Проект «Родной язык — сокровище народа»


Проект «Родной язык - сокровище народа».
Участники проекта: учащиеся 2 класса и классный руководитель.
Цели:
1. Собрать и обобщить сведения о татарском, русском и чувашском языках.
2. Организовать и провести среди одноклассников творческий конкурс песен и стихов «Говорим и поем на родном языке».
Задачи:
1 .Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
2. Выбрать из различных источников необходимые сведения.
3. Определить место проведения мероприятий и необходимое оборудование.
4. Провести необходимую организационную работу.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
1. Проведение опроса «Что такое родной язык»?
2. Изучение, анализ и подбор литературы на тему русский, татарский, чувашский языки.
Сроки: март 2016
II. Исследовательский этап.
3. Организация и проведение конкурса «Говорим и поем на родном языке».
Сроки: Апрель 2016
III. Заключительный этап.
4. Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта.
Сроки: Апрель 2016
Нами был проведен опрос среди одноклассников. В опросе приняли участие 28 человек. Предлагалось ответить на вопрос « что такое родной язык»?
Учащиеся дали определение родному языку, как язык ,который окружает человека с самого его рождения.
6 учащихся отметили , что родной язык это тот:
На котором мама пела колыбельную;
На котором я произнес первые слова.
4 учащихся отметили о необходимости сохранения языка для следующего поколения; незаменимости родного языка другим языком.
9 учащихся добавили о значимости родного языка, который помогает общаться с людьми, познавать мир, доносить свои мысли до окружающих.
Мы решили узнать больше информации о своих родных языках и приготовили проект , в котором расскажем о русском, чувашском и татарском языках.
Введение
21 февраля - Международный День родного языка Международный день родного языка провозглашён Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. С 2000 года этот день отмечается ежегодно 21 февраля. Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. в ноябре 1999 года. С 2000 года этот день отмечается ежегодно 21 февраля. Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. 
Сколько в мире языков? В мире насчитывается от 5 до 10 тысяч языков. На некоторых говорят очень мало людей. Около 200 жителей Латвии говорят на ливском языке. В Африке живет единственный человек, знающий язык бикья. 
На каком языке говорит больше всего людей? Больше всего людей говорят по-китайски – 1123 млн. человек используют этот язык ежедневно. Какой язык самый распространённый в мире? Английский – самый широко распространенный язык в мире, на нем общаются 470 млн. человек. 
А на каком языке разговариваете вы?
Татарский язык.
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве
я постиг!
Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я
вдаль,
ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз
молил творца: — О боже, мать мою прости, прости меня,
прости отца. (Г.Тукай)
Татарский язык — национальный язык татар, второй по распространённости (после русского) язык Российской Федерации, официальный язык Республики Татарстан. Относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.
Распространён в Республике Татарстан, в ряде районов Башкортостана, Республики Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, во многих областях России, а также в отдельных районах Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении.
Число говорящих в России около 5,3 млн. человек 2002 (5,1 млн. согласно переписи 1989). Татарский язык распространен также среди башкир, марийцев и чувашей.
Народно-разговорный татарский язык делится на 3 основных диалекта: западный (мишарский), имеющий большую связь с кипчакским языком, средний (центральный, казанско-татарский), в большей степени, чем остальные, унаследовавший элементы булгарского языка (см. чувашский язык), — на нём говорит большинство населения Татарстана — и восточный (сибирско-татарский), формировавшийся как самостоятельный язык, но по причине политических связей и переселения казанских татар в Сибирь сблизившийся со средним диалектом. До середины XIX века функционировал старотатарский литературный язык.
Русский язык.
На Земле много языков. Одним из самых развитых и богатых является русский. В чём же богатство русского языка?  Знаменитый В. И. Даль в своём знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» собрал 200 000 слов. 
Многие писатели складывали строки о русском языке: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.Куприн
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» И.С.Тургенев
Россия — огромная страна, на территории которой проживает большое количество национальностей, каждая из которых знает русский язык, и общается на нём. Это делает наш родной язык — одним из мировых.
В русском языке есть много интересных особенностей. Например, одно русское слово может иметь несколько значений. Многозначность слова очень важна для всего языка, она во много раз увеличивает богатство, выразительность нашей речи. Возьмем слово ключ. Это слово имеет много значений! Это дверной, родниковый, скрипичный, басовый ключи. Как интересен русский язык!
А знали ли вы, что слово школа по-гречески значит «досуг»?! Не правда ли странно: школа – и вдруг досуг?
Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов – философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!
Нет на свете школьника, который не любит каникулы! А вот происхождение этого слова знают не все! При переводе его с латыни получится «собачка», «щенок»! Каникулой древние римляне стали называть самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые жаркие дни солнце проходило через это созвездие. Тогда-то и делали перерыв в занятиях, наступали каникулы!
 Русский язык велик и могуч. Он очень нужен людям.
Почему я люблю свой родной язык? Потому что , русский язык- язык моей мамы, на нём мама мне пела колыбельные песни, рассказывала сказки… «С добрым утром», «спокойной ночи» с этим языком я засыпаю и просыпаюсь день ото дня. Теперь , когда я вырос на нем мне легко и привычно общаться с людьми. Любите и цените свой родной язык !Чувашский язык.
Чува́шский язы́к (чуваш. Чӑваш чӗлхи, Чӑвашла) — национальный язык чувашей, государственный язык Чувашской Республики, язык чувашских общин, проживающих за пределами Чувашской Республики. Распространён в Чувашии, Татарстане, Башкирии, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской и др.областях. В Чувашской Республике является государственным языком (наряду с русским).
В первом известном учебнике чувашского языка «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка» (СПб.,1769) для обозначения звуков чувашской речи была использована графическая система русской азбуки. Чувашский алфавит состоял из 35 букв, из которых 31 заимствована из русского алфавита, одна буква (G g) – из латинского, а три буквосочетания созданы самим автором по образцу буквосочетания в «Российской грамматике».
История учебной книги в Чувашии неразрывно связана с особенностями прошлого самого народа. У многих народов Поволжья долгое время не было письменности, поэтому учебники для них могли быть изданы только после создания этой письменности, что требовало значительного времени.
В 1769 г. в Петербурге издается первая печатная грамматика чувашского языка под названием «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка». Это была первая грамматика раньше никем неизученного языка. В 1800 г. в Санкт-Петербургской типографии Святейшего правительствующего синода вышла первая книга на чувашском языке под названием «Краткий катехизис, переведенный на чувашский язык с наблюдением российского и чувашского просторечия для оудобнейшего познания онаго восприявшым святое крещение» объемом в 40 страниц. Е. Рожанского можно считать одним из основателей старой чувашской письменности, так как появление учебной книги на чувашском языке сыграло большую роль в развитии культуры, народного просвещения чувашского народа.