Рабочая программа кружка «Юный исследователь-филолог»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 6
г. Вольска Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_____________/__________/
ФИО
Протокол № ___________
от «__»_________20___г. «Согласовано»
Заседание педагогического совета школы
Протокол №___________ от «__»________20___г. «Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ
№ 6»
_____________/_________/
Приказ № ________
от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Юный исследователь-филолог»
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Долговой Елены Владимировны, высшей категории
Ф.И.О., категория
по русскому языку и литературе в 6-7 классах
предмет, класс
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Направленность программы «Юный исследователь-филолог» по содержанию является научно-предметной, в данном случае - гуманитарная область дополнительного образования; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся средних классов, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность школьника среднего звена в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в среднем звене школы сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В среднем звене закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Программа направлена на:
• создание условий для развития ребенка;
• развитие мотивации к познанию и творчеству;
• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• профилактику ассоциативного поведения;
• интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;
• укрепление психического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка.
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
дифференцированное обучение;
владение методами контроля;
принцип совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обратной связи: каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, а что - нет, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности: оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;
Принцип стимулирования: включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения
.Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.
Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
• обучение проведению учебных исследований школьников;
• развитие творческой исследовательской активности детей;
• стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
• ознакомление с научной картиной мира;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Отличительные особенности программы «Юный исследователь-филолог» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-12 лет. Дети 11 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения по коллективу детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.
Практическая значимость
Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;
- наилучшим образом развиваются творческие способности;
- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.
Ожидаемые результаты освоения программ:.
◊ включение всех учащихся класса в исследовательскую работу,
◊ выполнение мини-исследований,
◊ участие школьников в мини-конференциях (в конце каждого года проводится презентация проектов с приглашением родителей),
◊ умение использовать при подготовке к другим предметам вновь приобретённые знания и навыки;
◊ умение работать с различными источниками информации, что положительно сказывается на результатах техники чтении
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ учащихся, где отражается деятельность воспитанников. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (защита исследовательских работ с ИКТ). Работы победителей и призеров публикуются в электронном СМИ в проекте одаренных детей «Алые паруса» социальной сети работников образования nsportal.ru или на сайте infourok.ru
Планирование и содержание изучаемого курса
Дата Содержание разделов темы Количество часов Краткое описание темы
Теоретическое занятие Практическое занятие Лингвистика - наука о языке. Спектр для наблюдений. Формирование микрогрупп. Выявление лидеров «Что я думаю о своих способностях?» Знакомство со словариком исследователя. Составление индивидуального словарика исследователя. Что такое «карта успеха»? Оформление «карты успеха» каждой микрогруппой. Постановка проблемы. Определение целей и задач исследования. Составление плана работы микрогрупп. Выбор методов. Изучение литературы. Работа в интернете. Практикум «Моя электронная почта». Как принять приглашение на проект одаренных детей «Алые паруса»? Оформление списка литературы и использованных электронных источников. Анализ результатов исследования. Формулировка выводов. Оформление работы. Подготовка доклада. Как правильно сделать презентацию для защиты исследования. Знакомство с Microsoft Power Point. Мастерская «Подводим итоги» Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». Защита исследовательских работ с ИКТ. Учебно-методическое обеспечение
а) литература и пособия:
Ильиных Л.М. «Развитие исследовательских способностей школьников», Начальная школа, 2007, №7
Савенков А.И. «Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы»
Савенков А.И. «Методика организации игр-исследований с младшими школьниками»
Савенков А.И. «Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской деятельности»
Савенков А.И. «Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы» Одаренный ребенок. 2003, №2
Шереметьева М.А. «Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников»
Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др . Волгоград: Учитель, 2008.
Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников», Издательство «Аркти», Москва, 2002.
А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров», Самара, 2007.
Распечатка с обучающих семинаров.
б) Оборудование и приборы:
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета, компьютера и экрана. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: выход в Интернет, ручка шариковая, простой карандаш, линейка, угольник, блокнот, энциклопедии.