2
Когда возникает трение?
Только при движении?
Существует ли трение у покоящегося тела?
Какие виды сил трения существуют?
Что вы можете сказать о сравнительной величине сил трения?
Опыт 2 и 3. “Выяснение причин возникновения трения”.
Установим 2 причины трения и наличие или отсутствие сходства между силой трения и силой упругости.
Опыт 2: возьмите 2 стеклянные пластины, прижмите их друг к другу, а затем сдвиньте одну пластину относительно другой. Что вы наблюдаете? Почему пластины трудно сдвинуть?
Капните пипеткой на одну пластину 2-3 капельки воды и повторите опыт. Почему стало еще труднее сдвигать пластины?
Опыт 3: возьмите 2 кусочка наждачной бумаги и лупу. Рассмотрите поверхность этих тел. Сложите их и попробуйте сдвинуть относительно друг друга.
Назовите 2 причины возникновения трения.
Выводы:
шероховатость поверхности.
Молекулярное взаимодействие (по основным законам МКТ)
Ребята в тетрадь перенесите себе таблицу, которую в течении урока мы с вами заполним.
Направление силы трения.
Какую силу показывает динамометр?
Динамометр показывает силу тяги, которая равна по модулю и противоположна по направлению силе трения.
Выводы: - сила трения направлена в сторону, противоположную движению;
-имеет точку приложения, расположенную в точке соприкосновения
тела с поверхностью;
От каких факторов еще может зависеть сила трения?
Вывод: сила трения зависит от материала, из которого изготовлены тела, и от качества обработки их поверхностей.
Сила трения зависит от:
силы тяжести, действующей на движущееся тело;
качества поверхности;
площади трущихся поверхностей;
вида трения
Можно выделить три вида сил трения:
1.Трения скольжения (санки) ( видео)
2.Трения качения (колёса) (видео)
3.Трения покоя (для того чтобы сдвинуть с места любое тело, необходимо приложить какую-либо силу) (видео)
Вопрос Как уменьшить трение?
Шлифовка деталей трущихся поверхностей и подшипники.
Смазка.
Чтобы увеличить трение, надо:
Увеличить нагрузку (вес).
Увеличить шероховатости поверхностей.
Положительная и отрицательная роль трения
Жизненный опыт подсказывает нам, что трение очень важно в нашей жизни и играет как положительную, так и отрицательную роль. Поговорим об этом. Мудрость и жизненный опыт любой народ заключает в поговорки. Например:
не подмажешь, не поедешь;
пошло дело как по маслу;
угря в руках не удержишь;
что кругло – легко катится;
лыжи скользят по погоде;
из навощенной нити сеть не сплетешь;
колодезная веревка сруб перетирает;
ржавый плуг только на пахоте очищается;
ловкий человек и на дынной корке не поскользнется;
нет такого человека, который бы хоть раз не поскользнулся на льду.
Как же можно использовать изученное явление в жизни? Приведите свои примеры. Явление трения используют в технике:
для передачи движения;
при обработке металлов и других материалов;
при сварке трением;
при заточке инструментов;
для скрепления материалов, деталей конструкций;
при шлифовке, полировке материалов и т.д.
Какую оценку можно дать роли трения в жизни? Учитывая отрицательную роль трения, необходимо его уменьшить. Для этого необходимо:
- подбирать материалы с низким коэффициентом трения;
- повысить качество обработки трущихся поверхностей;
- заменить трение скольжения трением качения;
- использовать смазку.
6. Закрепление изученного материала.
Выполняется тест
Итоги урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 30, упр. 11. Заполнить таблицу: привести по 3 примера положительной и отрицательной роли трения в быту и природе.
Учитель: Итак, мы познакомились с семьей силы трения. Это – трение качения, скольжения и покоя (ученики записывают в опорный конспект). А сейчас я предлагаю отдохнуть в литературной гостиной. Рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.
В зимние сумерки нянины сказкиСаша любила. Поутру в салазкиСаша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной.
Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
Вдоль опушки Вова едет На своем велосипедеИ везет вареньеВсем на угощенье. (сила трения качения)
Вот и зима! Трещат морозыНа солнце искриться снежокПошли с товарами обозыПо Руси вдоль и поперек.Ползет скрипит дубовый полоз.Река ли, степь ли – нет нужды,Везде проложатся следы!
И. С. Никитин (сила трения скольжения)
Хоть тяжело подчас в ней бремя,Телега на ходу легка;Ямщик лихой, седое время,Везет не слезет с облучка.
А. С. Пушкин (сила трения качения)
Кошка за ЖучкуЖучка за внучкуВнучка за бабкуБабка за дедкуДедка за репку
Тянут – потянут, вытянуть не могут. (сила трения покоя)
15