Занятие в рамках общеобразовательной программы «Культура и творчество» по теме: Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области


Занятие в рамках общеобразовательной программы «Культура и творчество»Культурные традиции русского народа и
коренного населения Кемеровской области
А.М. Горький сказал: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Данное изречение мы не редко вспоминаем, когда речь идет об истории любого народа, о его культурных традициях, обрядах, обычаях.
Воспитать культурного человека очень сложно, нужно с детства приобщать его к культуре поведения в обществе, сделать это в современном мире довольно-таки нелегко. Люди разных национальностей часто меняют место жительства, переезжая с места на место, что проявляется в многонациональности народа, проживающего на территории РФ. Проблема воспитания в подрастающем поколении коммуникативных качеств и толерантности, являются актуальными проблемами в педагогической практике.
Этикет, как стандарт поведения видоизменился и на современном уровне целесообразно обращаться к нашим корням и истокам, родоначальниками, которых являлись наши предки.
Культура общения между людьми разных национальностей, этика общения, правила приветствия, дружеские отношения, культурное поведение в общественных местах, семье, быту, культуре внешнего вида - основные требования правил культурного поведения в нашей стране и имиджа российских образовательных учреждений.
Занятие входит в раздел «Назад к истокам» третьего года обучения программы «Культура и творчество» для обучающихся младшего школьного возраста. В данном разделе мы изучаем следующие темы: народные обычаи, обряды, народные игры, музыку, характерную для данного региона, фольклор.
На данном занятии при изучении темы традиций народа, используются не только прием «слово педагога», но и сообщения детей с использованием элементов национального фольклора. Ребята самостоятельно, под руководством руководителя обыгрывали традиции народов Кемеровской области: приглашали гостей по старинному русскому обычаю в гости, инсценировали шорскую национальную легенду, что способствовало переключению внимания, интересу остальных детей, а выступавшим позволило почувствовать себя в роли гостеприимных хозяев и шаманов-охотников.
Стоит отметить, что использовался не только краеведческий материал, но и затронуты темы православия, так как культурные традиции имеют тесную связь краеведения с православием. Данное занятие заинтересовало детей, об этом свидетельствовала их активность и эмоциональное состояние.
Для активизации мыслительной деятельности использовался словесный, наглядный, практический, индуктивный метод (от частного к общему), а также все коммуникативные, эмоциональные и информативные средства передачи материала.
Цель занятия: Знакомство с культурными традициями русского народа и
коренного населения Кемеровской области.
Задачи:
1.познакомить с некоторыми традиционными русскими праздниками;
2.воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим;
3.развивать логическое мышление, формировать понятие традиции нашей области.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к занятию, музыкальное сопровождение для игры «Шаманский бубен» и для хоровода - песня Влада Крутских и детской группы "Волшебники Двора", каравай с солью, ветки тополя, разноцветные атласные ленты, музыкальные инструменты - бубны, стилизованные под шаманские.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с нашим краем, и разговор у нас пойдет о традициях нашего народа. Тема нашего занятия: культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области.
2.Основная часть.
Какие народы с давних времен проживают на территории нашей Кемеровской области? (Шорцы, сибирские татары, калмаки, телеуты, русские.) Слайды с изображением представителей русских и коренных народов Кузбасса.
Да, население нашей области многонационально. И мы учимся уважать, принимать и правильно понимать традиции другого народа. Очень важно научиться ценить, то, что дорого другим людям - воспитываем в себе толерантность.
Запишите в свои тетради новое словарное слово «Толерантность».
Слайд с толкованием слова «Толерантность».
Толерантность в советском энциклопедическом словаре (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Сегодня мы рассмотрим некоторые традиции населения Кемеровской области.
Что же такое традиция? Обратимся к словарю, который составил известный ученый С.И. Ожегов. Слайд с толкованием слова «Традиция».
Обратите внимание на слайд. Слово «Традиция» в словаре С.И. Ожегова обозначает:
1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи.
2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, например, традиция встречи Нового года в семейном кругу.
Как можно своими словами объяснить данное слово?
Подведем итог ваших ответов, сделайте вывод, что такое традиция.
Слайд с выводом. «Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения».
Какими могут быть традиции? Традиции могут быть: воинские, национальные, семейные. Приведите свои примеры традиций. (Служба в армии, встреча гостей с хлебом-солью).
Как на Руси в каждом доме встречали гостей? (В праздничном русском костюме подносили хлеб-соль).
Слайд с изображением встречи гостей с хлебом-солью.
Почему же именно хлеб и соль? Хлеб-символ гостеприимства. А соль с давних времен являлась довольно дорогим продуктом, поэтому подавали его в праздник в достаточном количестве, что говорило о желании хозяев встретиться с гостем.
Хлеб с солью символизировали гостеприимство и хлебосольство дома хозяев.
Школа, в которой мы находимся - это второй дом для вас и для меня, потому, что мы проводим в ней большую часть времени. Мы являемся хозяевами и рады, когда к нам приходят гости.
На наше занятие пришли гости. Давайте встретим гостей по старинному русскому обычаю, как радушные хозяева встречали в старину желанных гостей.
(Выходит девочка с хлебом и солью):
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С удовольствием большим!
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
– Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Скажите, как люди встречают гостей в наши дни?
(Угощают, приглашают сесть на самые удобные места в доме).
А чем мы угощаем наших гостей? (Чаем).
С давних времен существовала еще одна мера гостеприимства, насколько крепко заварен чай. В зависимости от его крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько рады встречи с ним.
Коренные народы, которые населяли нашу область в давние времена, так же, как и русские встречали гостей, но по своим традициям. Они угощали национальными блюдами, пели гостям легенды. Фрагмент встречи гостей представлен на слайде.
Слайды с изображением встречи гостей в Кузбассе и «Угощение и фольклор».
У всех народов свои интересные традиции приветствия и прощания. В языке телеутов, коренных жителей Кемеровской области, например, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И так скажут они любому, кому доведется заглянуть в их селения.
Вы приходите ко мне на занятия уже на протяжении нескольких лет. Можем ли мы назвать это традицией?
Скажите, а когда мы с вами встречаемся, как обычно проходят наши встречи? С чего встречи начинаются и чем заканчиваются? (Приветствуем друг друга, занимаемся на занятии и говорим друг другу до свидания).
Ребята, в нашем объединении сложились свои определенные традиции. И одна из них – приветствие.
Давайте поприветствуем друг друга! Предлагаю вам поиграть в игру «Привет».
Я буду говорить строчку, а вы отвечать словом «Привет».
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…? (Привет!)
С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой…? (Привет!)
При встрече через много лет, вы крикните друзьям…? (Привет!)
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…? (Привет!)
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…? (Привет!)
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…? (Привет!)
В семьях всех народов с малых лет человека приучают здороваться и приветствовать друг друга и гостей.
Какие еще семейные традиции вы можете мне назвать? (Оформление дома перед празднованием Нового года, Рождества, покраска яиц, приготовление выпечки перед празднованием Светлой Пасхи, празднование Дней рождения).
Скажите, как в ваших семьях отмечаются дни рождения?
А в старину, отмечали именины.
Слайд с изображением празднования именин.
Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека.
Например, мои именины 6января, потому, что в этот день - день имени Евгении Римской девы, мученицы. и она является моей небесной покровительницей.
Слайд с изображением княгини Евгении.
Времена изменились. Теперь не всегда люди называют детей именами святых, в день которых они родились.
Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В настоящее время это прекрасная традиция возвращается и все больше людей стали отмечать свои именины.
В России именины стали праздновать очень давно, еще в 17 веке. В этот день с утра рассылали гостям именинные пироги.
Слайд с изображением традиционных именинных пирогов.
На слайде показано, как выглядело это угощение: именинные пироги выпекали с соленой рыбой, картофелем, мясом, грибами. Самым главным угощением считался пирог с соленой рыбой. Пирог считался своеобразным приглашением. Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, бумажных ангелочков.
Был и такой обычай: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду.
Все члены семьи создавали праздничную атмосферу в этот особенный день. Именинник пребывал в приподнятом настроении. Отмечали праздник весело. После застолья гости плясали, играли в разные игры, пели, водили хороводы. В завершение праздника именинник от себя дарил ответные подарки гостям за то, что они пришли его поздравить.
В наше время в семьях отмечают этот же праздник. Только называется он не именины, а день рождения.
А как вы отмечаете свой день рождения? (Приглашаем гостей, готовим угощение, веселимся, танцуем).
Давайте отдохнем и поиграем.
Физминутка:
Давайте поиграем в игру “Дом на горе».
Выйдите из-за столов.
1. На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”).
2. Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками).
3. Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты).
4. Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
5. Окружает все забор (изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).
6. За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух).
7. Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота).
8. К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу).
9. В дверь стучимся тук-тук-тук: (кулаками по столу).
10. Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь).
11. В гости к другу мы пришли.
12. И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете).
Спасибо за игру, садитесь на свои места.
Коренные жители нашей области тоже ходили, друг другу в гости и на дни рождения и развлекались. Как вы думаете, чем занимались коренные жители Кемеровской области с древних времен, кроме развлечений? (Ловили рыбу, охотились на дикого зверя и птицу, собирали коренья съедобных растений и лечебных трав).
Шорцы – коренные жители области занимались охотой, рыболовством, земледелием, собирательством.
Приведу пример традиции на охоте. Традиционным на охоте было то, что шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу, а вечером в балагане у костра «пел» сказки, чтобы духи охоты помогли поймать таежного зверя. Слайд с изображением шамана в момент выполнения обряда камлания.
Посмотрите на слайд с изображением шорского шамана и послушайте одну шорскую легенду «Ульгень и журавль». (Легенду рассказывают двое детей, одетые в национальные костюмы с шорскими элементами. В руках у них бубны, стилизованными под шаманские).
/Первый рассказчик/. Охотники Горной Шории никогда не убивают журавлей и не готовят из этих птиц еду. Запрет этот имеет древние корни. А все потому, что это мудрая птица помогла человеку добыть огонь, так гласит шорская Легенда.
... Давно это было. Бог неба Ульгень создал землю и все живое на земле, а огня людям не дал. Звери и птицы в тайге хорошо жили. Птицам в гнездах было тепло - их грели перья. Зверям в берлогах было тепло - их грели шкуры. Человеку было плохо - огня нет, в доме холодно, пищу приготовить не на чем.
/Второй рассказчик/. Обратились люди к птицам: "Вы вокруг всей земли летаете, к небу поднимаетесь, моря и горы пролетаете. С высоты вам все видно. Помогите нам огонь найти". Полетели птицы в разные земли - не смогли найти огня. Только птица журавль никуда не полетела. Пришла она к человеку и сказала: "Разве нет на березе гриба, разве нет в скале камня, а у человека силы? Подсказала птица им, если взять два камня и ударить друг о друга - огонь будет!" Взяли люди два камня, ударили друг о друга, посыпались искры. Так древние люди научились добывать огонь.
Спасибо ребята за интересную легенду. Мне известно, что вы приготовили подвижную игру для всех ребят нашей группы, которая называется «Шаманский бубен» и хотите сами провести ее. Познакомьте нас с правилами игры.
/Первый рассказчик/. Ребята, становитесь в круг. Задание заключается в том, что нужно под музыку быстро передавать друг другу по кругу в разных направлениях два шаманских бубна, они не должны задерживаться ни у кого в руках.
/Второй рассказчик/. Дети, у которых оказались оба инструмента, выбывают из игры и садятся на свои места, остальные остаются для продолжения игры. Выигрывают двое, которые остаются последними с бубнами и получают сладкие призы.
Спасибо за игру, ребята, садитесь на свои места.
Продолжим разговор о традициях. Давайте вспомним традиционные праздники, которые проходят у нас в городе. (Праздники: Масленица, День Города, День Шахтера).
Назовите, какие майские праздники вам известны? (День Победы, День всех трудящихся).
Друзья, кому из вас известен праздник Семик или как его называли по-другому – Зеленые Святки?
Слайд с изображением празднования Семика (Зеленых Святок).
Это славянский народный праздник, который обозначает, что весна заканчивается и наступает долгожданное лето. Отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название), а позже - Троица (в воскресенье) на седьмой неделе после Пасхи. В этом году Семик выпадает на 31 мая, а Троица на 3 июня.
Слайд с названиями славянских праздников: Семик (Зеленые Святки), Троица и дат их проведения.
Семик был посвящён началу расцвета природных сил и отмечался в период появления зелёной растительности, созревания трав, посадки овощей. Многие обряды на Троицу были связаны с ритуальной берёзкой, которая у славян считалась одним из наиболее почитаемых деревьев.
На Троицу было принято украшать жилище берёзовыми ветвями. В Семик девушки ходили в лес, собирали цветы, лентами украшали берёзу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки из берёзовых ветвей, и бросали венки в реку, гадая о своей будущей жизни.
Слайд с изображением традиционного хоровода вокруг березы, украшенной разноцветными лентами.
У людей существует такая традиция: для того, чтобы вернуться в какое-то место обратно, следует повязать ленточку на ветку специального дерева, т. е. оставить о себе памятку, предлагаю сейчас вам последовать этой доброй традиции для, того, чтобы нам вновь встретиться.
Рефлексия.
Для вас приготовлены разноцветные ленточки и ветки тополя. Эти ветки каждый год специально срезают сотрудники службы охраны зеленых насаждений для того, чтобы дерево омолаживалось и лучше росло. Кому из вас занятие понравилось, тот пусть завяжет ленточку любого яркого цвета, а кому что-то не понравилось на занятии или было скучно, пусть завяжет ленточку темно синего цвета.
А теперь давайте под музыку вокруг украшенного нами дерева все вместе заведем дружный хоровод, как это происходило традиционно, в Семик, вокруг наряженной лентами березы.
Звучит фонограмма Влада Крутских и детская группа "Волшебники Двора" с песней «Весну звали».
Ребята, давайте на следующем занятии придумаем свой праздник и, каждый год будем отмечать его традиционно в нашем объединении.
3.Подведение итогов.
Подведем итог нашему занятию. Что нового узнали? Чему научились?
Что такое толерантность? Что такое традиции? Какие традиции вам известны? Что такое Именины? Что такое Семик и Троица?
Обратите внимание на наше дерево, каким нарядным оно стало и ни одной темно синей ленточки, значит, занятие всем понравилось и прошло успешно!
До свидания или, как говорят телеуты: «Приходите в гости»!
Слайд: До свидания! «Приходите в гости».