Открытый урок на тему:«Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки»
Тема: Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.
5 класс19.01.2016
Задачи:
1.Образовательные: ознакомиться с видами проволоки, научить приемам правки и гибки проволоки в тисках и с помощью различных приспособлений.
2. Развивающие: формировать умения работы с инструментами предназначенными для гибки тонколистового металла и проволоки.
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, внимание при работе с инструментами.
Личностные УУД
Формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД
Умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать свое мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные УУД
Умение слушать и вступать в диалог; умение сотрудничать в группе, при решении учебных задач; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный (беседа); наглядный с применением ИКТ, демонстрация трудовых приемов; практический (упражнения по выполнению изделий из проволоки).
Сохраняющие здоровье технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз, правила ТБ.
Наглядные пособия и оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, молоток, слесарные тиски, оправки, плоскогубцы, круглогубцы, заготовки проволоки.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Проверить подготовку учащихся к уроку;
2. Отметить отсутствующих.
3.Сообщение темы урока и запись темы в тетради учащихся.
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, сегодня мы познакомимся с технологией обработки проволоки. Узнаем на уроке о том, какие инструменты и оборудование используют для работы с этим материалом. Давайте узнаем об этом с помощью загадок.
1 .Он работу проведётПри движении вперёд,Чтоб опиленный металлЗаблестел и засверкал.
Ответ: напильник
2. Инструмент из прочной сталиЧертит риски на металле,Размечает путь другимОстрым кончиком своим.
Ответ: чертилка
3.В каждом деле – главный гость,Без него скучает гвоздь.Громко он стучит бойкомИ зовётся…
Ответ: молоток
5.Инструмент, слесарный тоже,Резать вам металл поможет.
Аккуратно тонкий листОн разрежет вверх и вниз.
Ответ: ножницы
8.Есть на крышке верстакаДля фиксации деталейЭто важное устройствоС рукояткою из стали.
Ответ: тиски
9.Слышишь, стукает дружок -Деревянный молоток.Выпрямляет быстро, ловкоОн любую заготовку.
Ответ: киянка
III. Изложение нового материала.
Домашним заданием было найти в ИНТЕРНЕТЕ и подготовить сообщения на тему:
I группа «Применение проволоки в древности» (ученик читает)
IIгруппа «Применение проволоки в ювелирном деле) (читает)
IIIгруппа «Применение проволоки в энергетике» (читает)
Демонстрация презентаций (през2, през.3, през,4)
Учитель: А представьте себе, что человечество не изобрело бы проволоку? Невозможно было бы передавать электричество на большое расстояние, дома до сих пор освещались бы лучиной или керосиновой лампой, не было бы электрических помощников (чайников, стиральных машин, плит, холодильников), не было бы красивых украшений, которые выполняют не только дизайнерское, но и функциональное назначение. Скобяные изделия (гвозди, шурупы, скобы) были бы намного дороже, так как до появления проволоки их изготавливали в кузнице, а это энергоемкая, низко производительная технология.
Запишите в тетрадях определение «проволоки».
Проволока – это металлическое изделие (полуфабрикат) большой длины, но небольшого поперечного сечения разной формы.
Чаще всего проволока бывает круглого сечения, реже – квадратного, шестиугольного или полукруглого.
В настоящее время существует 2 способа получения проволоки.
1 способ – прокатка – постепенное обжатие слитка между валками прокатного стана.
Учитель: Прокаткой получают проволоку толщиной более 5 мм. В простонародье такую проволоку называют катанкой.
2 способ – волочение. Более тонкую проволоку производят волочением. Суть этой технологии – протягивание металлических прутьев через конические сужающиеся отверстия.
Ребята, у вас на верстаках коробочки с надписями «алюминий», «медь» и «сталь». Вам предстоит самостоятельно узнать свойства образцов проволоки из этих коробочек и записать свои наблюдения в карточку №1.
Раздаются карточки, которые ученики дома вклеивают в рабочие тетради.
Карточка №1. Свойства проволоки.
металл цвет гибкость, твёрдость
алюминий медь сталь После самостоятельного заполнения таблицы информация корректируется и дополняется.
Алюминиевая проволока имеет серовато-белый цвет. С ней легко работать, потому что она очень мягкая и гибкая.
У медной проволоки – привлекательный, теплый красновато-розоватый цвет. Она по твердости превосходит алюминиевую. В целом, с медной проволокой тоже легко работать.
Стальная проволока имеет красивую голубовато-серую текстуру и очень высокую прочность, но работать с ней трудно.
Для обработки проволоки применяются разные инструменты и приспособления.
Кусачки (слесарный режущий инструмент) – щипцы для отрезания (откусывания) проволоки диаметром до 2 мм. В простонародье этот инструмент иногда называют острогубцы.
Круглогубцы (гибочный инструмент) – щипцы с круглыми губками, которыми изгибают проволоку. Круглогубцами сгибают детали криволинейной формы. Демонстрируются готовые изделия из проволоки для показа конструктивных элементов, получаемых этим инструментом.
Плоскогубцы – щипцы с плоскими губками. Плоскогубцами сгибают заготовку под нужным углом. Для лучшего захвата внутренняя часть губок насечена.
Тонкогубцы – это щипцы с сужающимися губками, нужны там, где неудобно работать массивными плоскогубцами.
Для ручной гибки металла используют слесарный молоток, деревянный молоток (киянка), плоскогубцы или круглогубцы и различные металлические оправки.
Гибку тонколистового металла и проволоки выполняют в тисках по уровню губок или с применением специальных приспособлений – оправок. Чтобы не помять заготовку, на губки надевают накладные угольники из более мягкого металла. Гибку выполняют деревянным молотком (киянкой) или слесарным молотком. Заготовку закрепляют так, чтобы линия сгиба (разметочная риска) была на уровне уголков, губок тисков или ребра оправки. Легкими ударами киянки или молотка сначала отгибают край заготовки, а затем – всю намеченную область.
Сгибание заготовок большой длинны из тонколистового металла.
Обычно заводы выпускают проволоку в рулонах. Заготовки нужной длины отрезают кусачками. Отрезанный кусок проволоки перед обработкой необходимо выпрямить. Чтобы придать заготовке из проволоки нужную форму, ее подвергают гибке. Гибку проволоки выполняют с помощью плоскогубцев и круглогубцев. Плоскогубцами зажимают и сгибают проволоку под нужным углом. Детали сложной формы получают с помощью круглогубцев. Для того чтобы получить изделие из проволоки, необходимо разрезать или отделить полностью какую-либо часть проволоки.
Отрезание (отрезка) – процесс полного отделения одной части материала от целого (прутка, бруска, уголка, пластины и т. д.) с помощью режущего инструмента на металлорежущих станках или при помощи ручных слесарных инструментов.
Разрезание (разрезка) – процесс полного разделения целого (прутка, бруска, уголка и т. д.) на равные или неравные части с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.
Прорезание (прорезка) – процесс образования одного или несколько мерных узких пазов (прорезей, шлицев) в заготовке с помощью ручного режущего инструмента или на металлорежущих станках.
Как проволоку, так и листовой металл после резания часто приходится править. Существуют различные способы правки проволоки. Тонкую проволоку легко выправить с помощью приспособления, изображенного на рисунке 1,а. Можно тонкую проволоку поместить между двумя дощечками и зажать их в тиски (рисунок 1,б). Протягивая проволоку на выходе, получится ровная заготовка. Для удобства протяжки нужно пользоваться ручными тисками. Можно выпрямить проволоку и таким образом: закрепить в тисках металлический стержень, намотать на две палочки концы проволоки и несколько раз ее протянуть вокруг стержня (рисунок 1, в). Заготовку небольшой длины выпрямляют с помощью плоскогубцев. Помещают изогнутый участок проволоки между губками плоскогубцев и сильно сжимают. Проволоку больше 2 мм выпрямляют молотком на деревянном бруске, который кладут на плиту(рисунок 1,г).
Отдельные куски проволоки и другие металлические детали соединяют, сгибая или припаивая. В первом случае скручивают концы проволоки, делая несколько витков. Пайка - простой и надежный способ соединения двух деталей. Для пайки нужны припой, паяльная жидкость, нашатырь и паяльник. В качестве припоя используют сплав свинца и олова в различных пропорциях. Обычный припой состоит из двух частей свинца и одной части олова.
Паяльная жидкость, или паяльная кислота, является водным раствором хлористого цинка. Она препятствует образованию на спаиваемых поверхностях пленки окиси, мешающей прочной пайке. Нашатырь служит для очистки паяльника от образующегося на нем при нагревании слоя окиси.
Нужно убедиться, что паяльник хорошо нагрет, опустить жало в канавку, образовавшуюся на брусочке нашатыря, затем взять небольшой кусочек припоя и растереть его жалом паяльника. Припой, расплавившись, покроет тонким блестящим слоем рабочие грани паяльника. Приложить жало к месту пайки и вести им вдоль шва до тех пор, пока шов не покроется равномерным и прочным слоем припоя. Окончив пайку, промыть место пайки водой и протереть насухо тряпочкой. Перед пайкой следует тщательно подготовить спаиваемые детали — очистить их от грязи, жира, краски, т. к. к зажиренной или загрязненной поверхности припой плохо пристает или вовсе не пристает. Удалить с поверхности грязь и жир можно мыльной водой или чистым бензином. Краску удаляют ацетоном или нитрорастворителем.
При работе паяльником обязательно соблюдают следующие правила:
ручка электрического паяльника должна быть сухой, не проводящей тока;
горячий паяльник укладывают на специальную металлическую подставку;
перегретый паяльник не охлаждают в жидкости;
запрещено выполнять пайку деталей, в которых находились легковоспламеняющиеся материалы, без предварительной очистки и промывки деталей, а также вблизи легковоспламеняющихся материалов, при отсутствии местной вентиляции;
тщательно моют руки после работы.
На заводах для резания листового проката и прутков большого диаметра используют механические ножницы. Они бывают гильотинного типа или дисковые. Процесс резания гильотинными ножницами такой же, как и при резании ручными ножницами. При резании металла с использованием дисковых ножниц процесс резания осуществляется за счет острых кромок вращающихся дисков.
На заводах резку тонколистового металла и проволоки выполняют резчики металла. Рабочие этой профессии хорошо разбираются в устройствах режущих инструментов, выполняют разметку заготовок по чертежам, хорошо знают свойства различных металлов и сплавов.
Новые слова: слесарные ножницы, кусачки, гильотинные ножницы, дисковые ножницы.
А сегодня мы с вами познакомимся с практическими приемами обработки проволоки и изготовим «дерево из проволоки с бисером».
Перед тем как изготовить изделие из проволоки ее нужно выпрямить, этот процесс называется правка проволоки.
В первую очередь давайте повторим ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ при работе с проволокой.
Техника безопасности при ручной гибке проволоки.
При работе надежно закрепите заготовку с оправкой в тисках.
Работать можно только исправным инструментом.
При отрезании заготовки нельзя подносить проволоку близко к лицу.
Нельзя держать левую руку близко к месту сгиба заготовки.
На руке, удерживающей заготовку, должна быть надета рукавица.
Не стойте за спиной работающего и не работайте, если кто-то стоит за вами.
Выполнение практических приемов правки проволоки в тисках и с помощью киянки.
Выполнение практической работы: выполнение дерева из проволоки.
Во время выполнения практической работы не забытвать про гимнастику для глаз.
IV.Демонстрация трудовых приемов.
1.Прием: Проводим проволоку между оправками
2.Прием: проводим проволоку вокруг металлического стержня
3.Прием: выравниваем алюминиевую проволоку киянкой
Все, выпрямили проволоку. Можно переходить к изготовлению дерева, но вы немного устали так давайте проведем физкультминутку!
V.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вверх рука и вниз рука.Потянули их слегка.Быстро поменяли руки!Нам сегодня не до скуки.(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) Приседание с хлопками:Вниз – хлопок и вверх – хлопок.Ноги, руки разминаем,Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) Крутим-вертим головой,Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.) И на месте мы шагаем,Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.) Потянулись, растянулисьВверх и в стороны, вперёд. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.) И за парты все вернулись –Вновь урок у нас идёт.
Молодцы!
Изготовление различных фигур из проволоки.
Учитель: я разделю вас на две группы. Каждая группа выполняет свое дерево красиво и аккуратно. И посмотрим, какая группа справится лучше.
Две группы по 7человек:
2 человека скругляют конец проволоки, 3 человека надевают бисер, 2 человека скручивают проволоку между собой.
Наши глазки устали, давайте проведем ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ГЛАЗ
Глазки вправо, глазки влево
И по кругу проведем.
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились и
На места отправились.
(на изучение проволоки у нас с вами отведено еще 2 урока, на которых мы доделаем дерево и научимся паять проволоку паяльником).
IV. Закрепление пройденного материала. Давайте подведем ИТОГИ нашего занятия. Скажите мне пожалуйста чему мы сегодня научились (научились править проволоку и выполнять из нее изделие). Что нового вы узнали (что медная проволока самая гибкая по сравнению с алюминиевой и стальной.)
Вопросы для закрепления:
- Чем гнут тонкую проволоку? (ответы учащихся).
- Какой инструмент применяют для гибки металла? (ответы учащихся).
- Что такое ажурная скульптура из металла? (Ажурной скульптурой из металла называются фигурки животных, птиц и предметы быта, выполненные из проволоки.)
— С чего начинают работу по созданию ажурной скульптуры из проволоки? (Работа по созданию ажурной скульптуры из проволоки начинается с создания эскиза будущего изделия.)
- Какие инструменты применяются для работы с проволокой? (Примерный ответ. Для работы с проволокой применяются: молоток, киянка, плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, штангенциркуль для измерения диаметра проволоки, ручные или настольные тиски, паяльник.)
V.Выставление оценок. Молодцы! Все отлично поработали на уроке и получили пятерки!
VI.Убираем свои рабочие места.