Практическое занятие Учение о бытии и теория познания


Практическая работа
по теме «Учение о бытии и теория познания»
по дисциплине «Основы философии».
Пояснительная записка.
Практическая работа проводится как итоговое занятие по данной теме и помогает обучающимся закрепить представление об особенностях базовых разделов «Онтология» и «гносеология» . Изучение темы « Учение о бытии и теория познания» расширяет рамки знаний обучающихся,  формирует научно-теоретический тип мышления, выявляет связь философии с другими отраслями культуры. Социокультурное развитие будущего работника невозможно без изучения данной темы.
Мотивация:
  следует отметить, что   при подготовке к занятию и во время него обучающиеся смогут        расширить  свой запас знаний в области научно- теоретического           мышления;           с помощью мультимедийных технологий они смогут получать,       анализировать,  отбирать и передавать нужную им информацию,   используя её в межличностных  отношениях, в кругу знакомых,   друзей и профессиональной деятельности.
Данная тема актуальна не только с точки зрения формирования логико-рассудочного и эмоционально-образного мышления, но и для  лучшего понимания профессиональной значимости будущей профессиональной деятельности.
Данная практическая работа способствует формированию у обучающихся общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Использование различных видов работы в течение занятия, а так же  применение презентации способствует  успешному усвоению учебного материала, поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне и позволяет говорить о высокой эффективности занятия. Студенты вовлекаются в поиск самостоятельных ответов на поставленные вопросы, формируются навыки самостоятельной учебной деятельности.акие занятия снимают утомляемость за счет переключения видов деятельности.

Тема: «Учение о бытии и теория познания».
Количество часов: 2
Вид занятия: практическое занятие
цели занятия:
образовательные:
- углубить знания студентов по теме «Гносеология»;
- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, делать выводы, размышлять, рассуждать, логически и эмоционально говорить;
- повысить информационную грамотность студентов;
развивающие:
- развитие навыков социальной восприимчивости, а также коммуникативных навыков;
- развитие навыков творческого мышления;
- развитие навыков работы с философской литературой;
воспитательные:
- пробуждать чувства человеческой ценности, своего «я», жить в согласии со своей совестью;
- искать и находить истину не только в большом, но и в малом;
- научить защищать идеи гуманизма, умению противостоять насилию и жестокости в современном мире.
Оборудование: мультимедиа презентации, компьютер, экран, раздаточный материал.
Литература
Антюшин С.С. Основы философии: учеб. пособие / С.С.Антюшин.- М.: ИНФРА-М; РАП, 2010.
Волкогонова О.Д., Сиборова Н.М. Основы философии: учебник / О.Д.Волкогонова, Н.М. Сидорова.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009.- 480с.
Горелов В.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А.Горелов.- М.: Академия, 2008.- 256 с.
Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д.Губин.- М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2007.- 288 с.
Канке В.А. Философия для бакалавров: учебник / В.А.Канке.- М.: Логос, 2005.- 240 с.: ил.
Сычев А.А. Основы философии: учеб. пособие / А.А. Сычев.- М.: Альфа-М, 2010.- 368с.
Философия: учебник / [под ред. проф. В.Н.Лариненко].-М.: Юрист, 1996.- 512 с.
Философия: учебник / [под ред. Л.З.Немировской].- М.: Щербинская типография, 1996.- 214 с.
Философия. Основные идеи и принципы: попул. очерк / [подред. А.И. Ракитова.- М.: Политиздат, 1990.- 368 с.
Философия: учебник / Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 576 с.
Философия: учеб. пособие / Ю.Н.Тарасов.- Воронеж: ВГТУ, 2000.- 275 с.
Философский словарь / [под ред. И.Т.Фролова].- М.: Политиздат, 1986.- 590 с.
Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В.Алексеев, А.В.Панин.- М.: ТЕИС, 1996.- 416 с.
План занятия.
1. «Онтология- учение о бытии»- тестовое задание.
2.Основные особенности и характеристика сознания.
3. «Гносеология- учение о познании»- тестовое задание.
4.Составление таблицы отличий философской, научной и религиозной истины.
Ход занятия:
Этапы урока Время(в мин) –выполнение и проверка Деятельность преподавателя Деятельность студентов в малых группах
1.Организационная часть. 2-3 Приветствие. Определение целей и задач. Деление учебной группы на несколько малых групп, но не более 5-6 студентов в группе. Студенты занимают места и получают раздаточный материал для работы
2.Контроль знаний по теме: «Онтология- учение о бытии» 10 +2 Проверка выполненного задания, подсчет баллов (макс= 13баллов ) 2.Выполнение тестового задания по теме «Онтология- учение о бытии» (См.Приложение) (ОК 2)
3.Основные особенности и характеристика сознания.
2+1 проверка ответов макс балл -5 (за все правильные ответы)- Работа на распределение , что относится к основные особенностям сознания, а что к гносеологическим проблемам: (см.Приложение) (ОК 3)
4. Контроль знаний по теме:»Гносеология- учение о познании»-
( 5 + 2) проверка ответов макс.балл - 10 3.Выполнение тестовых заданий по теме «Гносеология» (ОК 2)
5.Составление таблицы отличий философской, научной и религиозной истины 40 Одной из главных духовных потребностей человека является познание – это творческая духовная деятельность, целью которой является постижение истины.
Мы уже знаем, истина – это соответствие мыслей и высказываний действительности. (студентам предлагается прочитать и прокомментировать стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина)
студенты читают и комментируют стихотворение Александра Евгеньевича Гаврюшкина и с помощью преподавателя делают вывод, что, современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины вообще), процессуальна (находится в процессе постоянного развития).
Последнее свойство (процессуальность истины) раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
(ОК 1)
Для составления таблицы отличий нам необходимо определить понятия: истина, заблуждение, относительная истина, абсолютная истина. (Приведите для примера предложенные высказывания).
Студенты дают ответы на поставленные вопросы и подбирают высказывания философов из Приложения и делают вывод, что развитие науки характеризуется стремлением к абсолютной истине как к идеалу, однако окончательное достижение этого идеала невозможно: с каждым новым открытием возникают и новые вопросы. В то же время каждое открытие является шагом к абсолютной истине: в любой относительной истине есть часть истины абсолютной (самостоятельно заполняют графу таблицы «научная истина» (ОК 5)
Работа по вопросам устно; Как можно отличить истину от заблуждения?
Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину.
Таким образом, поиск истины может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением. Человек пытается дать ответ на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?». Человека интересует не просто истина сама по себе, а то, что она представляет для него самого, для удовлетворения его потребностей, какой личностный или общественный смысл она имеет.
(ОК 6)
Помимо понятия «истина» в русском языке также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: Попробуйте объяснить в чем сходства и различия между истиной и правдой. правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости; это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина на деле, истина во благе».
(ОК 6)
В религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание, а абсолютная истина – Бог.
Знаменитый вопрос Пилата, который был задан им Христу: «Что есть истина?». Этот эпизод мы видим на знаменитой картине Н.Н. Ге «Что есть истина?»?
Студент знакомит с биографией Н.Н. Ге и дает комментарии к картине.
В христианстве понимание ценности жизни человека основано на словах Иисуса «Я есмь путь и истина и жизнь». Отталкиваясь от этих слов, русская богословская мысль стремилась ответить на вопрос о том, на каких началах следует строить жизнь. С точки зрения христианства человек живет не для смерти, а «для вечной разумной жизни на небе в Божием царстве света и истины». В этом состоит предназначение человека. Христианство сумело вывести новый смысл жизни. Оно показало, что люди призваны к совершенствованию своего духа, к вечным поискам истины и веры в Бога. (ОК 4)
Святой Иоанн Крондштадский говорил: «Все есть царство мысли». Говоря о поисках Истины, мы обращаемся к идеям русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. Центральная идея Владимира Сергеевича Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира. Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое, т. е. научное, рациональное и мистическое. Последнее включает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины. Попробуйте объяснить в чем сходство и различие между знанием и верой.
Мы можем привести много примеров того, как религиозное чувство, вера и молитва приводили к величайшим открытиям и достижениям в культуре, искусстве и науках:
Галилей - физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться,- изречения его абсолютно истинны».
Работы врача-гуманиста профессора Н.И. Пирогова и в области медицины, и в области педагогики до сих пор считаются гениальными творениями. До сих пор в виде веского довода делаются ссылки на его сочинения: «Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
(ОК 6)
Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
*…во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь(библейский проповедник Экклизиаст)
*Знание – сила. Ф.Бэкон. «Знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» Э.Теллер.
студенты предлагают варианты ответа, обсуждают их. (ОК 1)
В.Г.Белинский писал, что дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины. Как называется это качество истины? Объективность
Истина не даётся нравственно ущербному человеку- писал русский религиозный мыслитель Киреевский И.В. С какой особенностью русской философии связано это утверждение?
Согласны вы ли с ним? Разве безнравственные люди не познают мир?
Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле « Знание без совести- погибель души»
Обсуждение вопросов, формулировка ответов и работа над таблицей (ОК 1)
Прокомментируйте высказывание Ф.Бэкона «Истина – дочь времени, а не авторитета».
Подбирают аналогичные высказывания из Приложения и примеры из истории (ОК6)
5.Проверка таблицы отличий 7 корректировка (если есть необходимость) и выставление баллов. Максимальное количество баллов – 6 (из расчета 2 балла за каждую правильно заполненную графу таблицы). Проверка таблицы отличий (обсуждение)
6.Творческий этап 3-4 Предлагаю завершить наш урок стихами об истине (можно собственного сочинения) Студенты читают стихи
7.Подведение итогов.
7-8 Подсчет баллов. Выставление оценок каждому члену команды Рефлексивный анализ урока
8.Домашнее задание. 2 Приложение 2
2.Распределите, что относится к основные особенностям сознания, а что к гносеологическим проблемам:
свойство мозга; нервные процессы; природа познания; отражение объективной реальности; предварительное мысленное построение действий, возможность познания, предвидение результатов; продукт эволюции; проблема истины и её критерии, общественно-историческая практика, всеобщие предпосылки познавательного процесса, отношения знания и реальности, отношения субъекта и объекта познания.
Подумайте о чем идет речь в следующих высказываниях и прокомментируйте их: (1 балл)
«чудо из чудес, благостный дар человеку, так в нем человек достигает вершин духовного бытия»;
«тяжёлый крест, ибо в нем вся боль мира»;
«проклятый дар людям в наказание за грехи»?
4. Преподаватель.
Представить невозможно все иное.
Тем, кто считает - истина в вине,
Ей толкование дают вполне земное.
Все ищущие истину на дне.
Для спорщика свет истины лишь в споре.
Попробуй, убеди его в ином.
Основой ложь являлась в разговоре
Он это выяснит когда-нибудь потом...
Так может быть на свете истин много?
Для каждого есть истина своя?
И ими выстлана к познанию дорога?
Средь них, возможно, истина моя...
По форме истина, конечно, субъективна,
Как результат мышления людей,
По содержанию же только объективна,
Так как живет вне мыслей и идей.
Она всегда, она везде конкретна –
Вот истины важнейшая черта.
Известна всем она, или секретна,
Сложна, как мир или совсем проста,
Конкретный исторический отрезок
Он абсолютной истины есть часть:
Приятен всем он или крайне мерзок
Но это истина, нельзя ее украсть.
Для истины лишь практика критерий.
Лишь практика поможет всем узнать,
Какие лучше в этой жизни двери
Открыть или вообще не открывать.
Кто истиной владеет абсолютной?
Один лишь Бог, ему дано лишь знать.
А человек за миг сиюминутный,
Ее кусочек может лишь познать...
Александр Евгеньевич Гаврюшкин
Истина – соответствие наших знаний действительности (правильное , адекватное отражение объективной действительности)
Заблуждение –недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности.
относительная истина- знание, которое неполностью исчерпывает свой предмет, которое дополняется и уточняется в процессе развития
абсолютная истина—это исчерпывающее достоверное знание о действительности, которое не может быть опровергнуто.
Вывод:
Работа по вопросам устно; можно привлекать высказывания философов разных эпох по данному вопросу из Приложения)(за каждый правильный, интересный ответ команде один балл )
Как можно отличить истину от заблуждения?
Ложь и заблуждение выступают противоположностью истины и обозначают несоответствие между суждением и действительностью. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений действительности, а ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину.
Таким образом, поиск истины может пониматься и как процесс постоянной борьбы с ложью и заблуждением. Человек пытается дать ответ на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?». Человека интересует не просто истина сама по себе, а то, что она представляет для него самого, для удовлетворения его потребностей, какой личностный или общественный смысл она имеет.
Попробуйте объяснить в чем сходства и различия между истиной и правдой. Помимо понятия «истина» в русском языке также употребляется понятие «правда», которое гораздо шире по своему смыслу: правда есть соединение объективной истины и моральной справедливости; это высший идеал не только для научного познания, но и для поведения человека. Согласно В.И. Далю, правда есть «истина на деле, истина во благе».
Попробуйте объяснить в чем различие между знанием и верой? В религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание, а абсолютная истина – Бог.
Знаменитый вопрос Пилата, который был задан им Христу: «Что есть истина?». Этот эпизод мы видим на знаменитой картине Н.Н. Ге «Что есть истина?»
Студент знакомит с биографией Н.Н. Ге и дает комментарии к картине.
Святой Иоанн Крондштадский говорил: «Все есть царство мысли». Говоря о поисках Истины, мы обращаемся к идеям русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. Центральная идея Владимира Сергеевича Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира. Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое, т. е. научное, рациональное и мистическое. Последнее включает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины.
В христианстве понимание ценности жизни человека основано на словах Иисуса «Я есмь путь и истина и жизнь». Отталкиваясь от этих слов, русская богословская мысль стремилась ответить на вопрос о том, на каких началах следует строить жизнь. С точки зрения христианства человек живет не для смерти, а «для вечной разумной жизни на небе в Божием царстве света и истины». В этом состоит предназначение человека. Христианство сумело вывести новый смысл жизни. Оно показало, что люди призваны к совершенствованию своего духа, к вечным поискам истины и веры в Бога. Мы можем привести много примеров того, как религиозное чувство, вера и молитва приводили к величайшим открытиям и достижениям в культуре, искусстве и науках:
Галилей - физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться,- изречения его абсолютно истинны».
Работы врача-гуманиста профессора Н.И. Пирогова и в области медицины, и в области педагогики до сих пор считаются гениальными творениями. До сих пор в виде веского довода делаются ссылки на его сочинения: «Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».

Как вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:
*…во многой мудрости много печали; и кто умножает познание, умножает скорбь(библейский проповедник Экклизиаст)
*Знание – сила. Ф.Бэкон. «Знать больше сегодня – значит быть более сильным завтра» Э.Теллер.
(студенты предлагают варианты ответа, преподаватель при необходимости корректирует ответ)
В.Г.Белинский писал, что дурное ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины. Как называется это качество истины? (объективность)
Истина не даётся нравственно ущербному человеку- писал русский религиозный мыслитель Киреевский И.В. С какой особенностью русской философии связано это утверждение?
Согласны вы ли с ним? Разве безнравственные люди не познают мир?
Сравните это высказывание Киреевского с суждением французского писателя Рабле « Знание без совести- погибель души»
Преподаватель.С незапамятных времен люди пришли к убеждению, что истина включает в себя аспекты добра и красоты, без чего невозможна подлинная духовность. Истина без красоты нежизненна, а без добра она вообще превращается в ложь.
Прокоментируйте высказывание Ф.Бэкона «Истина – дочь времени, а не авторитета».
Составление таблицы отличий истин философской , религиозной и научной. (15 мин). (студенты каждой подгруппы получают схему таблицы и заполняют её, привлекая все полученные знания)
5.Проверка таблицы отличий (1о мин.)(обсуждение, корректировка (если есть необходимость) и выставление баллов. Максимальное количество баллов – 6 (из расчета 2 балла за каждую правильно заполненную графу таблицы). Схема таблицы прилагается.
6.Подведение итогов. Подсчет баллов. Выставление оценок каждому члену команды.
Приложение 3
Максимальное количество баллов –50.
Общая оценка выставляется по следующей схеме:
От 40 до 50 баллов – «5» (отлично),
от 30 до 39 баллов – «4» (хорошо),
от 20 до 29 баллов – «3» (удовлетворительно),
менее 20 баллов – «2» (неудовлетворительно).
При оценке работы студентов не рекомендуется выставление оценки «2»  (неудовлетворительно).
7.Домашнее задание. Составление кроссвордов по теме.
Приложение
Если бы как-нибудь оказалось... что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины...
Ф.М.Достоевский
Закройте дверь перед всеми ошибками, - и истина не сможет войти.
Рабиндранат Тагор
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна 8:32
Всякой истине суждено одно мгновение торжества между бесконечностью, когда ее считают неверной, и бесконечностью, когда ее считают тривиальной.
Пуанкаре Анри
Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.
Л.Н.Толстой
Судьба всякой истины сначала быть осмеянной, а потом уже признанной.
А. Швейцер
Светоч истины часто обжигает руку того, кто его несет.
П. Буаст
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.
И. Гете
Когда открывается новая, поразительная истина, люди сперва говорят: "это неправда", потом: "это противоречит религии" и наконец: "это старая истина".
Ч. Лайель
Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
К. Гельвеции
Существуют четыре величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью.
Роджер Бэкон
Единственным критерием истины является опыт.
Леонардо да Винчи
Однако ты забываешь, что вера не становится истиной только потому, что кто-то за нее умирает.
Оскар Уайльд «Портрет г-на У. Г»
Истина без любви - ложь.
Ф.М. .Достоевский
Самые важные истины скрыты, но это не означает, что их нет. Просто их труднее найти.
Алессандро Д'авения. «Белая как молоко, красная как кровь»
Трудно умереть за истину, но еще труднее жить для нее.
Вильгельм Виндельбанд
«Истина подобна огромному дереву, которое приносит тем больше плодов, чем больше за ним ухаживают. Чем более глубокие поиски в кладезе истины вы будете производить, тем больше закрытых там сокровищ откроется вам. На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т.п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье». И.Ильин

Истина
Можно фальшиво страдать, машинально молиться;
Можно подделать деньги, картину, голос, лицо;
Нелюбимую можно назвать любимой, - 
Но нельзя притвориться,
Что мяч опустился в кольцо,
Если он пролетел мимо. 
Можно формально работать, случайно жениться;
Утверждать, что высокое - мнимо, низкое - высоко;
Приравнять бессмыслицу к смыслу, хаос - к порядку - 
Но нельзя притвориться,
Что пуля, попавшая в «молоко»,
Попала в десятку. 
Можно быть самозваным царем, самочинным провидцем;
Номинальным ученым без знаний, призванья и прав;
Представляться счастливым, уверенным, мудрым, богатым. 
Но нельзя притвориться,
Что ты чемпион, прибежав
Семьдесят пятым.
Дм. Веденятин
В современной философии выделяются следующие критерии истины:
1. Классическая - истина есть соответствие мыслей и высказываний действительности.
2. Когерентности – истина есть согласованность знаний.
3. Прагматическая – истина есть практически полезное знание.
4. Конвенциональная – истина есть соглашение.
Так как у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. Истина должна удовлетворять всем критериям.
С незапамятных времен люди пришли к убеждению, что истина включает в себя аспекты добра и красоты, без чего невозможна подлинная духовность. Истина без красоты нежизненна, а без добра она вообще превращается в ложь. Кант поэтому и не допускал правомерность лжи, ибо в таком случае истина преднамеренно искажается и органическая связь истины и добра нарушается.
Канту возражали, что во имя любви к человеку лгать допустимо. Философ же доказывал, что ложь приводит к мнимой любви к человеку. Может великий философ действительно ошибался?
Вспомним А.С. Пушкина: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
«Вернисаж»
(проекция на экран картин
Е. Захаровой и Е. Ивановой)
Поговорим об альтернативных трактовках истины.
«Вечные истины»
В религиозной философии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание, а абсолютная истина – Бог.
В качестве заголовка нашего разговора об Истине мы вынесли знаменитый вопрос Пилата, который был задан им Христу: «Что есть истина?». Этот эпизод мы видим на знаменитой картине Н.Н. Ге «Что есть истина?»
Студент знакомит собравшихся с биографией Н.Н. Ге и дает комментарии к картине.
Из выступлений студентов.
Каждый человек ищет истину. И каждый делает это по-разному: кто-то с помощью науки, кто-то с помощью смычка и скрипки. Я же это делаю с помощью красок и кисти, то есть пишу картины. Мой творческий путь начался примерно в 8 лет. Родители меня отдавали в разные секции и кружки, в том числе и в художественную школу, чтобы я была разносторонним человеком. И с тех пор я начала рисовать. Сейчас я, конечно, делаю это не так часто, но все равно получаю огромное удовольствие.
А теперь я бы хотела представить вам свои произведения. Но перед этим я прочитаю отрывок из стихотворения Анны Ахматовой «Творчество»:
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы, и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шёпотов и звонов
Встает один, всё победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава.
А закончить мне бы хотелось отрывком из стихотворения Евгения Баратынского «Истина»:
Вдруг Истину (то не было мечтаньем)
Узрел перед собой.
"Светильник мой укажет путь ко счастью! -
Вещала.- Захочу –
И, страстного, отрадному бесстрастью
Тебя я научу.
Пускай со мной ты сердца жар погубишь,
Пускай, узнав людей,
Ты, может быть, испуганный, разлюбишь
И ближних и друзей.
Я бытия все прелести разрушу,
Но ум наставлю твой;
Я оболью суровым хладом душу.
Но дам душе покой".
***
Святой Иоанн Крондштадский говорил: «Все есть царство мысли». Говоря о поисках Истины, мы обращаемся к идеям русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв. Центральная идея Владимира Сергеевича Соловьева - всеединство, понимаемое как совершенный синтез ценностей, знаний, способов познания мира. Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое, т. е. научное, рациональное и мистическое. Последнее включает в себя веру, интуицию, творчество и является важнейшим элементом для познания истины.
В христианстве понимание ценности жизни человека основано на словах Иисуса «Я есмь путь и истина и жизнь». Отталкиваясь от этих слов, русская богословская мысль стремилась ответить на вопрос о том, на каких началах следует строить жизнь. С точки зрения христианства человек живет не для смерти, а «для вечной разумной жизни на небе в Божием царстве света и истины». В этом состоит предназначение человека. Христианство сумело вывести новый смысл жизни. Оно показало, что люди призваны к совершенствованию своего духа, к вечным поискам истины и веры в Бога. Мы можем привести много примеров того, как религиозное чувство, вера и молитва приводили к величайшим открытиям и достижениям в культуре, искусстве и науках:
«Вот откуда льется свет»,- произнес Гайдн, воздев руки к небу, когда восторженные овации зала прервали исполнение его оратории «Сотворение мира».
Галилей - физик и астроном писал: «Священное Писание не может ни в каком случае ни говорить зла, ни ошибаться,- изречения его абсолютно истинны».
Работы врача-гуманиста профессора Н.И. Пирогова и в области медицины, и в области педагогики до сих пор считаются гениальными творениями. До сих пор в виде веского довода делаются ссылки на его сочинения: «Мне нужен был отвлеченный недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда не читывал, а мне было уже 36 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
Карл Линней - величайший исследователь природы в 18 веке. В одном из своих трудов он говорит о том, что человек может постигать Бога через его творения.
Знаменитый астроном Кеплер заключает свой труд по астрономии молитвой, в которой он благодарит Бога, открывшего ему величие природы.
Великий Глинка говорил, что его душа всю жизнь искала необыкновенно прекрасного, имя чему - Бог.
Можно было бы привести еще много примеров из жизни ученых, но и этих достаточно, чтобы видеть, что молитва и вера являются одним из путей познания самого себя и истины. Но постичь истину до конца невозможно.
***
Представить невозможно все иное.
Тем, кто считает - истина в вине,
Ей толкование дают вполне земное.
Все ищущие истину на дне.
Для спорщика свет истины лишь в споре.
Попробуй, убеди его в ином.
Основой ложь являлась в разговоре
Он это выяснит когда-нибудь потом...
Так может быть на свете истин много?
Для каждого есть истина своя?
И ими выстлана к познанию дорога?
Средь них, возможно, истина моя...
По форме истина, конечно, субъективна,
Как результат мышления людей,
По содержанию же только объективна,
Так как живет вне мыслей и идей.
Она всегда, она везде конкретна –
Вот истины важнейшая черта.
Известна всем она, или секретна,
Сложна, как мир или совсем проста,
Конкретный исторический отрезок
Он абсолютной истины есть часть:
Приятен всем он или крайне мерзок
Но это истина, нельзя ее украсть.
Для истины лишь практика критерий.
Лишь практика поможет всем узнать,
Какие лучше в этой жизни двери
Открыть или вообще не открывать.
Кто истиной владеет абсолютной?
Один лишь Бог, ему дано лишь знать.
А человек за миг сиюминутный,
Ее кусочек может лишь познать...
Александр Евгеньевич Гаврюшкин