Организация предпринимательской деятельности.Тема 10. Риск в предпринимательстве. Инновации (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)


Тема 10. Риск в предпринимательстве. Инновации
10.1. Сущность предпринимательского риска.
10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.
10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
10.5. Основные риски в деятельности малых предприятий
10.6. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
10.1. Сущность предпринимательского риска.
В экономической практике под риском понимается опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Риск измеряется частотой, вероятностью возникновения того или иного уровня потерь.
Существует объективная причина появления рисков при осуществлении предпринимательской деятельности, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности фирмы, а в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса. А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.
Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает объективные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предприниматель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.
Неопределенность ситуации для предпринимателя предопределяется тем, что она зависит от множества переменных, контрагентов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с приемлемой точностью. Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, которая вытекает из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.
Возникновение предпринимательского риска – это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей.
Понятие риска используется в ряде наук. Право рассматривает риск в связи с нарушением правовых норм. Теория катастроф применяет данный термин для описания аварий и стихийных бедствий. Предпринимательский риск в большей степени (зависимости) связан с понятием неопределенности осуществления предпринимательской деятельности за определенный период времени, выражающейся в недостижении намеченных конечных результатов (прибыли, дохода), в возникновении непредвиденных затрат всех факторов производства (ресурсов), сверх заранее планируемых для достижения поставленной цели.Американский ученый П. Друкер считает, что теоретически, предпринимательство – наименее, а не наиболее рискованное направление в экономической политике. В то же время, он подчеркивает, что деятельность длительное время успешно работающих компаний не застрахована от каких-либо неприятностей, неожиданностей и случайностей. Предпринимательство, по утверждению Друкера, может оказаться рискованным потому, что очень многие так называемые предприниматели не обладают достаточной компетентностью. У них отсутствует методология, и они не в ладах с элементарными, хорошо известными правилами.
Как известно, в рыночных условиях хозяйствования риск деятельности полностью несет предприниматель. Он может частично переложить риск на других хозяйствующих субъектов. Можно, например, экономически обезопасить себя, осуществив определенные затраты на создание страховых фондов. Так, некоторые виды риска, такие, как риск гибели имущества, последствия пожара, аварий, несчастные случаи с работниками и др., предприниматель может застраховать. Именно эти риски составляют наибольшую группу.
Риск страховой – вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется страхование. В зависимости от источника опасности, следует разделять страховые риски на две группы: риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, наводнения, землетрясения); риски, связанные с целенаправленными действиями человека в процессе производства материальных благ (техногенные).
Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником роста прибыли предпринимателя.
Систематический риск характерен для всей экономической системы или отдельного рынка и не поддается диверсификации. Данный тип риска определяется факторами, влияющими на все отрасли и предприятия: возможные политические изменения в стране и мире, уровень инфляции, экономические колебания и т. д.
Несистематический риск связан со спецификой деятельности фирмы, сложностями ее функционирования, а также с проблемами отрасли, в которой она действует. Он может быть предопределен посредством диверсификации. Для предпринимателя наиболее сложной проблемой является оценка недиверсификационного риска, так как трудно предсказать возможность возникновения данного типа риска и его последствий.
В предпринимательской деятельности можно выделить риск в сфере принятия решений и в сфере их реализации. Существенным отличием этих рисков друг от друга является то, что на стадии принятия решения, когда оно только прорабатывается, можно внести изменения и исправить положение, тогда как на стадии реализации предпринимательского проекта гораздо труднее что-либо существенно изменить.
Классификация рисков

Рис. Классификация предпринимательских рисков
С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, в разное время, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть множество. Обычно под причиной возникновения подразумевается какой-то источник (фактор), вызвавший неопределенность ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, действия самого предпринимателя и особый вид знаний – информация. В связи с этим следует различать: хозяйственный риск; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, обусловленный недостатком информации.
Последний тип риска наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостоверность информации о партнерах (заказчиках или поставщиках), особенно об их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю риском быть обманутым. Неполная информация о конкурентах при выходе на новый рынок может также стать источником потерь для предпринимателя.
В условиях рыночной экономики можно выделить два типа риска: глобальный и локальный.
Глобальный риск является отражением экономической ситуации в стране, в отдельных отраслях, регионах.
Локальный риск возникает на уровне фирмы. Данные риски взаимообусловлены, воздействуют друг на друга и, в то же время, в известной степени автономны.
По сфере возникновения предпринимательские риски следует подразделять на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он их может только предвидеть и учитывать в своей деятельности.
К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о политических, экономических и других ситуациях и, соответственно, о потерях предпринимателей, появляющихся в результате возникающего экономического и финансового кризиса, высокого уровня инфляции, непредвиденного изменения уровня ставки рефинансирования, резкого ухудшения политической ситуации, начавшейся войны, национализации, введения эмбарго, отмены лицензий.
Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма, они возникают в результате неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, некомпетентности самого предпринимателя и других внутренних факторов.
С точки зрения длительности во времени, предпринимательские риски могут быть разделены на кратковременные и постоянные.
К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки грузов, или риск неплатежа по конкретной сделке.
К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенном секторе экономики: например, общий риск неплатежей в стране, несовершенство правовой системы и др.
В экономической литературе выделяют спекулятивный и простой предпринимательские риски.
Спекулятивный риск подразумевается как вариант получения прибыли или убытка, например, от приобретения и продажи ценных бумаг.
Обычный риск рассчитан только на проигрыш и может быть классифицирован по типу потери: личный риск, имущественный риск и риск, связанный с обстоятельствами.
Личный риск – один из случаев прямого ущерба для индивидуума; для российских предпринимателей в настоящее время вероятность данного типа риска очень велика.
Имущественный риск – это риск потери имущества предпринимательской фирмы, а риск, связанный с обстоятельствами, – это риск, когда действиями одной фирмы наносится ущерб другому хозяйствующему субъекту.
Поскольку основная задача предпринимателя – рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой может произойти полный крах, следует выделять допустимый, критический и катастрофический типы риска. Допустимый риск – это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске потери возможны, но по размеру они меньше ожидаемой предпринимательской прибыли.
Критический риск характеризуется не только потерей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки. В этом случае предприниматель несет убытки в сумме всех затрат, т. е. данный риск характеризуется опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль и могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в данную сделку.
Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, т. е. к потере предпринимателем всех средств.
По степени обоснованности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Для разграничения правомерного и неправомерного предпринимательского риска необходимо учесть, в первую очередь, то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна. Так, в области научно-технического прогресса допустимая вероятность получения отрицательного результата на стадии фундаментальных исследований составляет 5-10%, прикладных научных разработок – 80-90%, проектно-конструкторских разработок – 90-95%. Таким образом, видно, что данная область деятельности характеризуется высоким уровнем риска; вместе с тем, следует заметить, что в атомной энергетике риск вообще не допускается.
Выделяют также следующие типы риска: экономический, технический, политический.
Экономический риск включает следующие риски: производственный, коммерческий, кредитный, инвестиционный, валютный, инфляционный, финансовый и др.Производственный риск связан с производством продукции, товаров, услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска – возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и/или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, потери от низкого качества и несертифицированной продукции и др.
Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска: снижение объемов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка или других обстоятельств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объемов закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения. Коммерческий риск включает риски, связанные с реализацией товара (услуг) на рынке; транспортировкой товара; приемкой товара (услуг) покупателем; платежеспособностью покупателя, а также риск, связанный с форс-мажорными обстоятельствами.Одним из важнейших рисков в деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск. Он связан с возможностью невыполнения предпринимательской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Кредитный риск возникает в процессе делового общения предприятия с его кредиторами: банком и другими финансово-кредитными организациями; контрагентами: поставщиками и посредниками, а также с акционерами.
Инвестиционный риск связан со спецификой вложения предпринимательской фирмой денежных средств в различные проекты. Данный риск включает все возможные риски, возникающие при инвестировании денежных средств.
Валютный риск – это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим осуществлением расчетов по нему. Предпринимательские фирмы, не имеющие выхода на международный рынок, также подвержены риску, связанному с валютными операциями, поскольку их внутренние рынки сбыта могут переключаться на иностранных поставщиков.
На конечные результаты деятельности предпринимателей существенное негативное влияние оказывает инфляционный риск, проявляющийся в снижении покупательской способности национальной валюты, росте цен на товары (работы, услуги) и снижении уровня покупательского спроса.
Технический риск проявляется при непредсказуемых остановках производства из-за выхода из строя оборудования, нарушении требований технологических процессов, что приводит к непредвиденным потерям материальных ресурсов, снижению качества продукции и т. п.
10.2. Основные объективные причины возникновения предпринимательского риска. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска
Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут возникнуть вследствие внутренних для фирмы решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.
Анализ современного состояния экономики позволяет выделить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:
экономический кризис;
рост криминализации общества;
высокие темпы инфляции;
политическая нестабильность;
необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;
нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;
отсутствие персональной ответственности значительной части предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки; зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;
неправовое, безграничное вмешательство политиков в экономику; резкое увеличение аппарата управления на федеральном и местном уровнях;
неустойчивое налоговое законодательство;
высокое бремя налогов и обязательных платежей;
недобросовестная конкуренция; низкий уровень образования предпринимателей по проблемам рынка и предпринимательства и др.
Успехи и неудачи предпринимательской фирмы следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов, одни из которых являются внешними по отношению к предпринимательской фирме, а другие – внутренними. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. На рис. показаны основные внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.
Внешние факторы, влияющие на уровень риска
Факторы прямого воздействия Факторы косвенного воздействия
- законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность
- непредвиденные действия государственных служб и учреждений
- налоговая система
- взаимоотношения с партнерами
- конкуренция предпринимателей
- коррупция и рэкет
- политические условия
- экономическая обстановка в стране
- экономическое положение в отрасли
- международная обстановка
- стихийные события

Рис. Система внешних факторов, влияющих на уровень предпринимательского риска
10.3. Управление предпринимательскими рисками. Основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков
Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.
Управление рисками – специфическая область деятельности, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимателей – в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.
Деятельность предпринимателя по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений. Процесс управления предпринимательским риском представлен схемой на рис.
Знать о существовании риска предпринимателю необходимо, но далеко не достаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. При этом, сначала следует оценить вероятность того, что некое событие действительно произойдет, а затем – как оно повлияет на экономическое положение фирмы.
Выяснение риска

Оценка риска
Выбор методов управления риском
Применение выбранного метода
Оценка результатов
Рис. Этапы процесса управления риском
Оценивая риск, который в состоянии принять на себя фирма, предприниматель, прежде всего, исходит из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.
Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Следует отметить, что чем большим капиталом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в рисковых ситуациях.
Комплексный подход к управлению риском позволяет предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков.
После выявления и оценки рисков, с которыми может столкнуться фирма в процессе осуществления предпринимательской деятельности, перед предпринимателем стоит задача разработки программы минимизации выявленных рисков, т. е. необходимо принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.
Система методов нейтрализации предпринимательских рисков изображена на рис.
Предпринимательская фирма в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности может отказаться от совершения финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т. е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательскими рисками, но, с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.
Уклонениеот риска
Принятие
риска на себя
Передача
риска
Страхование
риска
Объединение риска
Диверсифи-
кация риска
Другие
методы
Методы
нейтрализации
предпринимательских
рисков

Рис. Основные методы нейтрализации предпринимательских рисков
Применение такого метода нейтрализации финансовых рисков, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:
1) отказ от одного вида предпринимательского риска не влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;
2) уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;
3) финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.
При принятии риска на себя основной задачей является изыскание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае, потери покрываются из любых ресурсов, оставшихся после наступления предпринимательского риска и, как следствия, – наступления потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимательской организации для покрытия потери, можно разделить на две группы;
1) ресурсы внутри самого бизнеса;
2) кредитные ресурсы.
Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности фирмы, – это передача, или трансферт, риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнерам передается та часть предпринимательских рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой зашиты.
В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи финансовых рисков:
1) Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предпринимательской фирмы, который в преимущественной его доле передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет фирме в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.
2) Передача риска путем заключения договора поручительства. Российское законодательство предусматривает возможность заключения договора поручительства, который определен Ст. 361 ГК РФ. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск не возврата кредита и связанные с этим потери поручителю. Договор поручительства может быть заключен и для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем.
Существует еще один вид гаранта – это банковская гарантия, понятие которой определено Ст. 368 ГК РФ. Это письменное обязательство банка, иного кредитного учреждения или страховой организации(гаранта), выданное по просьбе другого лица (принципала), уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет предпринимательской фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.
3) Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются, прежде всего, риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочно-разгрузочных работ. Однако потери, связанные с падением рыночной цены продукции, несет предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.
4) Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот метод передачи риска осуществляется путем хеджирования. Хеджирование – биржевая стратегия, направленная на страхование, снижение риска от потерь, обусловленных неблагоприятными для продавцов или покупателей изменениями рыночных цен на товары в сравнении с теми, которые учитывались при заключении договора. Суть хеджирования состоит в том, что продавец (покупатель) товара заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно осуществляет фьючерсную сделку противоположного характера, т.е. продавец заключает сделку на покупку, а покупатель – на продажу товара. Таким образом, любое изменение цены приносит продавцам и покупателям проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. Благодаря этому они не терпят убытки от повышения цен на товары, который надлежит продать или купить по будущим ценам.
Наиболее опасные по своим последствиям риски подлежат нейтрализации путем страхования. В принципе, это также передача риска. Стороной, принимающей предпринимательские риски, в данном случае выступает страховая компания. Законодательство РФ предусматривает возможность страхования следующих событий: остановка производства или сокращение объема производства в результате оговоренных в договоре событий; банкротство; непредвиденные расходы; неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке; понесенные застрахованным лицом судебные расходы; иные события. Таким образом, перечень событий, могущих повлечь финансовый ущерб, от риска наступления которого можно застраховаться, достаточно широк.
Прибегая к услугам страховой компании, предпринимательская фирма должна, в первую очередь, определить объект страхования, т. е. те виды предпринимательских рисков, по которым она намерена обеспечить страховую защиту. При определении состава страхуемых рисков фирме необходимо учитывать определенные условия, основными из которых являются:
• высокая степень вероятности возникновения риска;
• невозможность полностью возместить финансовые потери по риску за счет собственных финансовых ресурсов;
• приемлемая стоимость страхования риска.
Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предпринимательской фирмы, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные меры защиты в соответствии со страховым контрактом.
Еще одним методом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.
Одним из эффективных методов нейтрализации рисков является диверсификация. В качестве основных фирмой могут быть использованы следующие формы диверсификации предпринимательских рисков (см. рис.).
1) Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, другие будут приносить прибыль.
2) Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверсификации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.
3) Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.
4) Диверсификация кредитного портфеля. Направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг предпринимательской фирмы.5) Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.
6) Диверсификация покупателей продукции. Увеличение числа покупателей.
7) Диверсификация валютной корзины фирмы. Данный вид диверсификации предусматривает выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций. В результате предпринимательская фирма имеет возможность минимизировать валютные риски.
Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтрализации финансовых рисков. Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся:
• стратегическое планирование деятельности предпринимательской фирмы;
• обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счет включаемой в контракты системы штрафных санкций;
• сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнерами;
• совершенствование управления оборотными средствами предприятия;
• сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;
• прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.
Формы
диверсификации
Диверсификация поставщиков сырья, материалов и т.д.
Диверсификация портфеля ценных бумаг
Диверсификация деятельности
Диверсификация программы реального инвестирования
Диверсификация покупателей готовой продукции
Диверсификация кредитного портфеля
Диверсификация валютной корзины

Рис. Основные формы диверсификации с целью снижения уровня предпринимательских рисков
10.4. Основные риски в деятельности малых предприятий
Риски в деятельности малых предпринимательских организаций аналогичны рассмотренным выше рискам, свойственным предпринимательству в целом.
Основными методами, снижающими риск в деятельности малого предприятия, являются следующие:
Привлечение к разработке проекта квалифицированных партнеров, консультантов.
Глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем.
Использование научных методов прогнозирования при оценке тенденций развития рыночной конъюнктуры.
Распределение риска между участниками проекта.
Страхование.
Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.
Разработка бизнес-плана.
Риски предприятия
Риски, связанные с целенаправленными действиями человека
Риски, связанные с проявлением стихийных сил природы (погодные условия, землетрясения, наводнения)
политический
технический
производственный
коммерческий
финансовый
инвестиционный

Рис. Схема рисков малых предприятий
10.5. Инновации. Социально-экономическое значение инноваций. Организация инновационной деятельности.
Насыщение рынка товарами и услугами приводит к тому, что спрос ориентируется на все более сложные и качественные продукты труда, а значит, повышается роль инноваций, и на максимальную прибыль может рассчитывать только производитель, прежде других успевший внедрить новшество.
Важность внедрения научных разработок в рыночных условиях намного возрастает. Использование новейших технологий позволяет экономить природные ресурсы, сырье, материалы, топливо на всех стадиях – от добычи и комплексной переработки до использования в производстве. Затраты ресурсов сокращаются чуть не на 80%.
Сегодня резкое вздорожание ресурсов, их дефицит, рост транспортных расходов, а также губительное воздействие добычи и переработки сырья на окружающую среду делает особенно актуальной проблему внедрения малоотходных, ресурсосберегающих, природоохранных технологий.
В промышленно развитых странах на реализацию продукции инновационной деятельности приходится свыше 20% прироста национального дохода.
Давая определение предпринимательству, мы говорим, что оно должно обязательно основываться на инновационной деятельности.
Инновационная деятельность есть способ удовлетворения потребностей производства и других областей путем качественного изменения используемых продуктов, обновления средств и способов производства. Добиться качественных изменений удается лишь на основе научных знаний, воплощения их в конкретных товарах. Зарождаясь в сфере науки, инновации проходят стадию создания искусственных средств и способов деятельности, т. е. стадию технических изобретений, и лишь затем попадают в сферу производства, вызывая в нем прогрессивные преобразования.
Инновацией называют итог инновационной деятельности в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками.
Область знаний, развивающая методологию и принципы организации инновационной деятельности, носит название инноватики.
Организационная технология, обеспечивающая выполнение таких этапов инновационной деятельности, как маркетинг, предпроектное обследование, технико-экономическое обоснование, разработка, комплексная поставка оборудования, подготовка персонала, сдача производства «под ключ», сервисное сопровождение, есть инжиниринг.Совокупность стадий и этапов (период времени), необходимых для создания и производства новой техники, позволяющей удовлетворить возникшие или будущие потребности общества либо его элементарных ячеек, представляет собой инновационный цикл.
Новая техника – это новые (или усовершенствованные) средства труда, технологии и организационно-управленческие мероприятия (методы, способы, приемы и т. п.).Различают три категории инноваций.
В основе базисных инноваций всегда лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать новое поколение товаров, машин, технологий. Базисные инновации, как правило, требуют значительных по объему НИР и ОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), предполагают перестройку ряда смежных производств, связаны с повышенными стартовыми капитальными вложениями и рассчитаны на долгосрочную перспективу. Реализуются они в рамках инфраструктуры, включающей, наряду с академическими институтами и государственными научными центрами, производственные предприятия и объединения.
Улучшающие инновации предполагают использование результатов научной, технологической, организационной или проектной работы, заказанной в целях улучшения характеристик (параметров) имеющихся на рынке товаров (услуг). Занимаются ими отраслевые проектно-технологические и исследовательские институты.
Интегрирующие (комплексные) инновации являются продуктом использования (интегрирования) оптимального набора (комплекса) ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, оборудования). Они обеспечивают наиболее эффективное вложение средств в производство. Отличительная особенность такого рода инноваций состоит в том, что появление их инициируется потребностями рынка и происходит путем выбора, а не разработки научно-технических средств. Оптимальной организационной структурой для интегрирующей инновационной деятельности являются рабочие группы, руководимые учеными.
В практике международного научно-технического обмена все большее место занимают ноу-хау (секреты производства). Известно, что в одних случаях под этим названием скрываются изобретения, сущность которых стремятся сохранить в тайне, либо их элементы, не включенные в описание, в других – непатентуемые решения, секреты производства (наладки, настройки и т. п.), математические зависимости, чертежи, рецептура, программные продукты, знания и опыт административного, финансового, производственно-экономического или иного характера.Развитие техники достигло такого уровня, что практически во всех областях основополагающие принципы общеизвестны и широко применяются, получить дополнительную прибыль можно только за счет новых, неизвестных ранее научных, технических, организационно-экономических и управленческих решений.
Во всем мире большинство новинок, попадающих на рынок, относят к «рядовым», т. е. не отличающимся особой новизной потребительских свойств и оригинальностью технического решения.
Революционное изобретение
Технологическое новшество
Рядовое новшество
Степень новизны
Число новинок предлагаемых на рынке

Рис. Распределение товаров и услуг по степени новизны
Однако, каким бы незначительным ни было нововведение, его воплощение в практику требует определенных усилий, использования особых, гибких организационных структур и методов управления.
Существуют три канала внедрения новшеств.
Первый и наименее эффективно действующий – государственный сектор экономики. По идее, посредником между обществом с его потребностями и наукой должно быть государство. И оно, как правило, справляется с этой ролью в том, что касается фундаментальных научных исследований, которые редко носят прикладной характер. Однако в части прикладных разработок государственные структуры, даже изыскав необходимые финансовые средства, редко добиваются коммерческого успеха – не хватает деловой хватки, особенно в области рекламы и сбыта. Кроме того, мешают бюрократизм и волокита.
Несколько лучше дело обстоит с отношениями между наукой и крупным бизнесом, который часто помогает навести мосты между идеей и практикой. Крупные фирмы и корпорации, как правило, располагают финансовыми и прочими ресурсами, системой маркетинга, включая сеть сбыта, у них есть все необходимое для успешной коммерциализации нового продукта. Однако нередко громоздкая и неповоротливая иерархия, погоня за краткосрочной прибылью становятся непреодолимым препятствием на пути новых идей.
Третьим каналом внедрения нового является создание малых инновационных фирм. Это самый тернистый, но и самый верный путь. Предпринимательство изначально предполагает поиск новых идей, их оценку и воплощение в новом предприятии.
В зарубежной практике наблюдается большое разнообразие организационных структур и методов управления инновациями. Однако все они используются таким образом, чтобы на каждой стадии инновационного цикла обеспечивалась оперативная передача новшества потребителю. Выбор конкретных структур и методов управления обусловливается такими факторами, как значимость новшества, степень его разработанности, условия финансирования и материально-технического обеспечения, продолжительность конкретных этапов и т. д.;
Все более широкое распространение в сфере инновационной деятельности получает сочетание устоявшихся организационных форм (НТО, НИИ) с новыми образованиями (малые инновационные предприятия, технопарки, инжиниринговые фирмы, венчурные предприятия и т.п.), деятельность которых базируется на формировании временных творческих коллективов. Симбиоз крупных научно-исследовательских центров и мелких, но самостоятельно функционирующих организационных звеньев внедренческого типа, открывает перспективы ускоренного технического обновления производства;
Основным организационным звеном реализации инноваций, независимо от организационной формы и структуры управления, должен стать научно-инженерный коллектив, формируемый на принципах добровольности, функциональной подчиненности, производственно-хозяйственной самостоятельности.
Технопарки представляют собой особую организационную форму интеграции науки, образования и производства, реализуемую на специально отведенной (закрепленной, арендуемой или приобретенной в собственность парка) территории, где работникам предоставляется жилье, возможность учиться, условия для отдыха и ряд социальных льгот.
Формируются технопарки, как правило, на базе вузов, исследовательских центров, лабораторий, опытных заводов или инновационных малых предприятий.
По роду деятельности и конечному ее результату различают научные (фундаментальные исследования), научно-исследовательские (НИОКР, мелкосерийное производство наукоемких изделий), научно-технические и технологические (прикладные исследования и разработки, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высоких технологий) технопарки. Деление это условно, поскольку на практике зачастую наблюдается комбинация перечисленных выше признаков.
Регистрируют технопарки в качестве юридического лица. Они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями и создаются в любой разрешенной законом организационно-правовой форме.
Среди основных задач, которые решают технопарки, можно назвать:
экспертизу и отбор инновационных проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий;
оценку риска, сопряженного с реализацией проекта;
помощь в проведении научно-исследовательских работ и внедрении их результатов в сфере производства;
предоставление инновационным фирмам производственных мощностей;
оказание юридической, организационной, маркетинговой, финансовой и другой поддержки.