Внеурочня деятельность по русскому языку для 6 класса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ СЕЛА МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Рассмотрено
на заседании ШМО
классных
руководителей
Протокол №1
от 24.08.2016 г. Согласовано:
зам. директора по ВР
_________________
А.А.Белослудцеваот 24.08.2016 г. Утверждаю:
Директор МБОУ
лицея с. Месягутово
_________________
А.Л.Неустроев
Приказ №157-а
от 31.08.2016 г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«К тайнам русского языка»
6 в класс
(общеинтеллектуальное направление)
Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Программу разработала:
учитель русского языка
и литературы
Мельчина Р.Р.
Месягутово 2016 г.
Пояснительная записка
К рабочей программе внеурочной деятельности «К тайнам русского языка»
Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам русского языка» предназначена для обучающихся 6 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличии от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам, предполагающим развитие интереса к русскому языку. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Программа курса по внеурочной деятельности «К тайнам русского языка» составлена на основе следующих нормативно-методических материалов:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО№ 1897).
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Описание места программы по внеурочной деятельности
«К тайнам русского языка»
Программа рассчитана на 2016-2017 учебный год.
(0,5 часов в неделю) и ориентирована на учащихся 6 класса (возраст 12 лет)
Вид программы: внеурочная деятельность.
Уровень усвоения: общеобразовательный.
Цель курса - расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  
Задачи курса:
Обучающие:
закрепление уже изученных лингвистических терминов  
знакомство с новой лексикографической терминологией;
развитие умения работать со словарем;
развитие навыка поиска лингвистической информации;
формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;
формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
«К тайнам русского языка»
Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодежи. Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной. Еще одной из причин создания данной программы является возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
 Словарная работа на внеурочной является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи обучающихся. Направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные по их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, работа над словом должна быть той первоосновой, на которой строятся занятия по русскому языку.
Овладение словарным составом литературного языка является для обучающихся необходимым условием освоения ими языка, его грамматики и правописания. Вот почему работа над словом при обучении русскому языку заслуживает не меньшего к себе внимания, чем работа чисто грамматическая.
В школьных программах по русскому языку для 6 классов придаётся большое значение лексической работе. Но в основном работа направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. 
Восполнить этот недостаток возможно дополнительными учебными курсами по русскому языку, которые должны побуждать узнавать нечто новое о русском языке, развивать и самостоятельность обучающихся, и творческие инициативы.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.
 
1. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся
2. Формы проведения занятий:
практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
3. Основные методы и технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции.
-эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
Осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Количество часов Дата проведения занятий
всего теория практика по плану фактически
1 Языкознание – удивительная наука. 1 0,5 0,5 5.09 2 Явление синонимии в русском языке. 1 0,5 0.5 19.09 3 Русская фразеология. 1 0,5 0,5 3.10 4  Как вас зовут?    
Имена, фамилии, прозвища. 1 0,5 0,5 17.10 5 Где вы живете? 1 31.10 6 Всегда ли мы правильно говорим? 1 0.5 0,5 14.11 7 А все-таки она хорошая!         (Русская орфография и ее принципы) 1 0,5 0,5 28.11 8  Особенности русской пунктуации. 1 0.5 0,5 12.12 9 «Я люблю свой родной язык!» 1 0,5 0,5 26.12 10 Фонетика. Звуковая жизнь слова. 1 0,5 0.5 16.01 11 Как рождаются и живут слова 1 0,5 0,5 30.01 12 Как рождаются и живут слова 1 0,5 0,5 13.02 13 Омонимы и многозначность. 1 0.5 0,5 27.02 14 Русские письмена 1 0.5 0.5 13.03 15 Эпитеты, метафоры, сравнения. 1 0.5 0.5 27.03 16 Анаграммы 1 0,5 0,5 10.04 17 Омографы, омоформы. 1 24.04 18 Исконно русская лексика. 1 0,5 0,5 8.05 19
Старославянизмы. 1 0,5 0,5 22.05 Содержание программы.
1. Языкознание – удивительная наука. Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.
2. Явление синонимии в русском языке. Синонимы и  антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, устаревшие слова. Их значение в произведении.
3. Русская фразеология. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в литературных произведениях.
4. .  Как вас зовут? Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.
5. Где вы живете?
6. Всегда ли мы говорим правильно?  Орфоэпия. Речь  и культура общения.
Начальные сведения о происхождении слов. Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря.  Работа с этимологическим словарем.
7. А все-таки она хорошая!         (Русская орфография и ее принципы)
8. Особенности русской пунктуации. Русская пунктуация и ее особенности.  История русской пунктуации. Можно ли обойтись без запятых?
9. «Я люблю свой родной язык».
10. Фонетика. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  «буквы»  от «звука». Составление транскрипций.
11-12. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари
13 Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
14. Русские письмена. Из истории письменности. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
15.Эпитеты, метафоры, сравнения. Роль эпитетов , сравнений, метафор в художественных произведениях.
16. Анаграммы.
17. Омографы, омоформы.
18. Исконно русская лексика.
19. Старославянизмы.
Список литературы
1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г
2.Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г
3.Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г
4.Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. -  Ростов –на – Дону, 2007г
5.Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007
6.Шанский Н.М.Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007
7.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007
8.Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981
9.Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006.