Открытый урок русского языка «Школа 2100» Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах. Класс: 4
Открытый урок русского языка «Школа 2100»
Тема: Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числах.
Класс: 4
Цель урока: сформулировать новые знания, умения и навыки по теме: «Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах».
Задачи:
обучающие:
– сформулировать умение изменять имена существительные по падежам в единственном и во множественном числах;
– сформулировать умение различать падежи по их признакам;
развивающие:
– развивать умение анализировать, сравнивать материал;
– развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению);
воспитательные:
– воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников;
– формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля, взаимоконтроля.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, авторская Smart-презентация.
УМК: Школа 2100
ХОД УРОКА
Этапы урока
Ход урока Использование интерактивных средств
Формирование УУД
Организационный момент.
Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их пожалуйста. Это учителя, которые пришли посмотреть, как мы с вами умеем работать, чётко и правильно излагать свои мысли.
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем. Слайд 1
Актуализация знаний и формирование
темы урока
Работа со словарными словами.
1. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?
Ответы детей
Познакомились с падежами.
Узнали, что в русском языке 6 падежей,
5 падежей косвенных.
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
2. Записываем слова в два столбика, подчеркните орфограммы, взаимопроверка.
Первый Второй
ПрофессияАккордДрожжиЕщеЖужжать ЧеловекИнейСентябрьЛагерьОгурец
– Какие это слова?
Подчеркните орфограммы в первом столбике.– Что объединяет слова 1 столбика?Какое слово лишнее?– Что объединяет слова 2 столбика?
Какое слово лишнее?
Теперь посмотрите на слова первого столбика внимательно, попробуйте найти ключевое слово, замечаете? А во втором? (Если дети не догадаются, то подсказываем.)Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какие слова получились?
3. Что общего у выделенных слов?
Что объединяет эти два понятия?
Это непостоянные признаки имен существительных.
Мы выяснили ключевые слова темы. Это падеж и число.
- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ответы детей
Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе.
– Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?
на доске:
Учиться определять …
Ставить…
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 3
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формирование но
вых знаний и умений
ФИЗМИНУТКА
для глаз
1. Письмо по памяти.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне седой мороз
Льдинкой росписи нанес.
Обозначают в словах изученные орфограммы.
Проверка.
- Какие орфограммы обозначили?
Ответы.
Безуд. глас. в корне - 7
Безуд. глас. в прист. – 3
Парн. согл. - 1
- Сколько предложений вы записали?
Подчеркните грамматическую основу.
Прилетели метели, Залепили
Мороз нанёс
2. Что общего у выделенных слов?
- Сейчас я предлагаю определить, в каком падеже стоят имена существительные.
– Нам надо определить падеж имени
существительного метели
– Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
– В каком падеже всегда стоит подлежащее?
– Давайте теперь определим падеж слова снегом
- Ваши действия. Алгоритм (с.111 учебник)
1–й шаг:
Находим слово, от которого зависит существительное снегом.
2–й шаг:
Ставим от него двойной вопрос.
3 - шаг:
Определяем падеж по вопросу.
4 – шаг:
Указываем падеж.
- Расскажите, как определили падеж у остальных имен существительных?
Слайд 4
Письмо по памяти (текст закрывается картинкой).
Этап закрепления и формирования
метапредметных результатов (УУД)
1. Закрепим умение определять падеж имени существительного
Упр.127 с.115
Индивидуальная работа
– Чем отличается изменение по падежам одного и того же слова в ед. и во мн. ч.? (Разные окончания.)
Взаимопроверка
2. Работа в парах.
Предлагаю выполнить работу на карточках:
Задание:
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.
Календарь (погода) _______( . п.)
Подвиг (герой) _________ ( . п.)
Гордиться (страна) _______( . п.)
Читать (книга___________ ( . п.)Думать о (друзья) ________ ( .п.)
Проверка (документ-камера).
Слайд 6
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Подведение итогов
Рефлексия Блиц опрос:
«Правильно – неправильно»
1. Имя сущ. изменяется по родам.
2. Имя сущ. изменяется по числам и падежам.
3. В русском языке 5 падежей.
4. Сущ. в П. п. всегда употребляется без предлога.
5. Сущ. в И.п. всегда употребляется с предлогами.
6. Все падежи, кроме И.п. – косвенные.
Проверка: Н П Н Н Н П
- Какие задачи мы перед собой ставили на уроке?
- Какие задания составляли для вас еще трудность?
- В чем была трудность?
- При выполнении каких заданий вы получили наибольшее удовлетворение на уроке?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Слайд 7
Регулятивные УУД:
1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Домашнее задание
С.115 упр.127 доделать