Рабочая программа кружка «Юный исследователь»



Юный исследователь

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление развития личности)



для учащихся 1 – 4 классов (7 – 11 лет)

срок реализации 2011 – 2015 год

















Содержание

1. Пояснительная записка...................................................................... 4
2. Предполагаемые результаты реализации программы ....................... 10
3. Тематический план ............................................................................ 14
4. Основное содержание программы
1) Первый класс ............................................................................ 19
2) Второй класс ............................................................................. 22
3) Третий класс ............................................................................. 24
4) Четвертый класс ....................................................................... 26
5. Список литературы ............................................................................ 29



















Пояснительная записка
Актуальность разработки программы определена переходом системы образования к Стандартам нового поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход в обучении. А для учащихся начальной школы определена программа формирования метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.
Обучение исследовательским умениям по данной программе проходит через исследование роста и развития растений. В основу данной программы легло методическое пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского развития младших школьников», адресованное учителям и школьным психологам, в котором предложены методические пояснения, ориентированные на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы; описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников.
Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении и обучить приёмам исследовательской деятельности.


Цель программы:
Обеспечение личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью, развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений.
Задачи:
1.Образовательные.
- Активизировать и актуализировать знания и умения, полученные школьниками при изучении определённых тем по предметам;
- познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы;
- формирование умений интегрировать знания из различных областей наук.
2. Воспитательные.
- Сформировать коммуникативные умения детей, умение работать в парах, группах;
- воспитать навыки взаимопомощи, поддержки;
- научить создавать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
3. Развивающие.
- Развивать умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал;
- развивать творческие способности;
- формировать умение использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования, публично представлять результаты исследования.

Основные принципы построения программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Структура программы:
Этап мотивации
Этап внедрения
Этап обобщения
Построение материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса, возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных классах, исследовательская работа по изучению роста и развития растений понятна, доступна и интересна детям. Необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.
Программа адресная – для учащихся начальной школы. В ней есть ядро – обучение исследовательским умениям через исследования роста и развития растений. В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом.
На изучение программы внеурочной деятельности «Юный исследователь» в каждом классе отводится по 1 часу в неделю, всего – 135 часов:
1 класс – 33 ч
2 класс – 34 ч
3 класс – 34 ч
4 класс – 34 ч

Последовательность формирования исследовательских умений учащихся:
1. Умение задавать вопросы
2. Умение видеть проблему
3. Умение выдвигать гипотезы
4. Умение давать определения понятиям
5. Умение обобщать и классифицировать
6. Умение и навыки наблюдения
7. Умения и навыки осуществлять наблюдения
8. Умение анализировать и делать выводы
9. Умения и навыки структурирования материала (оформление результатов)
10. Умение работать с текстом
11. Умение доказывать, защищать свои идеи

Единицы содержания:
1. Способ познания окружающего мира с помощью органов чувств
2. Способ проведения практического исследования (опыт)
3. Способ создания проекта
4. Способ защиты проекта

Результативность и целесообразность работы по программе кружка «Юный исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, городе, России. В 4 классе – «Фестиваль исследовательских и проектных работ» на проектной неделе. Тематические мастер-классы по выращиванию растений для единомышленников.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта и базисными учебными планами, в содержании внеурочной деятельности учащихся значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности.
Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).
Проектно-исследовательская деятельность по программе «Юный исследователь» ориентирована на организацию самостоятельных исследований (с учётом возрастных особенностей школьников) по изучению размножения и развития растений в обычных и стеснённых условиях. При этом така проектная деятельность имеет отличительные особенности:
во-первых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;
во-вторых, проектная деятельность осуществляется в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например, леса, луга, водоема и т.п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых;
в-третьих, проектная деятельности носит групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.;
в-четвёртых, проектная деятельность предусматривает работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в-пятых, в содержании проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени работы учителя реальное взаимодействие семьи и школы.

Рекомендации по оснащению программы «Юный исследователь»
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой программы «Юный исследователь», в частности.
Первое. В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики и астрономии, химии, биологии, географии, разнообразных гуманитарных дисциплин. Программа «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе. Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
С учетом вышеизложенного для изучения программы «Юный исследователь» должны использоваться комплексы средств обучения, включающие:
наглядные пособия:
а) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные растения; образцы полезных ископаемых и др.;
б) натуральные препарированные пособия - гербарии; влажные препараты; микропрепараты;
в) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;
г) предметы быта традиционной и современной семьи, ее хозяйства, и многое другое из жизни человека.
оборудование для демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон, микропроектор и др.).
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете и т.д.
Второе. Наряду с принципом наглядности в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения лабораторных и практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых и т.д.
Третье. В ходе работы по программе младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Четвертое. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практикоориентированный характер содержания программы «Юный исследователь», а также использование в ходе её изучения разнообразных средств обучения. Среди них важная роль с точки зрения формирования познавательного интереса принадлежит видеопрезентациям, видеофильмам и другим носителям наглядной и звуковой информации, красочно и эмоционально иллюстрирующим объекты, явления и процессы живой и неживой природы, мира людей, поэтому они также должны использоваться при изучении курса.
В значительной мере формированию познавательного интереса способствует проведение экскурсий, поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений и т.п.).
Пятое. При изучении программного материала «Юный исследователь» формируются общеучебные умения, в том числе работы с различными источниками информации, включая учебные, художественные, научно-популярные тексты, а также словари. Учет этого требования предусматривает оснащенность необходимой дополнительной литературой, которая может использоваться как на уроке, так и во внешкольной и внеурочной работе.
* * *
Таким образом, главные требования к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении программы «Юный исследователь» состоят в следующем: наличии и комплексном использовании различных средств обучения; руководящей роли принципов наглядности и предметности в выборе средств обучения; наличии раздаточного материала, приборов и инструментов для проведения исследований, практических и лабораторных работ, а также экскурсионного оборудования.
Предполагаемые результаты реализации программы

Планируемый результат:
1. Ученики должны осознать роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников.
2. У учащихся должен быть преодолён барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Выпускник начальной школы - сформированный юный исследователь.
Учащиеся должны знать:
- растения - это живые организмы, требующие к себе заботливого отношения людей;
- растения развиваются в соответствии с условиями, в которых находятся в данное время;
- растения могут размножаться разными способами;
-растения можно использовать при создании разных композиций для улучшения интерьера жилища;
- правила юного исследователя;
- понятия исследователя;
- знать структуру создания учебно-исследовательской работы, проекта

Учащиеся должны уметь:
- выполнять действия по организации исследовательской работы над растениями;
- ухаживать за комнатными растениями;
- задавать вопросы, искать ответы;
- видеть проблему по определенной теме;
- формулировать цель; планировать задачи;
- выдвигать гипотезы и проверять их;
- проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы;
- осуществлять сбор информации из разных источников: справочники, энциклопедии, Интернет, поиск единомышленников;
- применять теоретические знания в практической деятельности при общении с живыми организмами;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- защищать свои исследования перед сверстниками.

Критерии и нормы их оценки:
Критерии:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей

Оценка сформированности компетенций

Ф. И. ученика
Понятия
Причинно-следственные связи
Исследовательские умения
Создание проекта
Примечание

1







2







3








Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3- умение полностью сформировано (высокий уровень)
2- умение сформировано частично (средний уровень)
1- умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0- умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)
3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1- ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0- ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.











Тематический план

Класс

Содержание работы
Количество часов




Теория
Практика

1 класс
(33часа)

1. Практическое занятие «Из чего состоит почва?»

1



2. Практическое занятие «Песок и глина»

1



3. Практическое занятие «Живой кусочек»

1



4. Практическое занятие «Как растение пьёт?»

1



5. Практическое занятие «Что увидим через воду?» «Наливаем - выливаем»

1



6. Практическое занятие «Очистим воду»

1



7. Практическое занятие «Превращение веществ», «Цветные льдинки»

1



8. Практическое занятие «Дыхание растений»

1



9. Практическое занятие «Значение воды и тепла для прорастания семян»
1
1


1
Этап мотивации




1. Практическое занятие «Части растения»



1



2. Просмотр и обсуждение фильма «Развитие растения из семян»

1





3. Практическая работа «Проращивание семян огурцов»



1



4. Понятие «исследование». Способы познания окружающего мира. Учимся задавать вопросы.

1







5. Виды исследований: научное исследование, научное открытие.
1




6. Методы познания окружающего мира.
1



2
Этап внедрения




7. Организация учебно-исследовательской работы «Развитие растения из семени»

1





8. Изучение литературы по подготовке горшков, почвы, семян

1





9. Посев семян. Практическая работа
1
1



10. Практическая работа. Наблюдение за всходами и запись показателей роста и развития в дневник наблюдений. Вывод: у каждого семени своя жизненная сила.

2



2





11. Оформление результатов роста растений в графики.
1




12. Сбор информации. Уход за растениями. Сбор урожая огурцов.
2
1


3
Этап обобщения




13.Подготовка к защите исследования. Обобщение информации.

1





14. Знакомство со структурой проекта.
1




15. Защита учебно – исследовательской работы «Развитие растения из семени». Компьютерная презентация работы.

1







16. Высаживание рассады цветов на клумбе во дворе школы.


1




17. Классный час с родителями. Подведение итогов по учебно-исследовательской деятельности за год - тест по значимости исследовательской работы для учащихся
Итого

1


17ч




16ч








































Класс

Содержание работы
Количество часов

2 класс
(34 часа)
1
Этап мотивации
Теория
Практика



1. Летние наблюдения. Диагностика исследовательских знаний, умений и навыков. Структура проекта.

1

1



2. Планирование исследовательской работы на 2-ой класс
«Развитие растений в разных условиях» - 1-ая группа
и «Размножение растений разными способами» - 2-ая группа

1





3. Отбор необходимого материала для исследовательской работы
1




4. Что такое наблюдение и наблюдательность?
1




5. Видим проблему - выдвигаем гипотезы
1




6. Методы исследования. Опыт в исследовании
1




7. Как работать с научно-познавательной литературой?
1



2

























Этап внедрения




8. Способ классификации: размножение растений.
1




9. Проведение опытов по посеву семян кедра, ели, сосны и наблюдению за развитием мандаринов, гранатов, лимонов
1
2



10. Проведение опытов по посадке луковиц гиацинтов. Размножение листьями фиалок, частью корня сансевьеры (щучий хвост)

1



11. Посадка верхушечных черенков с корнями и формирование стеблей фикусов Бенджамина – проверка гипотез.
1
1



12. Знакомство с логикой. Что такое суждение? Правильные и ошибочные суждения. Выводы практической работы
1




13. Организация опыта по проращиванию картофеля в разных условиях.
1
1



14. Как дать определение понятиям?
1




15. Логические операции (анализ, синтез, классификация)
1




16. Оформление результатов наблюдения в виде таблиц, схем
1




17. Методы исследования: наблюдение, поиск. Состав и структура
1




19. Посадка картофеля. Выводы из опыта по проращиванию клубней картофеля. Практическая работа.

1

1


3
Этап обобщения




20. Структура проекта. Уточнение тем, проблем, целей, задач, гипотез при создании проектов

1





21. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы «Размножение растений разными способами»

1





22. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы «Развитие растений в разных условиях»

1





23. Защита учебно-исследовательских работ на конкурсах. Компьютерная презентация работ.

2





24. Урок-исследование «Строение семени» с использованием ИКТ
1
1



25. Выкопка урожая картофеля – практический итог работы


1




26. Классный час с родителями. Подведение итогов года по учебно-исследовательской деятельности - тест на знание понятий

1





27. Летние задания по наблюдению и исследованию окружающего мира
Итого
1

15ч














































3 класс
34часа









1
Этап мотивации




1. Диагностика способов и методов исследования. Сообщение о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях

1

1



2. Планирование исследовательской работы в 3 классе. Структура проекта.
1




3. Сбор информации из разных источников на тему «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

1





4. Работа с литературой. Классификация видов оформления композиций с растениями. Средства и приёмы.
1



2





























Этап внедрения




5. Практическая работа по проверке гипотез по формированию крон и стеблей в стиле бонсай на разных растениях

1

1



6. Организация поиска ёмкостей, почвы, декоративной крошки, растений для посадки во флорариумы. Практическая работа



1



7. Анкетный опрос по выращиванию разных растений во флорариумах. Поиск единомышленников в городе

1





8. Наблюдение за выживанием растений в «Живой корзине», в пластиковом контейнере
2




9. Литературное произведение – проект писателя
1




10. Создание проекта «Сувениры из природного материала» на уроках труда. Практическая работа

1

1



11. Создание проекта. Новый год в классе - «Зимняя фантазия»
1
1



12. Ландшафтная композиция – мини садик. Планирование проекта
1




13. Сбор необходимых материалов для создания мини-садика

1



14. Создание проекта – ландшафтные тематические композиции
1




15. Практическая работа в группах по оформлению мини-садиков с кактусами «Городок», «На пляже», «Деревенька», «В лесу»

1

1



16. Создание проекта «Кормушки для птиц»
1
2



17. Сбор данных по исследовательской работе (фотографий с разными видами композиций, оформление графиков развития)

1




3
Этап обобщения




18. Подготовка к защите проекта учебно-исследовательской работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»

1





19. Защита учебно-исследовательской работы на конкурсе «Природная лаборатория». Компьютерная презентация работы
2




20. Обобщение знаний и создание «Дневника юного исследователя». Практическая работа
1
1



21. Практическая работа по прививке растений. Проверка гипотез на летних каникулах



1



22. Планирование создания проекта «Альпийская горка во дворе школы» и оформления рекреаций школы

1





23. Классный час с родителями. Подведение итогов по проекно-исследовательской деятельности за год – тест на знание структуры проекта.
Итого

1

22ч
1


12ч

4 класс
34часа
1
Этап мотивации




1. Повторение знаний по структуре проекта, о способах и методах исследования. Проект «Сельский дворик» рекреации школы

1

1



2. Выбор тем, формулировка проблем самостоятельного исследования
1




3. Планирование индивидуальной исследовательской работы. Ведение «Дневника юного исследователя»

1

1


2
Этап внедрения




4. Организация исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях». Отбор растений для наблюдений. Средства и приёмы.

2





5. Постановка цели и планирование задач самостоятельного исследования
1




6. Выдвижение гипотез. Логические выводы.
1




7. Организация анкетного опроса и оформление результатов
1
1



8. Поиск необходимой информации в литературных источниках

1



9. Работа по подготовке собственного проекта. Консультации в системе «учитель – ученик»

2




10. Создание проекта «Подарок маме – душистая подушечка «Саше»
1
1



11. Создание проекта праздника «Всероссийский День Матери»
1
1



12. Экскурсия в теплицу с целью наблюдения выращивания плодовых растений в стеснённых условиях. Поиск единомышленников



1



13. Создание творческого проекта – Новый год «Зимняя сказка в классе»
1
1



14. Создание творческого проекта девочек «23 февраля – День защитника Отечества»
1
1



15. Создание творческого проекта мальчиков «8 марта – женский день»
1
1



16. Создание проекта празднования Дня Победы
1
1



17. Анализ и синтез коллективной исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

1




3
Этап обобщения




18. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»

1





19. Защита индивидуальных самостоятельных проектов
2




20. Защита учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях» с использованием ИКТ

1







21. Классный час с родителями. Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе - тест

1





22. Создание проекта по оформлению фасада школы к новому учебному году
Итого
1

23ч


11ч







4. Основное содержание программы (135 часов)

Первый класс (33 часа)
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Наблюдение простейших опытов по изучению состава почвы. Глина и песок. Их свойства. Лепим из глины и влажного песка. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств глины и песка и их применения в хозяйстве человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Определение частей цветкового растения. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Вода, состояния воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Характеристика влияния современного человека на природу (загрязнение водоёмов), практическая работа в паре. Характеристика свойств воды. Приведение примеров явлений природы связанных с водой.
Характеристика влияния современного человека на природу (загрязнение воздуха).
Характеристика условий, необходимых для жизни растений. Выращивание растений из семян.

Занятия кружка «Юный исследователь» организуются из расчёта 1 час в неделю с самостоятельной работой по уходу и наблюдению за ростом и развитием растений. Для первоклассников важно получить результат совместной коллективной деятельности – общей работы, которая начинается с декабря и завершается в мае. Летом практическая работа ведётся индивидуально дома, на дачных участках.
В сентябре – ноябре учащиеся 1 класса под руководством педагога знакомятся опытным путем со свойствами почвы, воды и др.

1. Этап мотивации (6 часов – 4ч/2ч)
С декабря формируется мотивация к предмету исследования. В нашем случае – это развитие растений от семени до плодов, если это возможно. Определение частей цветкового растения. Сравнение и различение деревьев, кустарников и трав. Характеристика условий, необходимых для жизни растений. Характеристика роли растений в природе и жизни людей. Организуется знакомство с понятиями и видами исследовательской деятельности.
- понятие «исследование» в жизни людей и корректировка детских представлений об исследователях. Моделирование ситуаций, в которых необходимо задавать вопросы
- виды исследований (бытовые и научные)
- способы исследования (органы чувств). Моделирование ситуаций, в которых необходимо использовать различные способы исследования
- методы исследования (поиск, наблюдение, опыт, сбор информации)
- умение задавать вопросы и искать на них ответы

2. Этап внедрения (12 часов – 8ч/4ч)
С января по апрель ведётся работа учащихся по посеву, уходу, наблюдению за ростом и развитием растений. На этом этапе происходит практическое знакомство учеников с организацией исследовательской работы:
- распределение ролей в ходе исследовательской работы
- посев семян овощных, плодовых и цветочных культур в горшки
- запись результатов в дневник наблюдения
- проведение опытов
- вычерчивание схем, графиков роста растений
- формулирование логических выводов по ходу наблюдений
- сбор информации по исследовательской работе. Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждение полученных сведений

3. Этап обобщения (5 часов – 4ч/1ч)
В мае ведётся работа по обобщению знаний, полученных в ходе наблюдения за ростом и развитием растений и знакомства с теоретическими сведениями об исследовании.
- сбор урожая огурцов
- оформление результатов исследований в проектную работу (проблема, цели, задачи, гипотеза, литература)
- выступление перед одноклассниками и родителями с защитой своих первых исследований по теме «Развитие растения из семени»
- планирование исследовательской работы на лето и на второй класс. Выполнение теста (итогового)





















Второй класс (34 часа)
Внеурочная нагрузка определена из расчёта 1 час в неделю кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по уходу и записи результатов наблюдения в дневник. Во втором классе целесообразно организовать исследовательскую работу в группах по разным темам, но одного направления. В нашем случае «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами».

1. Этап мотивации (8 часов – 7ч/1ч)
В сентябре осуществляется работа по поддержанию и развитию интереса к исследовательской деятельности учащихся:
- рассказы детей о летних наблюдениях, о выявленных проблемах, которые хотят разрешить в этом году. Выполнение теста (по исследовательской деятельности)
- повторение знаний по организации исследовательской работы
- повторение знаний о структуре создания проекта
- определение тем исследований на год
- формирование групп по интересующим проблемам
- планирование исследовательской работы. Изучение материала о понятиях (извлечение из текста необходимой информации), формулировка выводов (виды наблюдений, способы развития наблюдательности)
- формулирование проблемы, постановка цели, выдвижение гипотез по исследуемой теме

2. Этап внедрения (16 часов – 10ч/6ч)
С октября по апрель ведётся работа по проведению исследований по выбранным темам:
- определение источников для сбора информации по темам и их изучение
- выбор растений для экспериментов по выращиванию растений в разных условиях
- отбор способов размножения растений разными способами
- выбор растений для проведения опытов по проверке способов размножения
- выдвижение гипотез, их подтверждение и опровержение
- определение понятий: части растений, состав, структура почвы
- создание разных условий для проращивания, посадки, выгонки растений
- знакомство с логическими операциями (анализ, синтез, классификация, умозаключения – выводы)
- обучение постановке вопроса и построение доказательного ответа
- организация оформления результатов исследований в дневник наблюдения
- оформление результатов, отображающих развитие растений в графики
- сбор информации исследований (фотографии этапов развития растений)

3. Этап обобщения (10 часов – 8ч/2ч)
В мае происходит окончательное осмысление исследовательской работы и создание проектов по темам «Развитие растений в разных условиях» и «Размножение растений разными способами»
- анализ проделанной работы (самоанализ и самооценка деятельности)
- формулировка выводов, уточнение проблемы, целей, задач, гипотез
- создание, оформление, подготовка к защите проектов
- выступление с защитой проектов перед одноклассниками и родителями
- исследование строения семени (заглянем внутрь семени)
- планирование исследовательской работы летом и на следующий год





Третий класс (34 часа)
Нагрузка внеурочной деятельности определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» и самостоятельной работы по ведению ухода и наблюдений за ростом и развитием растений, организации индивидуальных исследований. В третьем классе дети проявляют больше инициативы к ведению исследований, усложняя задания, условия выращивания растений. У них расширяется круг информационных источников, совершенствуется навык отбора необходимого материала. В третьем классе дети могут сами предложить темы для коллективного исследования в классе, например «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В конце года появляется желание обобщить знания по проведению исследований и созданию проектов. Учитель должен не пропустить важного момента, а поддержать и направить действия учеников по созданию дневника юного исследователя в помощь себе для дальнейшей исследовательской работы.

1. Этап мотивации. (5 часов – 4ч/1ч)
В сентябре дети с желанием делятся своими наблюдениями за изменением окружающего мира, рассказывают об интересных явлениях, предлагают темы для коллективного исследования. Во время обсуждений необходимо договориться о создании коллективного проекта и индивидуальных работ.
- повторение знаний о структуре проекта и способах и методах ведения исследований
- планирование исследовательской работы на третий класс
- выбор темы для коллективного проекта «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»
- выбор тем для индивидуальной работы по желанию детей

2. Этап внедрения (20 часов – 12ч/8ч)
С октября по март ведётся работа по организации исследований
- сбор необходимой информации по теме «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях»
- планирование исследовательской работы
- отбор растений, способных выживать в ограниченных условиях
- выбор условий для выращивания растений
- отбор и создание композиций для улучшения интерьера жилища
- совершенствование методов исследований (анкетный опрос, классификация, обобщение)
- посадка растений во флорариумы
- формирование кроны фикусов Бенджамина в стиле бонсай
- создание ландшафтных композиций (мини-садиков)
- знакомство с понятием «интуиция» при выдвижении гипотез
- практические занятия по созданию проектов учебных дисциплин (чтение, труд)
- практическое занятие по структуре и содержанию сообщений (окружающий мир)
- консультационная работа в системе «педагог-ученик»

3. Этап обобщения (9 часов – 6ч/3ч)
В апреле и мае идёт осмысление исследовательской работы, проведённой в течение года и создание проекта коллективной работы «Развитие растений в стеснённых (необычных) условиях». В мае проходит защита проектов как коллективных, так и индивидуальных (по желанию).
- создание дневника юного исследователя
- подготовка к защите проекта коллективной учебно-исследовательской работы
- защита проектов перед одноклассниками и родителями
- планирование летних исследований индивидуальных и коллективных (прививка деревьев)





Четвёртый класс (34 часа)
В четвёртом классе нагрузка также определена из расчёта 1 час в неделю на занятиях кружка «Юный исследователь» плюс самостоятельная работа по уходу и наблюдениям за развитием растений и индивидуальная работа вне школы. В четвёртом классе дети подготовлены в большей степени к проведению самостоятельных исследований и учителю необходимо поддержать и направить процесс развития творческой мысли не только на тему развития растений. Детей интересуют разнообразные темы. Нельзя ограничивать выбор ребёнка, необходимо помочь, если такая помощь нужна (некоторые дети склонны сохранять в секрете процесс исследования). Дети выбирают темы, которые им интересны. Защиту лучше проводить по номинациям.

1. Этап мотивации (5 часов – 3ч/2ч)
В сентябре дети с желанием рассказывают о новых наблюдениях, впечатлениях, желании глубже изучить, исследовать возникшие вопросы по определённым темам. Учителю необходимо помочь преодолеть барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности.
- запись в дневник исследователя тем, проблем, целей, задач, гипотез
- выбор и запись в дневник собственной темы, проблемы, цели, задач и гипотез исследования (простым карандашом)
- повторение знаний о структуре создания проекта
- повторение способов и методов исследования
- выбор темы коллективного исследования «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- формулирование проблемы, цели, задач и гипотез исследования

2. Этап внедрения (23 часа – 14ч/9ч)
С октября по апрель ведётся опытно-поисковая работа по подготовке к защите исследовательских работ как коллективных, так и индивидуальных.
- планирование исследовательской работы по теме «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- выбор, изучение необходимой литературы
- отбор растений для исследований (лимон, инжир, мандарин, манго, гранат, помела)
- оформление результатов исследований в дневнике наблюдений
- вычерчивание графиков роста растений в комнатных условиях
- опровержение и подтверждение выдвинутых гипотез
- анкетный опрос о способах выращивания плодовых растений в комнатных условиях (поиск единомышленников)
- формулировка логических выводов по наблюдениям
- классификация проектных индивидуальных работ по темам
- создание учебно-исследовательских работ по учебным дисциплинам
- подготовка к защите индивидуальных творческих проектных работ
- организация консультаций по системе (учитель-ученик)

3. Этап обобщения (6 часов)
В мае завершается работа по исследованиям разной тематики. Осуществляется защита собственных исследовательских работ по номинациям и защита коллективной учебно-исследовательской работы «Развитие плодовых растений в комнатных условиях»
- организация консультационной работы по подготовке и защите исследовательских работ
- защита проектов учебно-исследовательских работ по номинациям
- подведение итогов и награждение исследователей в 4 классе
- подведение итогов исследовательской работы в начальных классах
- планирование исследовательской работы в дальнейшем обучении


Внеурочная деятельность по программе «Юный исследователь» предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
В таблице представлены направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации. По усмотрению учителя список объектов, формы и особенности организации проектной деятельности могут быть изменены в соответствии с интересами учащихся и педагога.
Объекты исследования
Примерные направления проектной деятельности
Формы организации проектной деятельности

Части растения
Строение семени (загляни внутрь семени).
Развитие растения из семени.
Размножение растений разными способами.
Групповая

Условия развития растений
Развитие растений в естественных условиях.
Развитие растений в комнатных условиях.
Развитие растений в стеснённых условиях.
Развитие плодовых растений в комнатных условиях.
Индивидуальная, групповая, коллективная

Благоустройство территории
Ландшафтная композиция – мини садик («Деревенька», «Городок», «На пляже», «В лесу»).
Альпийская горка во дворе школы.
«Сельский дворик» рекриации школы.
Ландшафтная композиция «Природная зона России»
Индивидуальная, групповая, коллективная





Список литературы

Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Издательский дом Федоров, 2006г. , 205с.
Савенков, А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. – М. , Генезис, 2005г. , 94с.
Кравец, Т. Н. и др. Младшие школьники проводят исследование / Т. Н. Кравец // Начальное образование. – 2005. - №6 - С. 19-25.
Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // Начальная школа + до и после. – 2005. - №2 - С. 8-14 .
Савенков, А. И. Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников / А. И. Савенков //Начальная школа. – 2005. - № 4 – С. 27-34.
Леонтович, А. В. Рекомендации по написанию исследовательских работ / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 39-45.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 51-56.
Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания / А. В. Леонтович //Завуч. – 2001. - №1 – С. 62-64.
Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова //Начальная школа. – 2006. - № 2 – С. 24-27.





















13PAGE \* MERGEFORMAT14815







Заголовок 2 Заголовок 315