Технологическая карта урока истории по теме Формирование средневековых городов(6 класс)
Технологическая карта урока
Учитель: Сапельникова Ольга Владимировна МКОУ Песковская ООШ
Павловского района Воронежской области
Предмет
История
Класс
6
Тема урока
Формирование средневековых городов
Цели урока
Образовательная – получение систематических знаний о причинах возникновения и формировании городов в средние века за счет расширения понятийной базы и выявления причинно-следственных связей.
Деятельностная - совершенствование навыков проектирования заданий для решении учебных задач, работы со схемами.
Задачи урока
Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.
Развивать навык работы с исторической картой
Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.
Развивать умение - составлять учебную задачу
Развивать и совершенствовать навыки совместной деятельности в группе
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Научиться : применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Получить возможность научиться: высказывать суждения о значении и месте исторического и
культурного наследия средневекового общества в мировой истории.
Познавательные.
Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)
Коммуникативные.
Умение эффективно сотрудничать в группе.
Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Осмысление достижений и опыта предшествующих поколений для современного общества
Условия реализации урока
Основные понятия
Город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цехи, гильдии, менялы
Форма проведения урока
Работа в группах
Этап урока
(название, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать)
Организует работу мини-групп (парами)
1.По иллюстрациям на слайдах предположите о чём пойдёт речь на уроке. (изображение видов современного и средневекового города)
2.Что такое «город» (приём «Понятийное колесо»)
Обсуждение и представление знаний полученных в начальной школе и из практического опыта
Умение выделять отличительные черты города
Познавательные. Определять тему урока
Коммуникативные. Работа в малых группах: составлять простые схемы.
Регулятивные.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий
Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо решить.
Что вы знаете о средневековых городах? Что хотели бы узнать? (работа с таблицей ЗХУ)
Заполняют первую и вторую колонку таблицы
Познавательные. Определять пути по достижению целей
Регулятивные.
Умение самостоятельно излагать свои мысли на бумаге
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: дать представление о местах возникновения средневековых городов и особенностях их развития
Организует презентацию подготовленных группами заданий.
Предоставляет ресурсы для работы.
Демонстрирует алгоритм работы, стимулирует поиск.
Задания для мини-групп
Задание1. Сформулировать причины возникновения городов
Задание 2.
Составить кластер –«Места возникновения средневековых городов»
Задание 3.
«Экскурсия в средневековый город» Подготовить устный рассказ с презентацией из 4-7слайдов
Задание 4.
Выявить способы борьбы горожан с сеньорами и заполнить таблицу. Найти новые термины и дать им определение. Объяснить пословицу.
Задание 5.
Подготовить устный рассказ с презентацией из 4-7слайдов «Мастерская ремесленника»
Задание 6.
Дать определение понятию «цехи», составить кластер «Роль цехов в жизни города»
Задание 7.
Покажите на карте районы европейской торговли. Перечислите проблемы с которыми сталкивались купцы.
Задание 8.
Объяснить кто такие «менялы» и какова их роль в развитии рыночных отношений.
Мини-группы проектируют и представляют свой материал
Запись на доске
Составляют кластер с помощью иллюстративного материала (запись в тетрадях)
Составляют презентацию из каталога, предложенного учителем
Демонстрация заполненной таблицы.
Причины борьбы
Формы борьбы
Результаты
Сеньор всё больше подчинял город своей власти, грабя его. Город стремился к свободе.
Восстание.
Откуп от сеньора деньгами.
Города получили свободу.
Создали коммуны.
Запись на доске понятий: самоуправление, коммуна, мэр, бургомистр. (запись в тетрадях)
Составляют презентацию из каталога, предложенного учителем
Составляют кластер (запись в тетрадях)
Работают с картой, выясняют проблемы.
Объясняют цепочку менялы – ростовщики – банкиры
Понимание значения возникновения городов как центров развития ремесла и торговли.
Усвоение понятий: город, коммуна, самоуправление, мастер, подмастерье, шедевр, цехи, гильдии, менялы, ростовщики, товарное хозяйство
Усвоение причин, местоположения и законов развития средневековых городов
Личностные. Осмысление достижений и опыта предшествующих поколений для современного общества
Познавательные. Овладение базовыми понятиями, умением находить и выделять необходимую информацию из различных источников; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; определять основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные. Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Регулятивные.
Умение планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
Организует осмысление и корректирует приобретённые знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и результатов достигнутых на уроке.
Комментирует домашнее задание.
Что узнали нового о городе? (работа с таблицей ЗХУ)
Хотели бы вы жить в средневековом городе?
Какие новые термины вы сегодня узнали?
Закончите одно из предложений.
1. Сегодня на уроке мне понравилось:
2. Мне сегодня удалось:
3. До начала урока я думала, что:, а сейчас знаю:
4. Мне не понравилось:
Д.З.
Обязательное :
Читать Параграф 13, отвечать на вопросы. Творческое задание по выбору:
Нарисуйте рисунок «В мастерской ремесленника» или
используя ключевые понятия составь рассказ на темы: «Города и сеньоры», «Торговля в средневековом городе».
Заполняют третью колонку таблицы
Регулятивные. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные. Умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать.
Приложение
Задание 1. Причины возникновения средневековых городов
К XXI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Значительно усовершенствовались отдельные ремёсла: добыча, плавка и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей, особенно сукон; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное дело, строительное и т. д. С усовершенствованием орудий и способов обработки почвы, особенно с повсеместным распространением железного плуга, а также двухполья и трёхполья, произошёл значительный рост производительности труда в сельском хозяйстве. Увеличились площади культивируемой земли; расчищались леса и распахивались новые земельные массивы. В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов, сократилось время для их производства. Известный избыток над потреблением начал оставаться и в руках крестьянина. Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов.
Ремесленники, выделявшиеся постепенно из массы закрепощённого и феодально-зависимого сельского населения, стремились уйти из деревни, бежать из-под власти своих господ и поселиться там, где они могли бы найти наиболее благоприятные условия для сбыта своей продукции, для ведения своего самостоятельного ремесленного хозяйства. Бегство крестьян из деревни привело непосредственно к образованию средневековых городов как центров ремесла и торговли.
Задание 2. Места возникновения средневековых городов
Уходившие и бежавшие из деревни крестьяне-ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия ремеслом (возможность сбыта изделий, близость к источникам сырья, относительная безопасность и т. п.). Местом своего поселения ремесленники избирали нередко именно те пункты, которые играли в раннее средневековье роль административных, военных и церковных центров. Многие из этих пунктов были укреплены, что обеспечивало ремесленникам необходимую безопасность. Сосредоточение же в этих центрах значительного населения феодалов с их слугами и многочисленной свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации и т. д. создавало благоприятные условия для сбыта здесь ремесленниками своих изделий. Ремесленники селились также вблизи больших феодальных владений, усадеб, замков, обитатели которых могли явиться потребителями их товаров. Селились ремесленники и у стен монастырей, куда стекалось много людей на богомолье; в населённых пунктах, находившихся на скрещении важных дорог; у речных переправ и мостов; в устьях рек; на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т. п. При всём различии тех мест, где они возникали, все эти поселения ремесленников становились центрами средоточия населения, занятого производством ремесленных изделий на продажу, центрами товарного производства и обмена в феодальном обществе.
Задание 3. Внешний вид города
Средневековые города весьма отличались по своему внешнему виду от современных городов. Они были обычно окружены высокими стенами деревянными, чаще каменными, с башнями и массивными воротами, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия неприятеля. Жители города ремесленники и купцы несли сторожевую службу и составляли городское военное ополчение. Стены, окружавшие средневековый город, со временем становились тесными и не вмещали всех городских построек. Вокруг стен постепенно возникали городские предместья посады, населенные главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной специальности жили обычно на одной улице. Так возникали улицы кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и т. п. Предместья в свою очередь обносились новым кольцом стен и укреплений.
Размеры европейских городов были весьма невелики. Как правило, города были малы и тесны и насчитывали лишь от одной до трёх-пяти тысяч жителей. Только очень крупные города имели население в несколько десятков тысяч человек.
Хотя основная масса горожан занималась ремеслом и торговлей, известную роль в жизни городского населения продолжало играть занятие сельским хозяйством. Многие жители города имели свои поля, пастбища и огороды вне городских стен, а отчасти и в черте города. Мелкий скот (козы, овцы и свиньи) нередко пасся прямо в городе, причём свиньи находили себе там обильную пищу, так как мусор, остатки пищи и нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу.
В городах вследствие антисанитарного состояния часто вспыхивали эпидемии, смертность от которых была очень велика. Часто случались и пожары, так как значительная часть городских здании была деревянной и дома примыкали друг к другу. Стены мешали городу расти вширь, поэтому улицы делались крайне узкими, а верхние этажи домов нередко выдавались в виде выступов над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть ли не соприкасались друг с другом. Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них никогда не проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало. Центральным местом в городе была обычно рыночная площадь, неподалёку от которой располагался городской собор.
Задание 4. Борьба городов с феодальными сеньорами в XIXIII вв.
Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.
По стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.
Многие города в результате упорной и ожесточённой борьбы со своими феодальными сеньорами, принимавшей нередко характер кровавых вооружённых столкновений, точно так же добились права самоуправления и могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии бургомистром. Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения.
В то же время они освобождались от выполнения обычных сеньориальных повинностей барщины и оброка и от различных платежей. Обязанности городов-коммун по отношению к феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной ренты и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.
Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегии и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Некоторые города, особенно мелкие, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами для борьбы со своими сеньорами, оставались целиком под управлением сеньориальной администрации.
Таким образом, результаты борьбы городов с их сеньорами были различны. Однако в одном отношении они совпадали. Все горожане сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Поэтому если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока, обычно один год и один день, он также становился свободным и ни один сеньор не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным», гласила средневековая пословица.
Задание 5. Городское ремесло
Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Разделение труда осуществлялось в виде специализации между отдельными цехами, что с развитием производства приводило к увеличению числа ремесленных профессии и, следовательно, количества новых цехов. Ремесленнику помогала обычно в работе его семья. Вместе с ним работали один или два подмастерья и один или несколько учеников. Но полноправным членом цеха являлся только мастер, владелец ремесленной мастерской. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье мастером. Но он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.
Задание 6. Цеховая организация
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы цехи. Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.
В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны не входивших в цех ремесленников. Ремесленники, входившие в цех, были заинтересованы в том, чтобы изделиям членов данного цеха был обеспечен беспрепятственный сбыт. В соответствии с этим цех строго регламентировал производство и через посредство специально избранных должностных лиц следил за тем, чтобы каждый мастер член цеха выпускал продукцию определённого качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и материалом и т. д.
Будучи корпорацией (объединением) мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех его членов не превышало определённого размера, чтобы никто не вступал в конкуренцию с другими членами цеха, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которое мог иметь у себя один мастер, запрещали работу в ночное время и в праздничные дни, ограничивали количество станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья.
Цеховая организация охватывала все стороны жизни средневекового ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвовавшей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, являясь своеобразной религиозной организацией. Цех был также и организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счёт вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь своим нуждающимся членам и их семьям в случае болезни или смерти члена цеха.
Задание 7. Расширение торговых связей
Развитие товарного производства в городе и деревне обусловило начиная с XIII в. расширение торговли и рыночных связей.
Большую роль во внутренней и внешней торговле в Европе играли ярмарки, которые получили широкое распространение во Франции, Италии, Англии и других странах уже в XIXII вв. На ярмарках производилась оптовая торговля такими товарами, пользующимися большим спросом, как шерсть, кожи, сукна, льняные ткани, металлы и изделия из металлов, зерно. Наиболее крупные ярмарки играли большую роль и в развитии внешней торговли. Так, на ярмарках во французском графстве Шампань в XIIXIII вв. встречались купцы из различных стран Европы Германии, Франции, Италии, Англии, Каталонии, Чехии и Венгрии. В XIII в. европейская торговля была сосредоточена в основном в двух районах. Одним из них являлось Средиземноморье, служившее связующим звеном в торговле западноевропейских стран со странами Востока. Другой район европейской торговли охватывал Балтийское и Северное моря. Здесь принимали участие в торговле города всех расположенных около этих морей стран: северо-западных областей Руси (особенно Новгород, Псков и Полоцк), Северной Германии, Скандинавии, Дании, Франции, Англии и др.
Расширению торговых связей чрезвычайно мешали условия, характерные для эпохи феодализма. Владения каждого сеньора были ограждены многочисленными таможенными заставами, где с купцов взимались значительные торговые пошлины. Пошлины и всякого рода поборы взимались с купцов и при переезде через мосты, при переправе вброд через реки, при проезде по реке через владения феодала. Феодалы не останавливались и перед разбойничьими нападениями на купцов и ограблениями купеческих караванов. Феодальные порядки, господство натурального хозяйства обусловливали сравнительно незначительный объём торговли.
Задание 8. Развитие товарно-денежных отношений
Постепенный рост товарно-денежных отношений и обмена создавал возможность накопления денежных капиталов в руках у отдельных лиц, прежде всего у купцов и ростовщиков. Накоплению денежных средств содействовали также операции по обмену денег, необходимые в средние века вследствие бесконечного разнообразия монетных систем и монетных единиц, поскольку деньги чеканили не только императоры и короли, но и всякие сколько-нибудь видные сеньоры и епископы, а также крупные города. Для обмена одних денег на другие и для установления ценности той или иной монеты существовала особая профессия менял. Менялы занимались не только разменными операциями, но и давали деньги под процент ( т.е. деньги «росли»). С этим было обычно связано и ростовщичество. Разменные операции и операции по кредиту вели к созданию специальных банкирских контор. Первые такие банкирские конторы возникли в городах Северной Италии в Ломбардии. Поэтому слово «ломбардец» в средние века стало синонимом банкира и ростовщика. Возникшие позднее особые ссудные учреждения, производящие операции под залог вещей, стали называться ломбардами
15