Конспект урока Создание рисунков в растровом графическом редакторе



Тема урока: «Создание рисунков в растровом графическом редакторе»
Форма проведения: урок – практикум
Тип урока: объяснение и закрепление нового материла
Вид урока: комбинированный.
Время проведения: шестнадцатый урок, отведенный на изучение темы «Кодирование и обработка текстовой, числовой, графической и звуковой информации».
Целевая аудитория: 8 класс, 6 человек
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие о графическом редакторе Paint;
научить пользоваться инструментами программы;
Развивающие:
развивать внимание и творчество при работе с Paint;
развивать навыки работы с мышью;
развивать координацию движений;
Воспитательные:
прививать интерес к предмету;
формировать самостоятельность и ответственность при работе с компьютером.
Задачи урока:
Повторить и обобщить знания по теме «Графическая информация»;
Научить учащихся создавать простейшие рисунки в графическом редакторе Paint;
Содействовать установлению межпредметных связей.
Ожидаемые результаты: расширение объема знаний о графических редакторах, умение пользоваться инструментами программы Paint.
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Оборудование, материалы:
Проектор, компьютер учителя, Компьютеры для учащихся.
программное обеспечение:
ОС Windows XP;
Paint;  
тема урока на доске.
Используемая литература:
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.04 №1089);
Программа «Преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Н.Д. Угринович.
Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Под ред. проф. Н.Д. Угриновича.

Пояснительная записка
Данный урок состоит из двух частей: теоретической и практической. В ходе изучения теории рассматривается порядок выполнения действий учащихся при работе в графическом редакторе Paint.
Выполняя практическую часть, дети учатся применять полученные знания. Для выполнения практической части учащимся предложены разноуровневые задания.

конспект урока
План урока:
Организационный момент (2 мин.).
Актуализация опорных знаний (4 мин.).
Теоретическая часть (10 мин.).
Физкультминутка (1 мин.).
Практическая часть (20 мин).
Подведение итогов урока (2 мин.).
Домашнее задание (1 мин).
Ход урока:
1. Организационная часть
Учитель проверяет готовность учеников к уроку. На ученическом столе: дневник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик. На интерактивной доске высвечивается число, тема урока.
Учитель:
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о графике. Цель нашего урока научиться создавать простейшие рисунки с помощью графического редактора Paint.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель:
Перед тем, как начать новую тему, давайте повторим уже изученный ранее материал. И так, ответьте мне на вопросы:
1. Какие виды информации вы знаете?
Учащиеся:
Информация делится на следующие виды: звуковая, числовая, текстовая, графическая.
Учитель:
2. Назовите способы представления графической информации?
Учащиеся:
Способы представления графической информации:
растровое представление;
векторное представление.
Учитель:
3.Чем отличается растровое представление графической информации от векторного?
Учащиеся:
При растровом представлении качество изображения меняется при увеличении изображения (ухудшается) или уменьшении (улучшается) размеров изображения.

Учитель:
4. Приведите примеры растровых и векторных редакторов.
Учащиеся:
Векторные графические редакторы:
CorelDraw;
Adobe Illustrator;
FreeHand.
Растровые графические редакторы:
Paintbrush;
Paint;
Photo Finish;
Adobe Photoshop.

3. Теоретическая часть
Учитель:
Сегодня на уроке мы будем создавать растровые изображения, используя графический редактор Paint.
Учитель объясняет новый материал, используя интерактивную доску.
Учитель:
Графический редактор Paint. запускается командой Пуск - Программы - Стандартные - Графический редактор Paint. После запуска на экране открывается рабочее окно программы. Оно состоит из нескольких областей.
Основную часть окна составляет рабочее поле, то есть чистый лист бумаги, где мы и будем рисовать. Рисунок может занимать как часть рабочей области, так и всю ее, и даже выходить за ее пределы. В последнем случае по краям рабочей области появятся полосы прокрутки. На границах рисунка располагаются маркеры изменения размера (темные точки в середине сторон и по углам рисунка).
Слева от рабочего поля располагается панель инструментов. Она содержит различные кнопки инструментов для рисования. Ими рисуют при нажатой левой кнопке мыши. При наведении курсора на какую-нибудь из этих кнопок, высвечивается подсказка с ее названием.
Карандаш
Пусть точек будет очень много,
Я через них веду дорогу,
Соединяя точку с точкой,
Я начертил дорожку-строчку.
Для того, чтобы выбрать карандаш, достаточно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. Можно также выбрать и толщину линий карандаша.
Прямая линия
Как сделать линию прямой –
Никак не получается.
Фломастер у меня хромой,
Или рука сбивается?
А вот мышкой по листу
Так просто провести черту.
Смотрите: ровная какая,
Это линия - ПРЯМАЯ.
Чтобы линия получалась строго горизонтальной или вертикальной, надо во время рисования держать нажатой клавишу Shift.
Окружность и круг
Мы живём с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку,
Обведём карандашом.
Получилось то, что нужно –
Называется окружность.
Круг - тарелка, колесо.
Чтобы эллипс был не эллипсом, а точной окружностью, чтобы прямоугольник был квадратом, надо при рисовании держать нажатой клавишу Shift.
Область выделения
Есть область выделения,
Она на удивление
Хороша собой,
Скопировать иль выделить
Всегда возьми с собой.
С помощью инструмента Выделение на экране можно выделить объект. Обведите рамкой слова и перетащите их на любое другое место экрана.
Ластик
Если неправильно ты начертил,
Ластик возьми,
Он незаменим.
Инструмент Ластик - для стирания части рисунка. Можно менять размер ластика. Удаленный участок будет закрашен цветом фона.
Лейка
Лейся, краска, веселей,
Будет всем нам веселей.
Красные кружочки, линии и точки –
Все незаменимы в красивой картине.
Инструмент Лейка - позволит закрасить выбранным цветом внутреннюю часть произвольной замкнутой области. Для этого требуется выполнить щелчок в любой точке внутри области. Если область не является замкнутой, то закрасится вся рабочая область.
Распылитель
Если не четкие вы захотели картинки,
То на меня Вы, друзья, посмотрите,
Вмиг я могу всё исправить для вас,
И всю красоту покажу вам сейчас.
Инструмент Распылитель позволяет рисовать с эффектом распыления краски.
Прямоугольник 
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат,
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил квадрат,
И стол - квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат.
КВАДРАТ –  четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
А есть ещё и младший брат,
Но только он ведь не квадрат,
Хотя углы и все прямые,
Но называется он так –
Прямоугольник, вот мой брат.
И, взяв легко я мышь простую,
Я наших братьев нарисую.
Инструмент Прямоугольник - используется для рисования закрашенных и незакрашенных прямоугольников и квадратов. Требуется нажать на левую кнопку мыши, перенести курсор в иную точку и отпустить кнопку. Возможные режимы – «только рамка», «рамка и заполнение», «только заполнение».
Многоугольник
Но если мне нужна фигура,
Немыслимая загогуля,
Возьму легко многоугольник
И нарисую любой угольник.
Инструмент Многоугольник - рисование многоугольников. Для рисования первой стороны требуется перетащить курсор при нажатой кнопке. Для построения следующих сторон можно щелкать мышкой в вершинах многоугольника.
Если то, что вы нарисовали, вам не нравится, то отменить три последних действия можно, выбрав пункт Правка - Отменить, и главное - сделать это, пока не поздно.
Поворот объекта.
Выделенные объекты можно не только перемещать, но и поворачивать, наклонять, увеличивать и уменьшать. Выделим нарисованный объект с помощью инструмента Выделение, и в строке меню выбираем пункт Отразить/повернуть. Включаем переключатель Повернуть на угол и указываем, например, 90 градусов. Когда вы щелкните на кнопке ОК, объект повернется вправо.
Размножение объектов.
апример, мы рисуем цветок, у которого все лепестки должны быть одного размера. Сделать это очень трудно. Поэтому давайте выделим наш объект с помощью инструмента Выделение. Когда объект на экране выделен, его можно размножать. Щелкаем правой кнопкой мыши - открывается меню, в котором есть пункт Копировать. Теперь щелкаем правой кнопкой где-нибудь на рисунке и вставляем скопированный объект, выбрав команду Вставить.
Сохранение рисунка производится также, как и в текстовом редакторе (через пункт Файл).

4. Физкультминутка
Учитель:
Сейчас нам предстоит выполнение практического задания за компьютерами. И чтобы вы начали выполнять её без усталости, давайте проведет небольшую физкультминутку.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Колени лучше мы сгибаем
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
За компьютеры расселись
Продолжаем мы урок.
парты все вернулись –
(Дети садятся за компьютерные столы)

5. Практическая часть
Учитель рассаживает учащиеся парами за компьютеры в соответствии с их уровнем обученности. Каждая пара учащихся получает задание по уровню сложности.
1 уровень сложности
Задание. Нарисуйте рисунок и сохраните его в папке «Моя работа» (Мои документы/номер группы/Моя работа) под именем «Дом»

2 уровень сложности
Задание. Нарисуйте рисунок и сохраните его в папке «Моя работа» (Мои документы/номер группы/Моя работа) под именем «Дом»




3 уровень сложности
Задание. Нарисуйте рисунок и сохраните его в папке «Моя работа» (Мои документы/номер группы/Моя работа) под именем «Дом»

Двое учащихся приглашаются к интерактивной доске для выполнения следующего задания.
Задание: нарисовать с помощью интерактивной доски и программы Paint открытку к Дню Победы.
4. Подведение итогов урока
Учитель:
Посмотрите, вот картина,
Словно чудо из чудес,
Появился дом красивый,
Солнце и прелестный лес.
А помог создать всё это я –
Как зовут меня друзья.
Учащиеся:
Paint
Учитель оценивает работы всех учащихся. Выставляет оценки в журнал.
Учащиеся высказывают своё мнение и выставляют ребятам оценку.
5.Рефлексия
6. Домашнее задание
В качестве домашнего задания учащимся предлагается отгадать кроссворд.

По вертикали:
Инструмент художника.
Инструмент чертежника.
По горизонтали:
Стирает нарисованное.
Порция информации, хранящаяся в компьютере и имеющая собственное имя.
Название пиктограммы, с помощью которой вводим буквы.
Название пиктограммы, с помощью которой увеличиваем рисунок