Тема: «Сила тока, напряжение, сопротивление»
Урок «Физическое ралли»
Тема: «Сила тока, напряжение, сопротивление»
Учителя физики МБОУ СОШ№41 г. Владикавказ Квашниной С.К.
Цель урока: Проверить в игровой форме теоретические знания и практические навыки и умения по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление».
Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в игре.
Оборудование: проектор, презентация, амперметры, вольтметры, реостаты, лампочки, ключи, проводники, карточки с заданиями, жетоны пяти цветов. Ход урока
I. Организационный момент
II. «Физическое ралли»
Класс разбивается на группы по 4-5 человек. Каждая группа – это экипаж машины, которому предстоит совершить пробег по местности с множеством препятствий. Преодолеть эти препятствия сможет экипаж, который знает, что такое сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи, умеет собирать цепи, снимать показания с приборов, решать задачи.
Победит тот экипаж, который наберет больше очков, пройдя по всей трассе движения.
Каждый этап гонки оценивается жетоном: коричневый – 1 балл, желтый – 2 балла, зеленый – 3 балла, синий – 4 балла, красный – 5 баллов. Цвет выданного жетона зависит от степени выполнения задания.
Девиз гонки «Торопись медленно!»
Учитель дает команду «На старт!»
1 этап «Проверим местность»
Даны каждому экипажу: источник тока, электрическая лампа, вольтметр, амперметр, выключатель, соединительные провода. Определите сопротивление лампы. Кто быстрее и правильнее это сделает.
2 этап «Составим карту гонки»
Для этого вам необходимо начертить схему электрической цепи, изображенной на рисунке. Экипажам выдаются карточки задания с рисунком электрической цепи. В бланке ответов необходимо начертить схему этой цепи.
3 этап «Гонка по пересеченной местности»
Распутайте «спираль слов» где последняя буква каждого слова служит первой буквой следующего. Члены каждого экипажа выходят по очереди, отгадывая слова, записывают их в пустые клетки. Если экипаж не знает слово, право ответа переходит к следующей команде.
1 направленное движение заряженных частиц (ток)
2 единица измерения количества электричества (кулон)
3 физическая величина, характеризующая электрическое поле, создающее ток(напряжение)
4 мера физической величины (единица)
5 прибор измеряющий силу тока (амперметр)
6 выключатель тока (рубильник)
7 единица измерения сопротивления (килоом)
8 действие электрического тока (магнетизм)
9 вид движения (езда)
10 единица измерения силы тока (ампер)
11 ученый, создавший ядерную модель атома (Резерфорд)
12 вещество, непроводящее электрические заряды (диэлектрик)
13 приспособление для крепления проводов (клемма)
14 источник тока (аккумулятор)
4 этап «Внезапная остановка - авария»
Необходимо устранить неисправность вашего автомобиля. На карточках для каждого экипажа приведены решения задания, в них допущены ошибки. Найти эти ошибки, исправить и объяснить, почему они были допущены.
1 экипаж
0,25А = 2,5мА (250мА)
0,35В = 3500мВ (350мВ)
0,25кОм = 2,5Ом (250Ом)
2 экипаж
0,025А = 0,25мА (25А)
0,75кВ = 0,75В (750В)
2500Ом = 25кОм (2,5кОм)
3 экипаж
250мА = 25А (0,25А)
500В = 5кВ (0,5кВ)
250000Ом = 250МОм (0,25МОм)
4 экипаж
250мА = 0,025А (0,25А)
750В = 7,5кВ (0,75кВ)
250кОм = 25МОм (0,25МОм)
5 этап «Финиш»
Чтобы успешно пересечь линию финиша, каждому экипажу нужно решить задачу:
1 экипаж
Сила тока в нагревательном элементе чайника 2,5А, а сопротивление 48Ом. Вычислите напряжение на нагревательном элементе чайника. (I=U/R; U=IR; U=2,5ּ48=120B)
2экипаж
Электрическая лампа, рассчитанная на напряжение 127В, имеет сопротивление 254Ом. Вычислите силу тока в лампе.( I=U/R; I=127/254=0,5А)
3экипаж
Какое напряжение на катушке сопротивлением 100Ом, если сила тока в ней 50мА(U=IR; U=100ּ0,05=5В)
4 экипаж
Лампа рассчитана на напряжение 6В и силу тока 4А. Каково сопротивление лампы? (R=U/I; R=6/4=1,5Ом)
6 этап «Подведение итогов»
Определение победителя по наибольшему количеству баллов. Выставление оценок.
7 этап «Рефлексия»
При выходе на доску прикрепить соответствующий настроению смайлик.
8 этап «Домашнее задание»
Повторить §32-44