Урок по информатике и ИКТ на тему Графический редактор Paint (5 класс)
Конспект урока по информатике и ИКТ для 5 класса «Графический редактор Paint»
Автор: Андросова Ольга Вячеславна, учитель информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Калуги.
Пояснительная записка: данный урок позволит повторить и обобщить знания учащихся по теме «Графический редактор Paint». Конспект может быть полезен в работе учителей предметников при проведении уроков или внеклассных мероприятий по данному разделу. Урок пройдет в игровой форме, так как, увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: вспоминают изученный материал, применяют его в необычных ситуациях, познают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, а, следовательно, и в учебный процесс с огромным желанием. В ходе игры учащимся предстоит выполнять задания различного типа.
Цель урока: создание условий для актуализации изученного материала и применения знаний на практике.
Задачи урока:
Повторить и обобщить теоретический материал по теме «Графический редактор Paint».
Учить применять полученные навыки по работе в среде графического редактора на практике в нестандартной ситуации.
Развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление, память, внимание.
Формировать и развивать навыки группового общения, взаимопомощи, коммуникабельности, толерантности.
Оборудование: компьютеры с программным обеспечением, проектор, колонки, презентация, высказывание, разбитое на отдельные текстовые фрагменты, карточки с названием элемента рабочего окна программы Paint, карточки различных цветов, анкеты.
Подготовительная работа к уроку: учитель заранее, на перемене методом жеребьевки делит класс на две команды. Каждая команда пишет список участников.
Ход урока
Учитель приветствует учащихся.
Учитель: Ребята, сегодня для работы на уроке вы были поделены на команды. И сделано это было не зря. А с какой целью произошло деление, давайте попытаемся выяснить. Перед вами лежат пазлы, представленные текстовыми фрагментами. Ваша задача собрать из них цельное сообщение. Та команда, которая первой соберет высказывание, продолжит дальнейшую работу.
Команды собирают сообщение. Как только одна из команд выполняет задание, сигнализирует об этом учителю.
Учитель: Итак, закончили работу и слушаем ответ команды.
Команда зачитывает получившееся высказывание. Если оно верное («Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван изменять»), то учитель выводит его на экран, иначе дает возможность другой команде исправить ошибку.
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова хорошо всем известного писателя Максима Горького «Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призван изменять». Взгляните на него еще раз и попытайтесь определить, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?
Ученики: Играть.
Учитель: Верно. Мы будем играть в игру «Самый Умный». А как вы думаете, какая программа поможет нам?
Ученики: Графический редактор Paint.
Учитель: Верно. А какова цель игры?
Ученики: Повторить и проверить наши знания по теме «Графический редактор Paint».
Учитель: Прежде чем мы начнем игру я предлагаю каждой команде придумать себе название и выбрать капитана.
Команды работают и озвучивают результат.
Учитель: Итак, сегодня наши команды будут бороться за звание «Знаток компьютерной графики».
Учитель демонстрирует учащимся диплом победителя.
Учитель: Графический редактор Paint это большая тема в курсе информатики, которую мы изучали длительное время. Подумайте, а какие бы подтемы вы в ней выделили и включили в игру.
Команды обсуждают и озвучивают результат.
Учитель: Давайте посмотрим, какие подтемы выделила я и совпал ли ваш ответ с моим. Сегодня мы будем определять сильнейшего по таким вопросам как: рабочее окно программы, инструменты рисования, компьютерные навыки, действия с фрагментом рисунка. Все эти вопросы спрятаны за секторами: третий лишний, перепутались, верю не верю, найди отличие, общие вопросы. Каждая команда по очереди будет открывать сектор и выполнять задания.
Команды приступают к работе.
Сектор третий лишний.
Вниманию учащихся предлагаются поочередно последовательности из трех инструментов рисования. Их задача правильно назвать каждый инструмент, указать его действие, выявить лишний и обосновать свою точку зрения. Право ответа имеет та команда, которая первой поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Перепутались.
На экран выводится рабочее окно программы Paint, в котором каждый составляющий его элемент имеет определенный номер. Командам предлагаются карточки с названием элементов рабочего окна, в которых все буквы перепутаны. Задача учащихся составить из букв правильное название и указать его порядковый номер.
Участники команды поочередно выбирают карточку и выполняют задание. Если член команды не может справиться, то он передает право ответа другому. Как только одна из команд завершает работу (1 дополнительный балл), конкурс прекращается, и учитель через экран демонстрирует правильные ответы – 1 балл.
Верю не верю.
Учитель зачитывает утверждения, истинность которых должны определить учащиеся. Для этого каждый член команды должен поднять карточку соответствующего цвета (например, карточка красного цвета – утверждение ложно, карточка зеленого цвета – утверждение истинно). 1 призовой балл получает та команда, в которой наибольшее количество участников дало правильный ответ.
Графический редактор Paint является стандартным приложением.
Фрагмент рисунка – это выделенная область компьютерного рисунка.
Графический редактор – это устройство для создания и редактирования рисунков.
Изображения, созданные при помощи компьютера, называются компьютерной графикой.
Созданный рисунок можно сохранить, а в дальнейшем открыть для просмотра или редактирования.
Компьютер – это устройство для создания и редактирования рисунков.
Изображение на экране монитора состоит из маленьких квадратных точек, которые называются пиктограммами.
Действия по созданию рисунка, его исправлению и дополнению называют форматированием.
Графический редактор – это программа для создания и редактирования рисунков.
Команду «Правка – отменить» можно вызвать только один раз.
Найди отличие.
Учитель демонстрирует учащимся цельные графические изображения, которые из-за технических неполадок в ходе передачи с внешнего носителя информации на компьютер были искажены. Задача учащихся за 5-7 минут, работая за персональным компьютером, собрать изображение из отдельных фрагментов. Каждый член команды может принести ей 2 балла (по 1 баллу за каждое собранное изображение).
Общие вопросы.
Каждая команда из сундучка достает по 2 вопроса, на которые после командного обсуждения капитан должен дать полный, развернутый ответ – 1 балл. Если у членов другой команды будут дополнения к услышанному ответу, то они могут высказаться и получить дополнительные баллы (0,5 или 1 балл, исходя из качества дополнения).
Примерные вопросы для обсуждения: для чего предназначен инструмент «масштаб», клавиша Shift в работе с графической информацией, инструмент «выделение», действия над фрагментом рисунка.
Учитель: Ну что же все наши сектора открыты и пришло время узнать имя победителя.
Учитель вручает диплом и задает домашнее задание, которое состоит из двух частей – обязательной для всех и дополнительной, которую учащиеся выполняют по желанию.
Учитель: А теперь я предлагаю каждому из вас проанализировать урок и оценить свою работу. Для этого вы должны ответить на вопросы анкеты и выставить себе оценку. А капитаны должны выполнить не только самооценку, но и оценить работу каждого члена команды.
Учащиеся работают и сдают учителю. Если остается время, то некоторые ребята озвучивают свои ответы.
Учитель: Всем спасибо! До новых встреч.
Анкета.
Фамилия____________________________________________
Нужное подчеркнуть:
Урок мне
Понравился / не понравился
За урок я
Не устал / устал
Своей работой на уроке я
Доволен / не доволен
После урока я понял, что тема графический редактор
Усвоена мною хорошо
Некоторые вопросы требуют доработки с моей стороны
Усвоена мною плохо
Ответить на вопрос:
Что понравилось на уроке больше всего______________________________________________________________________________________________________________________
Какой сектор вызвал наибольшее затруднение_______________________________________________________________________________________________________________