Классный час Казахский костюм



























Автор разработки:
учитель казахского языка
МОУ «Грушевская основная
общеобразовательная школа»

НСАНОВА Гульвира Махашевна


Цели мероприятия:

Популяризация знаний о традиционном казахском костюме, как элементе национальной культуры, в котором отражены родоплеменные и возрастные различия казахского народа.
Развитие языковых умений и навыков, представлений об обычаях и традициях казахского народа, основанных на многовековой культуре казахского народа.
Воспитание этнокультурной толерантности, уважения к обычаям и традициям казахского народа.

Участники мероприятия:
Ведущие, ученики и родители, одетые в соответствующие их возрасту национальные костюмы.

Оформление мероприятия:
Участники в национальных костюмах, соответствующие их возрасту и социальному положению. Элементы национальных костюмов, изготовлен- ные на кружке «Весёлая юрта». На сцене – имитация убранства казахской юрты, плакат:
В своеобразии казахского национального костюма отразились
образ жизни казахского народа, характер традиционного быта,
сложившиеся представления о красоте и удобстве.
Общей чертой казахского костюма являются конструкционная чёткость
и простота кроя. В качестве декоративных элементов одежды использовались вышивка, аппликация, отделка мехом. Ансамбль костюма завершали ювелирные изделия, различные обереги.
В одежде казахов отчётливо проявлялись полововозрастное, социальное
и родоплеменное различия.

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодняшний классный час мы посвящаем традиционной казахской одежде.
Степь казаха родила,
И его одеть смогла.
Степь кормила и лелеяла,
Степняком казаха сделала.
Что казаха окружало,
То ему и помогало:
Степь дала одежду, дом.
Мы поговорим о том,
Почему одеты так
И казашка, и казах.

Материалы традиционного национального костюма тесно связаны с особенностями и продукцией кочевого хозяйственного уклада скотовода-кочевника.
Ученики в национальных костюмах задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
Какие материалы использовались для изготовления традиционной казахской одежды?
Откуда поставлялись шёлк, парча и хлопчатобумажные ткани, из которых изготавливалась одежда преимущественно богатых казахов?
Шкуры каких животных использовались для изготовления зимней и украшения летней одежды казахов?
Это в первую очередь, кожа, мех, домотканое сукно из верблюжьей шерсти. Тонкий войлок – также один из древнейших материалов для изготовления одежды у казахов. Шили одежду и из шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей, привозимых из Средней Азии, Восточного Туркестана, Ирана, России.
Из меха соболя, лисицы, куницы, горностая и других видов меха шили разнообразные шубы. Среди них: тон – овчинный тулуп, жаргак – шуба из шкур молоденьких жеребят, тайжан или тайтері – большая доха из шкур годовалого жеребёнка, купі – стёганая на меховой подкладке, отороченная мехом шуба, бота тон – шуба из шкуры верблюжонка и др. Тёплыми и лёгкими были шубы на лебяжьем пуху, пуху гагар и цапель. Уникален способ изготовления из шкурок птиц - куропаток, фазанов, лебедей. Последние изготавливались для баксы – казахских шаманов – и имели ритуальное значение.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
1. Сколько рубашек и сколько штанов носил казахский мужчина?
2. Что такое «шалбар»?
3. Чем отличался «бешпет» женатого мужчины от «бешпета» юноши?
4. О чём говорила встреча с казахским мужчиной, одетым, даже в летнее время, в несколько халатов?
5. Чем «кебенек» отличается от «шекпена»?
2 ведущий: Комплект мужской одежды казахов конца XIX – начала XX века состоял из нательной рубашки, широких штанов, бешпета, шапана, тюбетейки, одеваемой под войлочную или меховую шапку, кожаных сапог. Нательные рубашки встречаются двух типов: распашные (жейде, жегде) и не распашные с прямым разрезом на груди – койлек. Рубахи туникообразного кроя с широкими удобными рукавами шили из лёгкой, светлой ткани. Мужские штаны делились на нижние и верхние, которые отличались материалами и размером. Особенностью казахской мужской одежды являются зимние меховые или ватные стёганые штаны, искусно вышитые кожаные и замшевые штаны – шалбар.
Поверх рубахи мужчины надевали лёгкую распашную одежду средней длины – бешпет или камзол. Они шились преимущественно из одноцветных тканей, для молодых – более ярких тонов.
1 ведущий: Обязательным элементом мужского костюма был шапан – просторный, длинный халат – классический образец старинной верхней одежды казахов. Ношение нескольких халатов даже в тёплую погоду подчёркивало богатство хозяина. По характеру декора шапаны можно подразделить на два вида: шитьё из дорогих одноцветных тканей, украшенные тамбурной вышивкой, и шитые из пёстрых тканей, без вышивки.
Органичной, уходящей корнями в глубокую древность частью зимней одежды казаха-скотовода были войлочные плащи – кебенек. Шитый из специально приготовленного белого войлока, «кебенек» был прекрасной защитой в зимнюю стужу и проливной дождь. Из домотканой верблюжьей шерсти изготавливались широкие и длинные халаты – шекпен.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
1. Какая часть мужской одежды подчёркивала принадлежность мужчины к роду, олицетворяла его с воином и охотником?
2. Какое практическое значение имел «кісе»?
2 ведущий: Непременной принадлежностью мужской одежды казахов был украшенный серебряными или посеребрёнными бляхами кожаный пояс – кісе, который иногда не имел застёжек, но запоясывался. К нему подвеши- вались специальные мешочки для запаса пороха, пуль, а так же ножны и табакерка. До XVIII-начала XIX века «кісе» был обязательным атрибутом костюма скотовода – воина и охотника в одном лице.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
1. Назовите летние и зимние мужские головные уборы.
2. Как называется казахский головной убор с меховой оторочкой, который носили мужчины и молодые девушки?
3. Чем мужской «б™рік» отличался от девичьего?
4. Какой зимний головной убор казахских мужчин можно считать «изобретением степи и степняков»
2 ведущий: Головные уборы также отличались разнообразием. Постоянно, даже дома, мужчины носили головной убор, чаще небольшую, круглую матерчатую шапочку-тюбетейку – таKия. Тюбетейки сшивались из двух частей – невысокого цилиндрического околыша и скуфьи.
Повседневные уборы были одноцветными и однотонными, праздничные украшались цветной строчкой, вышивкой, золотой и серебряной канителью. Головные уборы, надеваемые вне дома, изготавливались из войлока и меха. Шляпа из тонкого белого войлока – KалпаK – предназначалась для тёплого сезона. Она сшивалась из двух половин, обшивалась по краю чёрной или красной тканью, отогнутые нижние края образовывали широкие поля с разрезами. Нарядные «калпаки» для состоятельного сословия шили из бархата, расшивали шёлком, канителью. Шапка с меховой оторочкой на войлочной основе, снаружи покрытая тканью – б™рік – носилась как мужчинами, так и девушками. Девичьи шапки были украшены подвесками, пучками перьев филина, цапли или павлина. Название шапки связано со словом «борі»- волк, которого считали древнейшим тотемом тюркских племён.
1 ведущий: Большой популярностью в зимний период пользовалась меховая шапка – тымаK - оригинальная форма, и крой которой характерен именно для казахского традиционного гардероба. «Тымак» можно считать совершенным образцом зимнего головного убора степняка-скотовода, большую часть времени проводящего на открытой местности с ветрами и буранами. Состоящий из тульи и четырёх больших лопастей, из войлока, покрытого тканью, «тымак» обшивался широким пушистым мехом, чаще лисьим. Две боковые лопасти закрывали уши, нижнюю часть лица и шею спереди; передняя опускалась на лоб; задняя, наиболее широкая и длинная, защищала от холода шею и верхнюю часть спины.
Одним из старинных мужских головных уборов является – далбай – башлык, изготовляемый из более плотного верблюжьего сукна.
2 ведущий:
О, женщина, тебя хвалю,
За сыновей благодарю,
Желаю здравствовать вовеки,
Ведь ты рождаешь человека.
Девчонка, девушка, жена –
Как ты важна для нас одна.
Тебя я за версту узнаю.
Тебя люблю и почитаю.
Ты дочь, сестра, мать и жена –
Ты самим богом рождена!
Комплект женской одежды всегда соответствовал возрасту и семейному положению женщины.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
Назовите основные элементы казахского комплекта женской одежды.
Чем девичья «такия» отличалась от мужской?
Перьями какой птицы украшался головной убор девушки?
Во что была обута казахская девушка в сухую и ненастную погоду?
Мужчина носил «кісе». А девушка?
Девичий комплект состоял из лёгкого, приталенного отрезного платья – косетек, украшенного двумя-тремя оборками –желбезек; нижней рубахи из белой ткани – іш к™йлек; нижних штанов – дамбал, шитых из той же ткани или из разноцветного материала; приталенной бархатной безрукавки – камзол – на подкладке яркой расцветки, богато отделанной разнообразной вышивкой гладью, тамбуром и бисером, с нашивкой золотой или серебряной канителью, парчовой или набивной каймой. Столь популярное ныне платье с оборками впервые появилось в северных областях Казахстана в самом начале ХХ века.
Завершали девичий костюм таKия – маленькая шапочка, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, бусинками кораллов и перьями филина; белбеу – кожаный или бархатный пояс; етік – лёгкие сапожки на высоком каблуке из крашеной кожи; кебіс – калоши. Шапочка и пояс подчёркнуто украшались и являлись по традиционным понятиям признаками девичества.
К числу старинных головных уборов относится Kасаба. Она изготав- ливалась из того же материала, что и камзол (в комплекте), обшивалась галунами с серебряным люрексом, вышивалась золотом. Любную часть убора украшали подвески из чеканных металлических пластинок, коралловые, бирюзовые, полудрагоценные бусины и монеты.
Ученики в национальной одежде задают вопросы. За каждый правильный ответ семья получает подарок – «тамCа»:
Какую часть традиционного костюма переставала носить молодая казашка после того, как она выходила замуж?
Как называется свадебный женский головной убор конической формы?
Можно ли было определить семейное положение женщины по «желек» и «б™лдемше»?
Какой головной убор надевала женщина после рождения ребёнка?
Женщины какого возраста носят «кундік»?
Костюм молодой женщины состоял из схожего комплекта за исключе- нием белбеу. Такия во время свадебных торжеств и на первое время замужества сменяласы высоким свадебным головным убором конической формы – с‰укеле. Этот убор украшался серебряными, иногда позолочен-
ными рельефными пластинками, длинными подвесками из бусин, драгоценных камней, кораллов, жемчуга – жаKтама. Через некоторое время после свадьбы с‰укеле сменялся более простыми уборами – желек,
кимешек с вырезом для лица (после рождения ребёнка), или жаулыK (разновидность платка), а так же сулама (покрывавшая спину и плечи), кундік (род тюрбана).
Замужние женщины так же носили камзол, застёгивая его на талии большой застёжкой – Kапсырма. Длинный камзол свободного кроя, чаще с рукавами, составляет часть костюма и пожилой казашки. Бархатный тёплый халат на подкладке, шуба из шкурок зверьков носилась в холодный период. Эффектным элементом казахского женского костюма являлась распашная юбка – б™лдемше – с широким поясом; она шилась в сборку и застёгивалась на пуговицу или пряжку.
В одежде казахской девушки и женщины особую роль играли украшения, дополняющие красоту тканей, и вышивки, органично входящие в общий строгий, и в то же время женственный строй национальной одежды.
Ученики в национальных костюмах исполняют казахские песни и танцы, рассказывают стихи.
Классный час