Административная контрольная работа за 1 полугодие 7 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы.
Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моём понимании.
Цели урока:
познакомить с текстом рассказа и проанализировать его содержание в соответствии с темой урока;
расширить активный запас слов учащихся, объясняя значение этических терминов;
способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви и благодарности как составляющих понятие «добро», учить видеть и различать «добро» и «зло»;
способствовать формированию интереса к данной проблеме.
Подготовка к уроку:
1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Кусака».
2. Подумать над вопросами:
Какие чувства вы испытали, прочитав данный рассказ?
Герои рассказа – люди добрые или злые? Обосновать свою точку зрения.
Как вы понимаете, что такое «добро» и что такое «зло»?
Представьте в образах-рисунках понятия «добро» и «зло».
3.Индивидуальное задание для ученика-консультанта: посмотреть по словарю толкование ряда понятий, указанных учителем, на уроке при необходимости помогать учащимся в объяснении этих слов.
На доске:
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
Человек – посерединке.
Т. Жирмунская.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Подготовка учащихся к восприятию темы.
Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душу преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра и зла?..
Л. И. Новикова.
В прочитанном четверостишии содержится вопрос, ответить на который мы постараемся в ходе урока.
Добро и зло Два противоположных понятия, два непримиримых врага, две крайние позиции. В ходе нашего урока мы попробуем понять, где же тот порог, предел, за которым кончается добро и начинается зло.
3. Анализ исходных понятий.
3. 1.Наиболее общее представление о данных категориях.
Прежде всего давайте разберёмся, что такое добро и зло, что скрывается за этими морально-этическими категориями, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному (ученики объясняют, как они понимают, что такое «добро» и что такое «зло»).
Справка ученика-консультанта:
Добро в словарях толкуется как положительное, нравственное, достойное подражания, то, что не причиняет зла другим людям.
Зло – нечто дурное, безнравственное, достойное осуждения.
3. 2.Анализ работ учеников.
(На стенде представлены рисунки-образы «добра» - «зла», выполненные учащимися; ребята представляют свои работы, объясняя, почему данные понятия ассоциируются у них с тем или иным образом).
3.3. «Добро» и «зло» в литературе.
Мы познакомились с тем, как вы сами понимаете данные слова. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, товарищи, родители, учителя помогли вам сформировать представление об этих сложнейших категориях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают вам разобраться в проблеме добра – зла? (Ребята высказывают своё мнение, приводят примеры из русских народных сказок, классической и современной литературы, показывая, что данная проблема ставится в произведениях литературы.)
Всегда ли проблема добра – зла решается однозначно? (Отвечая на данный вопрос, ученики говорят о том, что однозначно вопросы добра – зла решаются только в сказках: добро всегда побеждает зло. Но в литературе, как в жизни, эта проблема не столь проста.)
Давайте посмотрим, как решается данная проблема в рассказе Л. Андреева «Кусака», который вы читали дома самостоятельно.
4. Беседа по тексту.
- Какие чувства вызвал у вас прочитанный рассказ? (Ученики отвечают, рассказывая о том, какие чувства вызвал рассказ о судьбе собаки.)
- Рассказ начинается с местоимения она. О ком идет речь? (О собаке.)
-Как жила собака? Как складывались её взаимоотношения с окружающим миром? (Собака ничья, она никому не принадлежала. Собаки гнали её, дети бросали камнями и палками, взрослые улюлюкали, свистели.)
- Нуждается ли она в том, чтобы быть кому-то нужной? Она свободна и вольна как ветер, может быть, ей эта жизнь по душе? (Собака тянется к тёплым избам, у неё есть инстинктивная потребность в общении, она нуждается в том, чтобы её пожалели и приласкали.)
- Один раз её действительно пожалели и приласкали. Кто это сделал, и как это произошло? (Пожалел пропойца-мужик.)
- Он добрый человек или злой? (У него есть доброе начало: он всех любит, жалеет, размышляет о добрых людях, надеется на добрых людей. Но в нём живёт и зло. Он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подаренный жене платок.)
- Если мы расстояние между добром и злом условно представим себе в виде прямой, то где-то должна быть та грань, перейдя через которую, человек из доброго превращается в злого (учитель рисует на доске прямую, делает схему вместе с учениками):
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
- Расшифруйте эти понятия, как вы их понимаете? (Ученики объясняют, в случае необходимости помогает ученик-консультант.) Справка:
Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Жалость – сострадание, соболезнование.
Надежда – ожидание, уверенность в осуществлении чего-то радостного, благоприятного.
Скука – тягостное душевное состояние.
Злоба – чувство гневного раздражения, недоброжелательства против чего-нибудь.
Обида – несправедливо причинённое огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
- Её и потом пытались приласкать, но в ответ на содеянное зло в её сердце тоже поселилась злоба. Как она перешла грань между добром и злом? Что послужило причиной? (Недоверие.)
Недоверие – сомнение в правдивости, истинности чувств, слов (учитель дописывает названное слово в схеме):
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
недоверие
- Но всё же и при такой собачьей жизни она не сломалась. Устроила свою жизнь так, что изредка бывала довольна собой и даже испытывала чувство гордости. Как это получалось? (Бескорыстно сторожила пустую дачу.)
- Но вот на дачу, которую бескорыстно сторожила собака, приехали люди, дачники. Хорошие это были люди? Как вы это поняли? (Они добрые.)
- Действительно, хороший в русском языке – это прежде всего добрый. «Пришли мне чтения доброго», – так писал один новгородец несколько веков назад своей жене на берестяной грамоте. Итак, автор утверждает, что приехавшие люди были добрые. Какие он приводит доказательства? (В тексте говорится, что «воздух, удалённость от города, зелень, голубое небо – делали их ещё добрее».)
- Так что же получается, отправимся мы все в деревню, будем дышать свежим воздухом, любоваться голубым небом – и все станем добрыми, зло исчезнет? (Нет.)
- Какова первая реакция добрых людей на злую собаку, оторвавшую подол от платья Лёли? (Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли.)
- Но именно они и приручили собаку. Как? (Дали ей имя – Кусака, привыкли к ней, бросали ей хлеб, впервые по-настоящему приласкали.)
- Каким образом люди лишили собаку её непримиримой злобы? Что сыграло свою роль? (Ласка.)
Справка ученика – консультанта:
Ласка – проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение.
Учитель дополняет схему:
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
ласка недоверие
- Собака счастлива, но состояние счастья для неё так непривычно, что приносит боль. Автор говорит нам страшную фразу, которая помогает почувствовать, как настрадалась Кусака за свою недолгую жизнь: «Она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и её больно было от непривычной ласки, как от удара». Как автор показывает нам, что Кусака счастлива? (Она изменилась внешне и внутренне, «душа её расцвела».)
- Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе? (Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.)
- Но всё же прежнюю долгую жизнь нельзя забыть. Какие чувства борются в душе Кусаки? Какие чувства направляют её в сторону добра, а какие в сторону зла? (Страх «не выпарился», она терялась при виде людёй, ждала привычных побоев, но вместе с тем она испытывала уже и восторг, и благодарность, и любовь.)
- Учитель записывает в схему понятия – составляющие добра и зла:
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
ласка
· недоверие
восторг страх
благодарность
любовь
Справка ученика – консультанта:
Восторг – большой подъём чувств, восхищение.
Благодарность – чувство признательности к кому – нибудь за оказанное добро, внимание.
Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
Страх – очень сильный испуг, боязнь.
- Душу собаки переполняют высокие чувства, чтобы выразить свой восторг, любовь, благодарность, Кусака начинала прыгать, кувыркаться, вертеться. Какие слова помогают нам ярче увидеть эти действия? (Наречия: нелепо, неуклюже.)
- Какие определения подбирает автор, чтобы показать, как выглядела собака в этой ситуации? («неповоротливое, смешное, жалкое тело».)
- Когда вы видите, что кто-то в проявлении своих лучших чувств смешон, жалок, неповоротлив; когда вы видите, что то, что он делает – нелепо и неуклюже что надо сделать? (Остановить, прекратить унижение.)
- Что делают наши «добрые» люди? (Они смеются.)
- Чего они не видят, не замечают? (Странной мольбы в собачьих глазах.)
- А дальше следует более чем странная фраза: «Как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть её отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали». Почему появляется эта странная параллель: «как раньше» - «так и теперь»? (Как раньше люди не задумывались, каково собаке, что у неё на душе, так и теперь до неё никому нет дела. Им безразлично, что чувствует собака.)
- Какое главное слово характеризует поведение людей? (Безразличие.)
Справка ученика – консультанта:
Безразличие – равнодушие, безучастное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь.
Учитель добавляет в схему слово «безразличие»:
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
ласка недоверие
восторг страх
благодарность безразличие
любовь
- И человек, и собака привыкают как к плохому, так и к хорошему. К чему привыкла Кусака за это лето? (Кусака привыкла, что не надо заботиться о пище, что у неё есть своё место в жизни, что её приласкают, если попросит.)
- Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живёт по своим законам. Прошла звонкое, весёлое лето. Наступила осень. Л. Андреев рисует нам потрясающий образ осени (зачитывает). На что настраивает нас это описание? (От этой картины веет холодом, тоской, несчастьем, одиночеством, пустотой.)
- И это не случайно. Мы понимаем: лето кончилось, люди должны уехать. Но как же решается судьба собаки? (Людям жалко Кусаку.)
- Действительно, Лёля трижды повторяет слово «жалко». Как она произносит это слово, и как меняется её внутреннее состояние с каждой фразой? (Первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещания матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала.)
- Мы видим, как на наших глазах происходит внутренняя борьба добра со злом в душе Лёли. Какое чувство направляет девочку в сторону добра? (Жалость.)
- А что тянет в сторону зла? (Эгоизм. Думает прежде всего не о собаке, а о своих интересах: будет вместо Кусаки другая, лучшая, породистая собака.)
Справка ученика-консультанта:
Жалость – сострадание, соболезнование.
Эгоизм – предпочтение личных, корыстных интересов.
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
ласка недоверие
восторг страх
благодарность безразличие
любовь эгоизм
жалость
- Судьба Кусаки решена. Лёля и Кусака выходят на шоссе, и вместо сцены прощания, такой естественной и нужной, Л. Андреев дает нам совсем другую сцену. Почему? (Проводится параллель между тем, что с Кусакой сделали добрые люди, и теми людьми, которые мучают и смеются над деревенским дурачком.)
- И те и другие несут зло. Что породило это зло? (Безответственность.)
Справка ученика-консультанта:
Безответственность – отсутствие ответственности.
Учитель добавляет в схеме слово «безответственность», схема обретает следующий вид:
добро зло
любовь скука
жалость злоба
надежда обиды
ласка недоверие
восторг страх
благодарность безразличие
любовь эгоизм
жалость безответственность
- А. де Сент-Экзюпери в одной из своих книг говорил о том, что «люди в ответе за тех, кого приручили». Те добрые люди, о которых вели речь мы с вами, с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую ко злу.
- Посмотрите на нашу «дорогу» добра ко злу. Понятия диаметрально противоположны, а резкой границы между ними нет. Есть хорошие или плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые или злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Мы с вами благодаря рассказу Л. Андреева увидели лишь часть этих понятий. Моё пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нём не будет места страху, безразличию и безответственности, и тогда будет гарантия того, что вы в любых ситуациях останетесь добрыми людьми.
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым – труд.
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро навеки будет богом нашим,
Ему – молитва наша и хвала.
К. Кулиев
5. Подготовка к написанию творческой миниатюры.
- Итак, давайте обобщим всё то, о чём мы говорили. Можно ли однозначно ответить на вопрос, который я поставила в начале урока: добрые или нет люди, приехавшие на дачу? (Ребята говорят о том, что в них, как и во многих других людях, живёт и добро, и зло. Многое зависит от того, какой выбор сделает для себя человек в той или иной ситуации: повернётся в сторону добра или подчинится злу.)
- Что же порождает зло, и почему порой бессильно добро? Каковы составляющие этих понятий? (Обращаясь к нарисованной на доске схеме, ученики отвечают на вопрос.)
- Если отвлечься от рассказа, с которым мы только что работали, как вы считаете, мы перечислили все составляющие добра изла? (Этих составляющих гораздо больше, дети дополняют схему самостоятельно, опираясь на факты, известные им из литературы или из собственного опыта.)
Возможные добавления к рассматриваемым понятиям:
«добро»: доверие, сострадание, милосердие, забота, уважение, жалость и т.д.
«зло»: жестокость, лицемерие, недоброжелательность, жадность, зависть, трусость и т.д.
6. Организация домашнего задания.
-Вам нужно будет написать о своём понимании того, что такое «добро» и что такое «зло». Какой тип речи в данном случае будет наиболее подходящим? (Рассуждение.) Вспомним композицию сочинений-рассуждений (выдвигается тезис, приводятся доказательства, подводится итог размышлению).
Варианты заданий:
Составить словарную статью о словах добро, зло (по усмотрению учителя можно предложить и любое другое слово этического характера для творческой работы, заранее познакомить детей с законами построения словарных статей).
Написать маленький рассказ-иллюстрацию понятий «добро» или «зло».
Доказать или опровергнуть утверждение: «Добро и зло – две стороны одной медали».
Ответить на вопрос, почему Л. Андреев назвал своих героев «добрыми людьми»
15