РП и КТП по предмету Изобразительное искусство для 4 класса по УМК Начальная школа 21 века
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»
начальных классов МБОУ «Семибугровская ООШ» ___________ /Ибрагимова Р.С./ _______ / Доштамбаева И.Ж./ __________ / Кравцова Е.Н./ Протокол № __ от « ___» _____________2014г. « _____» _____________ 2014г. Приказ № ___ от «____» ___________2014г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс 4 «а»
Предмет изобразительное искусство
Количество часов по учебному плану 34
Количество уроков в неделю 1
Планирование составлено в соответствии со сборником программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана –Граф, 2013.-176 с.
Учебник: Авторы: Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: 4 класс: – М. : Вентана-Граф, 2014г.
Составитель рабочей учебной программы: Шудирова Л.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
- авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009);
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи курса «Изобразительное искусство»:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Данная программа обеспечивает достижение необходимых предметных и метапредметных результатов курса, заложенных в ФГОС НОО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Ученик научится:
различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности;
различать основные виды и жанры пластических искусств;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к ним средствами;
художественного образного языка;
приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла ;использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру;наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним, решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Ученик получит возможность:
1)удерживать устойчивый интерес к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) чувствовать форму и цвет в изобразительном искусстве, сознательно использовать цвет и форму в творческих работах;
3) развивать коммуникативное и художественно-образное мышления в условиях поли художественного воспитания;
4) проявлять эмоциональную отзывчивость, развивать фантазию и воображение ;5) использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, форму, объем, ритм композиционных решений и образов;
6) формировать представления о видах пластических искусств, об их специфике; овладеть выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7)воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использовать изобразительные, поэтические и музыкальные образы при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) получить нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
У четвероклассника продолжится:
1) процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре; 12) формирование первых представлений о пространстве как о среде(все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
У четвероклассника продолжится:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружауощий мир) (17 часов).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях ' и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование и обсуждении своих представлений об искусстве и его роли и жизни общества, it жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с пользованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
Развитие фантазии и воображения (11 часов).Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам об суждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» па темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Объектом оценки результатов служит в полном соответствии с требованиями нового стандарта способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения этих результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых детьми с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний курса « Изобразительное искусство».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, вэаимно дополняющие друг друга ( проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Формами проведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале;
- «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Календарно-тематическое планирование предмета «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
П:№п/п
Тема урока Тип урока К-во часов Дата по плану Дата по факту Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (16 занятий1 «Пейзажи родного края». Создание коллективного альбома «Пейзажи нашей Родины». Освоение техники «а-ля прима» Урок изучения нового материала. 1 02.09 Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима».Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными.Понимать, что такое пространственное окружение.Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов.
Создавать композициюв технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира» П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду(все существует, живет и развивается в определенной среде).Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
2 Формировать представления о красоте. Связь произведений фольклора с природным окружением. Комбинированный урок. 1 09.09 Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.Видеть и замечать красоту в явлениях
окружающей среды.
Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художникаП:
Продуктивно мыслит.
Л:
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к народной природе, к многонациональной культуре.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
3 Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы. Комбинированный урок. 1 16.09 Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека.
Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики. П:
Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Л:
Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
4 Организация и проведение работ по памяти или наблюдению. Комбинированный урок. 1 23.09 Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека.Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму.Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения.Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде.
Передавать цветом настроение в работе. Л:
Осознает цикличность и ритм в жизни и природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении
П:
Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусств. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
5 Художественный образ в произведениях разных видов искусства. Комбинированный урок. 1 30.09 Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников.Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона.
Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint). Л:
Понимает связь народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
6 Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве
(акварель «по сырому»). Урок-исследование. 1 07.10 Создавать свои «Путевые зарисовки».Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы
(«Цветущий луг», «Перед грозой», «Весна в парке»). К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
Л:
Сознательно подходит к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
7 Сюжетно-смысловая компоновка фигур с учётом организации плоскости рисунка как единого образа. Урок-проект. 1 14.10 Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного.
Владеть графическими компьютерными программами. К и П:
Активно использует речевые, музыкальные, знаково-символические средства, информационные и коммуникационные технологии в решении творческих и коммуникативных и познавательных задач. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
8 Знакомство с пропорциями тела человека. Комбинированный урок. 1 21.10 Находить нужный формат, выделять композиционный центр.Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.
Выполнять наброски с фигур одноклассников.
Композиция на бытовые темы: «В избе (юрте, сакле, касса, хижине, хате)».
Р:
Способен к саморазвитию и самовыражению.
П:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
9 Рисование с натуры одного предмета.
Комбинированный урок. 1 28.10 Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу.
Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы. П:
Накапливает знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи.
Л:
Испытывает нравственные и эстетические чувства, любовь к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
10 Создание коллективной объёмно-пространственной композиции. Комбинированный урок. 1 18.11 Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии.Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать.
Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере). П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое). Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
11 Коллективные исследования: знакомство с народной архитектурой. Урок-исследование. 1 25.11 Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения.Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.).Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией.
Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами. Тема композиции: «Чайная церемония в Китае». Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
12 Лепка из глины или пластилина коллективной многофигурной композиции. Комбинированный урок. 1 02.12 Работа в объёме и пространствеВоспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки.Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения.Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении.Создавать небольшие этюды.
Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета. Темы композиций: «Праздник в ауле», «Праздник дракона» Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
13 Пропорции человека и их отображение в объёме. Урок-практикум. 1 09.12 Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека.Лепить человека по наблюдению.
Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест. П:
Воспринимает мир пространственно.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
14 Литературно-сказочные сюжеты в изобразительном творчестве. Комбинированный урок. 1 16.12 Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках.Работать по памяти и наблюдению.Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве.Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа. Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
15 Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры. Комбинированный урок. 1 23.12 Декоративно-прикладная деятельностьИметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).Создавать коллективную композицию на тему.
Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы. Тема коллективной композиции: «Деревенская улица» (изба, хата, хижина, сакля, юрта и др.). Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
16 Симметрия и асимметрия в природе и декоративно-прикладном искусстве. Урок-исследование. 1 30.12 Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме.
Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения. П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.
17 Изображение замкнутого пространства. Урок-исследование. 1 13.01 Создание проекта интерьера (закрытого пространства).
Передача изображения на плоскости. Формирование представлений о внутреннем убранстве народного жилища, в котором отразились представления народа об устройстве мира (мироздании) и красоте. Предметы интерьера (домашняя утварь, мебель и т. д.), их форма, украшение, материал, из которого они изготовлены, могут многое поведать о жизни народа: об окружающей его природе (растительном и животном мире), о его обычаях и занятиях. П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
18 Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Комбинированный урок. 1 20.01 Работа на плоскостиУметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге.Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства».Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка».Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
19 Творческие работы по воображению и представлению. «Рисуем песню» Комбинированный урок. 1 26.01 Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре.
Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения. П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
20 Выражение исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Комбинированный урок. 1 02.02 Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению.
Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу. Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
21 Формирование представления о композиции без конкретного изображения. «Барыня». Комбинированный урок. 1 10.02 Распределять сюжеты среди учащихся в группе.Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку.
Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики). П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства.
22 Лепка с соблюдением основной технологии .Комбинированный урок. 1 16.02 Работа в объёме и пространстве
Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору).Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду).Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы).
Переключаться с одной деятельности на другую. Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
23 Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Виртуальная экскурсия. 1 02.03 Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы).Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.
Определять цветовой и средовой характер композиции. К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие творческого потенциала ребенка, активация воображения и фантазии.
24 Происхождение народного искусства, его изначальная прикладная функция. Комбинированный урок. 1 16.03 Декоративно-прикладная деятельность
Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев.
Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Воспринимает мир пространственно.
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
25 Символика узоров народного орнамента. Комбинированный урок. 1 06.04 Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа? Л:
Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства.
П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
26 Народные промыслы — часть декоративно-прикладного искусства. Комбинированный урок. 1 13.04 Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Темы композиций: «Новый год», «Масленица», «Весна-красна» Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
27 Подготовка «художественного события» на тему: «Жизнь на Земле через 1000 лет».
Урок-исследование. 1 20.04 Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию.
Оформлять класс и школу к праздничным датам. К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое). Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
28 Народные промыслы в области художественной росписи. Комбинированный урок. 1 27.04 Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона.
Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел.
Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы). П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера.
Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
29 Композиция и сюжет в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Урок-исследование. 1 04.05 Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр).Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров.
Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера. П:
Осваивает способы решения проблем поискового характера. Представляет пространство как среду(все существует, живет и развивается в определенной среде).Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
30 Народные художественные промыслы: игрушка (дымковская, филимоновская, богогодская, семёновская). Комбинированный урок. 1 11.05 Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство.Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства.Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?».
Уметь работать в сотворчестве с другими детьми. П:
Продуктивно мыслит.
Л:
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к народной природе, к многонациональной культуре. Р:
Адекватно воспринимать оценку учителя. Оценивать выполнение задания по заданным параметрам. Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
31 Народная архитектура: форма, декоративное украшение. Комбинированный урок. 1 18.05 Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности».Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы.
Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности. П:
Способен оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи.
Л:
Воспринимает мир целостно, гармонично. Эмоционально отзывчив к восприятию произведений профессионального и народного искусства. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
32 Легенды и мифы в изобразительном искусстве. . Комбинированный урок. 1 25.05 Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный).Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Л:
Осознает цикличность и ритм в жизни и природе. Способен откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
П:.
Осваивает выразительные особенности языка разных искусств. Проявляет интерес к различным видам искусств. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
33 Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, росписи, декоративно-прикладном искусстве. Комбинированный урок. 1 .05 Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла).П:
Сравнивает, анализирует, обобщает и переносит информацию с одного вида художественной деятельности на другой ( с одного искусства на другое).
К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
Пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей детей. Развитие творческого потенциала ребенка\, активизация воображения и фантазии.
34 Изображения человека средствами разных видов изобразительного искусства. Комбинированный урок. 1 .05 Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр.Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой).
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору). К:
Готов слушать собеседника и вести диалог.
Р:
Понимает связь каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
П:
Воспринимает мир пространственно. Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. Пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо :- экран, мультимедийная установка, компьютер;
- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.
1. Основные учебные издания:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана Граф, 2014;
2. Дидактические пособия:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана Граф
3. Методические материалы для учителя:
• Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя М. : Вентана Граф, 2013;
• Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 4класс органайзер для учителя: методические разработки. Вентана Граф