Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья
Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми недостатками.
Задачи, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:
- установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка
- формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений
- помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье
- обучать родителей конкретным приёмам логопедической работы
В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (по мнению Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной, В. В. Ткачёвой В.В., Л. М. Крапивиной и др.)
Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, консультации, семинары)
2. Индивидуальные формы работы с семьёй (беседы)
3. Формы наглядно-информационного обеспечения (видеофрагменты занятий, фотографии, стенды, папки – передвижки)
При составлении плана взаимодействия с семьей на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году.
Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе.
В своей работе я использую 3 формы работы с родителями: очную, заочную и дистанционную.
Очная форма
Индивидуальная консультация - одна их форм работы, которая помогает мне реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество.
А целью бесед с родителями ставлю - оказание им своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед даётся установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Для проведения беседы не подбираю большой материал, ограничиваюсь узким кругом вопросов и стараюсь не злоупотреблять научной терминологией. Рабочие термины могут быть не понятны для родителей и создавать барьер в общении. Обязательным моментом индивидуального консультирования считаю обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.
Открытые занятия. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.
Занятия-практикумы. На них взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
Родительские собрания. Здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка.
Мастер - класс Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. Семейный клуб. Это форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие школы и родителей для установления сотрудничества в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Заочная форма
Анкетирование. При помощи анкетирования узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в логопедических знаниях. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
Письменная консультация. Для меня главным её преимуществом является то, что таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала.
Информационный стенд. Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон.
Во-первых, удобство использования как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информация в удобное для себя время (например, утром или, наоборот, в вечернее время, когда забирают ребенка домой).Во-вторых, весь материал, который я хочу сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).
В-третьих, небольшой объем информации позволяет обновлять стенд с определенной периодичностью. Также большим преимуществом данной формы работы с родителями является эстетичность оформления стендов, небольшие затраты сил и времени по сбору необходимой информации.
Почта логопеда. Это ящик, в который родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями.
Дистанционная форма
Скайп - это сравнительно новая и необычная форма взаимодействия. Однако, многие логопеды во всем мире уже неоднократно доказали её продуктивность. Электронная почта. Кроме обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы, словом, все, что можно записать в файл. При помощи электронной почты я могу без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на очные консультации. Кроме того, могу отправлять ученикам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Сайт школы, Дневник.ру, личный сайт. Родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии.
Заключение
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности. Мне приятно, когда удаётся вывести отношения с семьями на новый уровень, где большинство родителей начинают считать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Радуюсь, когда родители охотно идут на общение через интернет-ресурсы, обращаются с просьбой подобрать информацию по интересующему их вопросу. Я планирую разнообразить взаимодействие с родителями новыми формами, такими как выпуск газеты, проведение консультирования на своём сайте.
Литература:
Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — с. 12
Вафина Е.Н., Гавриленко Т.В. Наглядно-иформационные стенды в работу учителя логопеда с родителями // Сборник статей. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы. /Под ред. Вакуленко. — СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2012. — с. 102
Свободина Н.Г., Логопед и родители: как правильно строить взаимоотношения // Научно-методический журнал. Логопед. -2007. — №2. - с.4
Источники:
https://infourok.ru/soderzhanie_i_formy_vzaimodeystviya_logopeda_i_roditeley_v_processe_preodoleniya_onr__u_detey-452241.htm
http://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/vzaimodeistvie-uchitelialogopeda-s-roditeliami-v-sisteme-korrektcionnoi-raboty/