Уро русского языка 3 класс
Конспект урока
Шаховой Натальи Владимировны,
учителя начальных классов МБОУ Орловская СОШ Городищенского района
Волгоградской области
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цели урока:
- знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в предложении, тексте;
- знакомство с понятием личные местоимения;
- обучение умению распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильному употреблению их в речи;
- совершенствование действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
- воспитание навыка сотрудничества, сотворчества.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихся1.Самоопределение к деятельности.
Организационный момент.
Цель: Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности.
1-2 мин. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели.
- Давайте улыбнёмся друг другу, пожмём руку и с хорошим настроением начнём наш урок.
-Нас приветствует Риторик и желает нам удачи.
СЛАЙД №1 Дети садятся за парты, проверяем готовность к уроку, настрой на учебную деятельность.
2. Минута чистописания.
Цель: Формировать навык правильного начертания букв, элементов букв и навыка самооценивания.
4-5 мин. - Начнём мы как обычно с минуты чистописания.
Откройте тетради для чистописания урок №88, возьмите в руки карандаш, потрите его между ладонями, правая сверху, теперь левая, снова между ладонями. Положите карандаш, приложите ладошки к щекам, почувствовали тепло?
-Запишите сегодняшнюю дату. 29 января.
-Какие буквы вы увидели?
- Обведите образец. Напишите ниже через строчку ещё три таких же сочетания элементов. Поставьте точку под самым удачным на ваш взгляд.
- Обведите по образцу предложение Рыжова. Старайтесь писать плавно, без отрыва, обращайте внимание на соединения букв. Подчеркните слово, которое у вас получилось обвести лучше всего.
-Закройте тетради для чистописания и отложите их на край стола.
Открывают «Тетрадь по чистописанию» М.А. Яковлевой.
Делают разминку для рук.
Записывают число.
- Ь, Ы, Ц
Обводят по образцу, пишут ещё три элемента, ставят точку под лучшим написанием.
Обводят по образцу предложение, подчёркивают слово.
Закрывают тетради, откладывают их на край стола.
3. Актуализация изученного.
Цель: Закрепление написания изученных ранее слов с непроверяемыми гласными в корне слова; изучение нового словарного слова. Актуализация знаний об имени существительном, его грамматических признаках. Развитие коммуникативных навыков.
4-5 мин.
- Откройте рабочие тетради и запишите в них сегодняшнюю дату и слова «Классная работа».
СЛАЙД №2
- Приготовьте свои сигнальные карточки. Я показываю слово на слайде, а вы работаете сообща с соседом по парте и посовещавшись, показываете мне пропущенную букву.
Г. ЗЕТА . РЕХ
. СИНА Х .ЗЯИН
Р.СУНОК
-Определите часть речи этих слов.
- Почему нужно запомнить написание этих слов?
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы в данной группе словарных слов. Какое получилось слово?
СЛАЙД № 3
- Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
- Подумайте над лексическим значением этого слова.
?- (ИМЯ) подготовил нам информацию из Интернета о горохе.
? – (ИМЯ) искал значение слова «горох» в словаре.
- Горох – это растение семейства бобовых. Назовите грамматические признаки слова «горох». Открывают тетради, записывают число.
Работают в парах. Совещаются, поднимают нужную карточку.
Записывают слова, графически обозначают орфограмму.
-Газета, вставим букву А.
- Осина, вставим букву О.
- Рисунок, вставим букву И.
- Орех, вставим букву О.
-Хозяин, вставим букву О.
- Имя существительное.
-Это словарные слова, их написание нельзя проверить.
- Горох.
Записывают в тетрадь, ставят ударение, выделяют орфограмму.
- Это растение.
- Это овощ семейства бобовыхЗачитывает информацию из Интернета.
Зачитывает информацию из словаря.
.
- Имя сущ., неодуш, м. р., ед. ч.
4Постановка учебной проблемы.
Цель: Формирование и развитие умений определять и формулировать учебную задачу, планировать (предполагать) действия по решению учебной задачи.
3-4 мин. - Составим предложения со словом «горох». Что такое «горох» ?СЛАЙД№4 (предложения появляются по одному)
- Где растёт горох?
- Что можно приготовить из гороха?
- Вам понравился этот текст?
- Какой имеется в тексте недостаток?
- Давайте его отредактируем. Каким словом можно заменить слово «горох» во втором предложении?
-А в третьем?
СЛАЙД №5 (отредактированный текст)
- Место какой части речи заняли в предложениях новые слова?
СЛАЙД №6 (МЕСТО ИМЕНИ)
-Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи?
- Итак, тема нашего урока «Понятие о местоимении».
- Какие бы вы поставили цели перед собой на этом уроке? - Горох – это растение.
-Горох растёт в огороде.
- Из гороха варят суп.
-Да, нет, не очень.
-Несколько раз повторяется слово «горох».
-Он
-Него
-Место имени существительного
-Местоимение.
-узнать, что такое местоимение;
-для чего оно нужно в речи;
5 Изучение нового материала.
Цель: Пронаблюдать за употреблением местоимений в речи и на этой основе сформулировать определение местоимения как части речи, сформировать представления о личных местоимениях. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в учебном объекте. -Давайте попробуем дать определение местоимению. Но сначала проведём небольшое исследование. Откройте учебник «Русского языка» на стр.55, найдите упражнение 290. Ваша задача карандашом вписать подходящие по смыслу слова.
- Проверяем. Какое слово вы вставили в первой группе предложений?
- Слово «Я» называет Афанасия? Если бы не было первого предложения, понятно о ком говорится во втором?
- Значит, слово «Я» не называет предмет, а только на него указывает. (Аналогично разбираются остальные предложения, учитель записывает вставленные слова на доске в столбик).
- Запишите себе в тетрадь предложения под номером 7
На доске вы видите опорные слова (местоимение, часть речи, называет предметы, не называет предметы, указывает на предметы, не указывает на предметы).
Наша задача – выбрать нужные для определения местоимения.
- Кто попробует дать определение местоимению, опираясь на эти слова?СЛАЙД №7 (определения местоимения)
-Итак, местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.
-Не забываем, что с точки зрения русского языка предметы – это и люди, и животные.
(Закрываю половину доски, на которой записаны местоимения)
- Итак, какие вы запомнили местоимения?
- Почему они так называются?
- Нужны ли местоимения в нашей речи? Для чего?
ФИЗМИНУТА
Я иду и ты идёшь, 1-2-3
Я пою и ты поёшь, 1-2-3
Мы идём и мы поём, 1-2-3
Очень дружно мы живём, 1-2-3.
-При проведении физминутки какие местоимения вы услышали?
СЛАЙД№8
- Найдите лишнее слово в каждом ряду:
Я, ОНИ, НА, ТЫ
НО, ОНО, ОНИ, ОНА
Я, ЯНА, ТЫ, ВЫ
Изучение понятия «Личные местоимения», заполнение таблицы.
СЛАЙД №9 (пустая таблица)
Положите перед собой таблички. Они пока пустые и нам с вами предстоит их сейчас заполнить.
- А сейчас послушайте диалог.
(Обучающиеся разыгрывают сценку из упр. 292)
- Катя , начиная разговор, как называет себя?
- Это первое лицо, которое участвует в диалоге. Занесите в таблицу.
- Катя, а как бы ты назвала себя и Ивана вместе, одним словом?
-Это слово обозначает «я и ещё кто-то». Раз оно обозначает не один предмет, значит, это множественное число. Запишите в таблицу.
- Как Катя обращалась ко второму участнику диалога?
На Ивана указывает местоимение ТЫ. Это второе лицо. Он один, значит, единственное число. Запишите в таблицу.
- Катя, а как бы ты обратилась к Ивану, Маше, Саше, к ребятам класса? Их много, значит, это множественное число. Запишите в таблицу.
- А как вы обратитесь ко мне?
Тоже вы. Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение «ВЫ» может указывать
на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с большой буквы.
Катя и Иван говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Маша - она, Саша - он ("3-е лицо").
А каким местоимением можно заменить слово окно? (Оно) ("3-е лицо").
Ребята, а как бы вы назвали Катю и Ивана одним словом-местоимением? (Они) ("3-е лицо")
. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.-Как вы думаете почему?
-«Личное» ,значит, принадлежащее лично кому-то.
Уч-ся (Артём?) читает стихотворение: Я и мы, Ты и вы, Он, она, оно, они - Все слова отличные, Важные и личные. Это, без сомнения, Всё местоимения.
Открывают учебник, выполняют упр.290 в учебнике карандашом.
-Я.
-Нет.
-Молодцы, дети! Вы очень старались на уроке.
Обучающиеся выбирают карточки (прикреплены к доске магнитом) и выстраивают высказывание.
-Местоимение, часть речи, не называет предметы, указывает на предметы.
-Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
-Они заменяют имена существительные.
- Чтобы в речи не было повторов, и она была бы более красивой и правильной.
- Я, ты, мы.
Дети называют «лишние» слова
-Я.
Дети заполняют таблицу под руководством учителя.
-Мы.
-Ты.
- Вы.
-Вы.
Дети записывают в таблицу «он», «она», «они»
-Они указывают на лицо или лица.
6. Применение новых знаний на практике.
Цель: Формирование умения распознавать местоимения в речи, заменять имена существительные местоимениями, правильно употреблять в речи личные местоимения. Развитие речи обучающихся. СЛАЙД №10 ( вставить нужные местоимения)
- Запишите в тетрадь, подчеркните местоимения, назовите грамматическую основу (подлежащее какой частью речи выражено?), однокоренные слова.
- Ребята, а в нашем селе растут берёзы?
- Вы могли видеть их на священном месте нашего села – памятнике воинам, погибшим, защищая Орловку в годы Великой Отечественной войны. Эти берёзы прислали нам родственники одного солдата, похороненного в этой братской могиле. Они прислали их совсем маленькими саженцами в посылке. Николай Степанович Комяхов, бывший глава администрации, высадил их совсем крошечными, заботливо выхаживал. И вот теперь выросли красивые, стройные белоствольные берёзы. Русские берёзки – символ России – растут у могилы русских воинов, защищавших нашу родину – Россию.
- Какую дату мы недавно с вами отмечали?
- А какую дату скоро будет отмечать вся страна?
- Продолжаем работу по теме урока.
- Послушайте стихотворение и отгадайте, о каких небесных телах идёт речь?
Моё стихотворение - Про местоимения… Утром - Так заведено - Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт ОНО Розовой жар - птицей… А стемнеет - ОН придёт: Тоненький, Смущённый, - Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл - плывёт ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
- Запишите в три столбика: он, она, оно. Разнесите эти слова по столбикам, допишите в каждый столбик ещё по два слова, которые можно заменить этими местоимениями.
- Проверим.
Работа с индивидуальными карточками по вариантам.
«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
- Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.
-1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть. Ставим отметки себе сами карандашом.
-Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок? Передайте карточки вперёд учителю на проверку.
Дети записывают в тетрадь предложения:
-Я люблю русскую берёзу.
Недавно мы были в берёзовой роще.
-Да.
26 января день освобождения села Орловки от немецко-фашистских захватчиков.
2 февраля – день победы в Сталинградской битве.
Солнце, месяц, луна.
Дети работают самостоятельно в тетрадях.
Несколько человек зачитывают слова.
7 Итог урока. Рефлексия.
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные обучающимися по теме урока. Формирование способности оценивать меру своего продвижения к цели урока. - С какой частью речи мы сегодня познакомились?
- Какая задача стояла перед нами?
- Так что же такое местоимение?
- Что вы можете сказать о роли местоимения в речи?
- С каким видом местоимений вы познакомились?
- Назовите местоимения 1-го лица; 2-го лица; 3-го лица.
- Кто может сказать о себе: «Я понял, что такое местоимение и могу объяснить другому»
- Кто может сказать: «Я понял, но не уверен, что смогу объяснить другим»
- Кто подумал, что ему ещё раз нужно вернуться к этой теме, чтобы понять её?
- Мир местоимений многообразен. В мире нет ни одного языка без местоимений. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время.
- Мне было очень приятно с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, а самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, чтобы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.
- Сегодня за урок все получат отметку за тест, а ещё я хотела бы отметить работу…, хотелось бы почаще слышать на уроке…
- Домашнее задание: выучить правила на стр. 56-57, упр. 295.
-Наш урок окончен. - Местоимение
-Узнать что такое местоимение и для чего оно нужно нам в речи.
Дают определение местоимения.
-Они заменяют имя существительное, чтобы не было повторов и делают нашу речь более красивой, грамотной.
- Личные местоимения
-Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.