Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта)
№60 г. Челябинска».
Конспект урока русского языка
__6_ класс
Тема: «Падежные окончания имён существительных
1-го склонения».
Лисенчук Людмила Витальевна,
учитель русского языка и чтения
г. Челябинск
МБОУ «С(К)ОШ №60 г. Челябинска»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных»,
упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения).
Задачи:
предметные
– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;
– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).
метапредметные:
– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).
Оборудование:
мультимедийный проектор
учебник
презентация
«таланты» (жетоны).
Ход урока.
Конспект
Используемые приёмы
педагогической техники
1этап урока: Эмоциональный настрой на урок
- Добрый день, ребята! Начнем наш урок.
Мы с вами на уроке, подобно дружной семье. Давайте посмотрим на соседа слева, потом на соседа справа, улыбнемся, друг другу и с хорошим настроением нацелимся на добывание знаний!
2 этап урока: Мотивация учащихся на учебную деятельность
-Ребята я зачитаю вам сейчас пословицу, а вам нужно будет объяснить, как вы ее понимаете.
А еще у вас сегодня будет возможность заработать сегодня «жетон», и даже не один в течение урока, а потом обменять их у меня на отметку в конце урока.
Итак, пословица: (показ слайда)
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы понимаете данную пословицу?
Ответы детей: (Мы узнаём что-то ново, новые знания).
- Молодцы! А теперь запишем дату, классная работа.
Запишите пословицу.
Приём
«Получи талант»
3 этап урока: Введение в тему
-Отправляемся мы с вами сегодня в путь, 9 марта, за новыми знаниями.
Интересен этот день не только тем, что сегодня празднуют день учителя в Ливане, например, а в Росси как мы знаем, он празднуется 5 октября, но и в этот день родился первый космонавт Земли - Юрий Алексеевич Гагарин.
И, конечно же, сегодня на уроке мы не можем не вспомнить об этом историческом и памятном событии.
Приём
«Исторический
календарь»
4 этап урока: Тема урока и цели
1. Далее идет показ слайда с картинками (земля, вода, изба, трава, девочка, дядя, дедушка (имена существительное м.р. ж.р. 1-го склонения)
- Ребята так над чем мы будем работать сегодня на уроке? Есть догадки?
- Что общего у этих слов на картинке?
- Дайте определение имени существительному.
-Запишем эти слова в тетрадь.
(Земля, вода, изба, трава, девочка, дядя, дедушка)
- Теперь определите окончание и род сущ.(работа по цепочке, возможность заработать жетоны.)
2. Предлагаю провести «БИТВУ ЗНАТОКОВ» и заработать жетоны.
Отвечать четко и кратко.
1. Что называют именем существительным? (повторный вопрос)2. Как изменяются имена существительные? (число, род, падеж, склонение)
3. Что такое изменение по падежам?4. Сколько падежей в русском языке?
5. Сколько склонений имеют имена существительные?
6. Какие существительные относятся к 1 склонению?7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?
8. Кого? Чего? Это вопросы, какого падежа?
9.Кем? Чем? Это вопросы, какого падежа?
- С какой целью выполнили это задание?
(ответы детей оцениваются жетонами)
- Поднимите руку, у кого возникло затруднение при выполнении этого задания. Значит, мы легко справились с ним и пришло время открывать новую тему урока.
Показ слайда с темой урока.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с картинками.
Словарная работа.
Опрос детей.
Актуализация знаний учащихся.
Вопрос-ответ.
Приём
«Получи талант»
Рефлексия.
5 этап урок: Отработка умений и навыков по теме урока
На доске две группы слов:
(необходимо записывать, определить падеж, поставить ударение)
ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__
ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___
НА СТЕН__ НА УЛИЦ___
- Чем отличаются эти две группы слов?
Ответы детей: В первом столбике на окончания падает ударение ударные, во втором – без ударения.
- Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)
- Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
- Как нужно поступить, если окончание безударное? (Определить склонение, падеж и подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).
- Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.
- Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных».
Постановка учебной цели, определение темы урока.
Работа в тетради.
Ответы на вопросы учителя.
6 этап урока: Самостоятельная групповая работа учащихся
1.Проведем исследование.
Работаем в парах (2 ученика у доски).
Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания.
-Какие выводы вы сделали?
Повторим еще раз.
На доске:
Таблица: Все падежи с окончаниями.
Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).
Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление
- Как проверить безударное окончание имени существительного?
(ответы детей)
Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места).
ИЗ ИЗБУШК__
НА УЛИЦ___
ПО КОМНАТ___
2. Задание: «Найди ошибку».
Именительный падеж употребляется с предлогами.
У сущ 1 склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания.
У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают.
(ответы детей оцениваются жетонами)
2. Задание «Исправь ошибки».
Раздаются листочки с напечатанным текстом. Детям необходимо найти ошибки в окончании имен существительных с ударным и безударным окончанием.
«Лесная столовая»
Ребята с осени запасались желудями, шишками, семенами березы и ольхи. Кормушку повесили они у самой опушке. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушки и зайцы. Об этом ребята узнали по следам. У кормушке можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встречи.
Исследовательская работа.
Работа у доски.
Работа с таблицей в учебнике.
Работа с памяткой.
Опрос детей.
Приём
« Лови ошибку!»
Приём
«Получи талант»
Индивидуальная работа.
7 этап урока: Физминутка
8 этап урока: Самостоятельная работа в парах, обсуждение
Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных.
Записываем слова:
На карточках:
На ветки сирени,
за подругай,
до деревне,
возле речке,
по тропинки.
Найдите в словосочетаниях ваших сверстников ошибки и исправьте их. Объясните, почему учащиеся допустили ошибки.
Общий вывод:
Для правильного написания окончания у имен существительных нужно знать, что у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).
Работа в парах.
9 этап урока: Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия
Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.
· Знания, о какой части речи мы сегодня закрепляем?
· Что мы с вами уже вспомнили?
· С какими трудностями столкнулись?
· Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
(ответы детей)
· Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имён существительных?
(ответы детей)
· Закончите фразу: В первом склонении, Помню даже во сне, В предложном и дательном Пишется .
·Где вы будете применять полученные знания?
(ответы детей)
- Записываем задание на дом, с разбором.
Упр. 245 стр. 152
Итоги урока.
- Подсчитайте ваши «жетоны» (Оценивание, обмен на оценку кто заработал большее количество жетонов)
Рефлексия деятельности на уроке:
Сегодня на уроке я узнал.
Сегодня на уроке я научился..
После урока мне захотелось
Сегодня на уроке я похвалил бы себя за..
Самооценка выполненной работы-смайлики.
Оцените наш урок и свою работу на нём.
- Какой смайлик вы выберете?
Рефлексия урока.
Приём
«Получи талант»
Оценивание результата работы.
Приём
«Ярмарка настроений»
Оценка своей работы, коррекция.
Заголовок 115