Конспект урока по рисования 6 класс. Роспись пасхального яйца.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме:
«Роспись пасхального яйца».
Учитель:
Парыгина Анна Владимировна.
с. Биджан, 2016 г.
класс:6
УМК: Кузин В. С.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тема: Роспись пасхального яйца.
Номер урока: двадцать восьмой.
Тип урока: комбинированный (смешанный).
Цель.
Выполнить пасхальную роспись яйца, применяя различные способы и приёмы декорирования;
Формирование знаний, умений и технологических навыков творческой деятельности обучающихся через эстетическое воспитание.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с историей, традициями христианского праздника «Пасха», с
символикой росписи яйца;
- Закрепить знания традиций народных промыслов, навыков работы с различными подручными материалами.
- Направлять творческий потенциал обучающихся на практическую деятельность.
Воспитательная:
- Содействовать воспитанию личности, приобщать учащихся к духовно - нравственнымценностям на примере народного творчества, желанию творить;
- Чувства гордости за тысячелетнюю культуру своего народа.
Развивающая:
- Развивать творческое воображение, технику работы с разными материалами, наблюдательность;
- Эстетический вкус.
Формы, методы, приёмы работы на уроке
Наглядные материалы, просмотр презентации, беседа с учащимися, прослушивание музыкальных композиций, творческая (практическая) работа учащихся.
Оборудование:
Для учителя: проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением росписи яиц, цветовой круг, русская народная музыка.
Для учащихся: Клей, ножницы, цветные карандаши, фломастера, салфетки, кисти, бумага, цветная бумага, дырокол, самоклеющая бумага,
Зрительный ряд: Презентация, схемы росписи яиц, пасхальный натюрморт.
Ожидаемый результат: Правильно выполнить пасхальную роспись яйца. использую различные приёмы декориравания.
ПЛАН УРОКА (45 минут).
Организационный этап. (1 минута)
Постановка учебной задачи. (2 минуты)
«Открытие» обучающимися нового знания. (10 минут)
Динамическая пауза. (1-2 минуты).
Творческая практическая деятельность. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.(28 минут)
Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 минуты)
Ход урока
1 Организационный этап.
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности к уроку.
2.Постановка учебной задачи..
- Ребята, сегодня у нас необычный урок рисования. Мы сегодня отправимся с вами в предпраздничную мастерскую и на урок превратимся в мастеров росписи.
Итак, начнём. (звучит музыка)
3. «Открытие» обучающимися нового знания.
Скоро наступает один из великих христианских праздников. А какой праздник нам подробно расскажут Настя и Ксюша. Девочки пожалуйста.
Слайд №1
Ксюша :
Этот праздник на Руси называют по - разному: Пасха, Великий день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда - то он был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качание на качелях. Праздник Святой Пасхи может вызвать различные ассоциации: для одних это пышные куличи, для других – пушинки весенней вербы, а для третьих – это роспись яиц в Великий Четверг.
Слайд №2.
Настя :
Подарки, которые преподносят в этот день, символизируют обновление и плодородие.
И в первую очередь, это относится к яйцам.
Слайд №3
К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала по 100 - 200 яиц. Их раздавали детям, гостям, и устраивали состязания между собой, чье яйцо крепче.
В славянских поверьях яйцо служило символом солнца и жизни. И чтобы выразить к нему уважение, наши предки красили яйца.
Слайд № 4
Ксюша :
По преданию Святая Мария Магдалена после вознесения Иисуса Христа пришла к императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и протянула ему в подарок яйцо. Император не поверил: «Как не может покраснеть это яйцо, так не может мертвый воскреснуть». При этих словах яйцо стало красным. С тех пор, подражая Марии Магдалене, с наступлением праздника Воскресения Христова люди приносят в дар друг другу красные яйца.
Слайд № 5
Настя :
В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами одинаково соблюдался как при царском дворе, так и в простых крестьянских семьях. Обычно пасхальные яйца красили в красный цвет. Они так и назывались «крашенки». Эти вареные яйца освящали в церкви, после этого они считались святым подарком и предназначались для поминовения усопших. Наши предки умели красить яйца чуть ли не во все цвета радуги, пользуясь натуральными красителями из трав и растений.
Слайд № 6
Ксюша :
От простого окрашивания постепенно перешли к нанесению несложных рисунков. Такие яйца называют «писанки». Их расписывали магическими знаками и дарили не только на Пасху. У славян было множество обычаев, связанных с расписанными яйцами.
Настя :
В свадебных обрядах ими благословляли молодых на семейное счастье. Считалось, что писанки помогают при болезнях, берегут дом от худого слова, сглаза, от несчастий, сохраняют посевы. При постройке дома яйцо закладывалось в фундамент, чтобы оно оберегало дом и домочадцев от бед.
Слайд № 7
Ксюша :
В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями, чистыми руками брались за работу. Пока мастерица создавала писанку, она постоянно думала, для кого яйцо пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию добрых пожеланий.
Слайд № 8
Посмотрите внимательно на писанки. Что кроме символов вы заметили на них? (сетка).
Правильно. Эта сетка называется разводом. Развод – основа орнамента писанки. Сначала рисуется развод, а в нем уже дорисовывается орнамент.
Настя :
Орнамент писанки имеет такое строение, что со всех сторон виден повторяющийся (ритмический) узор. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.
Посмотрите, как мы можем разделить поверхность яйца на поля.
Цвета и их сочетание имеют свое магическое значение.
Спасибо девочкам, за интересный рассказ о празднике Пасхе, а сейчас мы узнаем какие символы использовали для росписи. Анечка пожалуйста....
Аня
Символы для росписи
Слайд № 9
Точечки, любая ягодка - символ плодородия.
Слайд № 10
Круг – символ солнца.
Слайд № 11
Плавная линия – символ воды.
Символы были разные.
Слайд № 12
Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ красоты, стойкости, жизненной силы.
Слайд № 13
Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая.
Слайд № 14
Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной – птички.
Спасибо Аня, а теперь мы узнаем какую символику нёс цвет яйца, Кристина пожалуйста.
Слайд № 15
Кристина
Символика цвета
Красный – с точки зрения христианства, символ пролитой Христом крови.
Желтый цвет - символ солнца и божественный цвет.
Голубой – цвет неба и одеяния божьей матери.
Зеленый – цвет богатства растительного мира.
Коричневый и черный – цвета матери - земли.
Спасибо Кристина.
Дорогие ребята перед вами стоит Пасхальный натюрморт, различные сладости, верба, пасха, и яйца, но если вы обратили внимание яйца не расписаны, и у нас с вами очень трудная задача, выполнить роспись яиц, мы с вами будем использовать различные техники, и старинные и современные, Теперь я попрошу вас каждого взять себе по яйцу и выполнить роспись.
К этому празднику всегда готовились особенно. Ещё в давние времена в деревнях скоблили дома, смывали зимнюю грязь и копоть, красили оконные рамы, белили печи. И самое главное все пекли сдобные куличи и раскрашивали яйца. Этот обычай сохранился и до сегодняшнего дня. работа наша будет в группах, каждая группа по 3-4 человека, будет выполнять разную по технике роспись.
1-я группа Выполняет декупаж яиц.
2-я группа роспись яиц "Рожица"
3-я группа декорирование яиц конфетти и цветной бумагой
4-я группа работает с самоклеющей бумагой.
4. Динамическая пауза
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты.
6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза.
5. Творческая практическая деятельность. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.(28 минут)
У вас на столах всё необходимое для работы, приступаем..
Звучит музыка фон. Ребята работают в группах.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Понравилась ли вам работа на уроке? Чему вы научились на этом занятии? Какие чувства вы испытывали в процессе работы? Кому вам хотелось бы преподнести своё яйцо в Христово Воскресение?