Рабочая программа по природоведению 5 класс автор А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
1.Пояснительная записка
Цели изучения курса
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/ понимать:
многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
Уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа – определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3 – 4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2 – 3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
2. Структура изучения курса
№
Раздел (глава, модуль)
Примерное
кол-во часов
1
Введение
1
2
Изучение природы
4
3
Вселенная
10
4
Земля
17
5
Жизнь на Земле
20
6
Человек на Земле
14
7
Обобщение и повторение изученного материала по курсу природоведение
4
Общее количество часов:
70
Количество часов распределено, исходя из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года.
Всего 35 учебных недель. Всего 70 часов
3. Учебно – тематическое планирование
№
п/п
Тема
Коли-чество
часов
Дата
Коррекция
даты
Введение. Предмет природоведения.
1
Часть 1. Изучение природы
4
Науки о природе. Семья биологических наук
1
Практическая работа№1 по теме «Методы изучения природы»
1
Великие естествоиспытатели
1
Проверочная самостоятельная работа по теме «Изучение природы»
1
Часть 2. Вселенная
10
Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе вселенную
1
От Коперника до наших дней. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
1
Дж.Бруно и Г.Галилей- сторонники идей Коперника.
1
Соседи солнца. Планеты земной группы.
1
Планеты гиганты и маленький Плутон.
1
Луна – естественный спутник Земли. Изучение Земли и Луны.
1
Астероиды. Кометы.
1
Метеоры. Метеориты.
1
Мир звезд. Солнце.
1
Контрольная работа №1 по теме «Вселенная»
1
Часть 3. Земля.
17
Как возникла Земля.
1
Как возникла Земля.
1
Что у Земли внутри.
1
Горные породы, минералы.
1
Практическая работа №2 по теме «Работа с коллекцией «Шкала твердости».
1
Вещества и явления в окружающем мире.
1
°Землетрясения
1
Вулканы
1
Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия
1
Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида
1
Урок-игра по теме «Суша»
1
Атмосфера Земли.
1
Погода. Климат.
1
Вода на Земле.
1
Лабораторная работа №1 по теме «Водные объекты Земли»
1
Неповторимая планета
1
Контрольная работа №2 по теме «Суша. Воздух. Вода»
1
Часть 4. Жизнь на Земле
20
Развитие жизни на Земле
1
Животные прошлого
1
Практическая работа №3 по теме «Знакомство с палеонтологической коллекцией»
1
Живые клетки. Многообразие клеток.
1
Лабораторная работа №2 по теме «Увеличительные приборы»
1
Лабораторная работа №3 по теме «Строение растительной клетки»
1
Царства живой природы.
1
Разнообразие живой природы: одноклеточные и многоклеточные организмы.
1
Беспозвоночные животные. Позвоночные животные
1
Среды обитания организмов.
1
Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
1
Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
1
Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.
1
Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия
1
Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида
1
Природные зоны Земли
1
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды
1
Жизнь в морях и океанах. Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа
1
Обобщающий урок по теме «Жизнь на Земле»
1
Смотр знаний «Жизнь на Земле»
1
Часть 5. Человек на Земле
14
Как человек появился на Земле
1
Практическая работа №4 по теме «Сравнение человека и человекообразных обезьян»
1
Человек – общественное существо
1
Как человек открывал Землю
1
Как человек открывал Землю
1
Как человек изменил Землю
1
Как человек изменил Землю
1
Жизнь под угрозой
1
Не станет ли Земля пустыней
1
Здоровье человека и безопасность жизни
1
Контрольная работа № 3 по теме «Человек на Земле»
1
ИКТ – урок «Человек на Земле»
1
ИКТ – урок «Человек на Земле»
1
ИКТ – урок «Человек на Земле»
1
Обобщение и повторение изученного материала по курсам «Изучение природы. Вселенная»
1
Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Земля»
1
Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Жизнь на Земле»
1
Обобщение и повторение изученного материала по курсу «Человек на Земле»
1
Итого
70
4.Циклограмма тематического контроля
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
1. Практическая работа№1 по теме «Методы изучения природы»
2.
Проверочная самостоятельная работа по теме «Изучение природы»
1.
Контрольная работа № 1 по теме «Вселенная»
1. Практическая работа №2 Работа с коллекцией
«Шкала твердости».
1.
Лабораторная работа№1 по теме «Водные объекты Земли»
2.
Контрольная работа №2
по теме «Суша. Воздух. Вода.»
1.
Практическая работа№3 по теме «Знакомство с палеонтологической коллекцией»
2.
Лабораторная работа №2 по теме «Увеличительные приборы»
3.
Лабораторная работа №3 по теме «Строение растительной клетки»
-
1.
Практическая работа №4 по теме «Сравнение человека и человекообразных обезьян»
2.
Смотр знаний «Жизнь на Земле»
17.03
-
1.
Контрольная работа № 3 по теме: «Человек на Земле»
3.05
5.Информационно-методическое обеспечение
1.Основная часть
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Программа основного общего образования по природоведению 5 класс
Москва, Дрофа
2013
А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Учебник для общеобразовательных учреждений
«Природоведение. 5 класс»
Москва, Дрофа
2012
2.Дополнительная литература
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
Автор-составитель Т.В. Козачек
Природоведение. Поурочные планы по учебнику
А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Волгоград, «Учитель»
2012
А.М. Елькина,
П.Е. Старцев
Биологические лабиринты.
Дидактический материал к учебнику
А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012
А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2013
А.А. Плешаков,
Н.И. Сонин
Рабочая тетрадь по учебнику А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2013
Л.А. Бердичевская,
Н.И. Сонин
Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Природоведение. 5 класс
Москва,
Классикс Стиль
2013
В.С. Рохлов,
Н.И. Сонин
Тестовые задания по учебнику А.А. Плешакова,
Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012
Н.И. Сонин,
К.П. Казарян
Дидактические карточки-задания по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение.
5 класс»
Москва, Дрофа
2012
13PAGE 15
13PAGE 14215
Заголовок 115