ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
ТЕМА: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КРИМИНОГЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
Цель урока: Обсудить с учащимися рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в наиболее характерных ситуациях, связанных с терроризмом.
Урок 4
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор
Ход урока:
I. Вступительная часть
* Организационный момент
* Контроль знаний учащихся:
- Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.
- Что является началом опасной ситуации пешехода?
-Почему согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, на ваш взгляд, ужесточены наказания для пешеходов и водителей, нарушающих Правила дорожного движения?
- Почему любое транспортное средство является источником опасности?
- В чем, на ваш взгляд, заключается лучший способ повысить личную дорожно-транспортную безопасность?
- Какую роль может сыграть вождение велосипеда для подготовки грамотного водителя мотоцикла или автомобиля?
II. Основная часть
- объявление темы и цели занятия
- объяснение нового материала: § 4 стр. 23-25
Люди становятся жертвами насилия вследствие собственной беспечности и незнания правил личной безопасности. Однозначных рекомендаций на все случаи жизни при попадании в криминогенные ситуации нет, так как они зависят от многих факторов. Поэтому целесообразно использовать известные примеры, имевшие место в вашем городе, районе, населенном пункте. Опираясь на известные факты, выработайте свою точку зрения на правила поведения в той или иной ситуации.
Вы можете обсудить любые ситуации, которые считаете наиболее актуальными для вас.
Приведем рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ряде наиболее характерных криминогенных ситуаций.
Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях:
Не ходите одни в отдаленные и безлюдные места.
Не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей.
Не пускайте посторонних в свою квартиру.
Не садитесь в чужую машину.
Не входите с незнакомым человеком в лифт.
Знайте правила безопасного поведения в общественных местах и в толпе.
Будьте бдительными, не трогайте незнакомые подозрительные предметы.
Нападение в лифте.
Входите в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за вами зайдет в кабину.
Если в вызванном вами лифте уже находится незнакомый вам человек, внушающий подозрение, не входите в кабину.
Если вы вошли в лифт с незнакомцем, не стойте в лифте к нему спиной и наблюдайте за его действиями.
При нападении на вас в лифте, кричите, шумите, стучите по стенам кабины. Защищайтесь любыми способами, используя право необходимой обороны.
Постоянно нажимайте кнопку ближайшего этажа.
Если двери лифта открылись, постарайтесь выскочить на площадку, позовите жильцов дома на помощь.
Оказавшись в безопасности, немедленно позвоните в милицию по телефону «02», сообщите, что с вами произошло, точный адрес, а также приметы и направление ухода нападавшего.
Нападение в подъезде.
Если дом оборудован домофоном, перед входом в подъезд вызовите свою квартиру и попросите родителей вас встретить.
Не выходите на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При угрозе нападения поднимите шум, привлеките внимание соседей, постарайтесь выскочить на улицу.
При внезапном нападении оцените ситуацию и по возможности защищайтесь любым способом.
Попытайтесь ошеломить нападающего, чтобы выиграть время, пока подоспеет какая-либо помощь.
После нападения, оказавшись в безопасности, немедленно сообщите о случившемся родителям и позвоните в милицию.
Безопасность на улице.
Следует избегать кратчайших маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки, лесопосадки и другие малолюдные места.
Хорошо изучите дорогу домой, имейте несколько вариантов движения.
Если вы оказались в малолюдном темном квартале, то идите по середине улицы.
Необходимо знать, где на вашем пути находится ближайшее отделение милиции.
Если вам необходимо возвращаться домой в темное время суток, позвоните домой, чтобы вас встретили.
Лучше идти по улице в темное время в группе, вышедшей из автобуса, метро, электрички.
Переходить по подземному переходу лучше в группе.
Идти безопаснее по краю тротуара, навстречу движению.
Увидев впереди группу людей или пьяного, лучше перейти на другую сторону улицы или изменить маршрут.
Если кто-то пытается с вами заговорить, не ввязывайтесь в разговор. Сделайте вид, что спешите, и идите в направлении освещенного и многолюдного места.
Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, то разумнее перейти на другую сторону улицы.
Дополнительный материал.
Профилактика насилия (рекомендации для девушек)
Чтобы не подвергнуться насилию, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.
Всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идете, и просите их встретить вас в вечернее время.
Назначайте свидание только в многолюдных и хорошо освещенных местах.
Носите свободную одежду и обувь. Не провоцируйте насильников вызывающей одеждой.
Имейте при себе средства самообороны (свисток, газовый баллончик).
Избегайте на своем маршруте строек, пустырей, плохо освещенных улиц.
Почувствовав преследование, оглянитесь. Не ввязывайтесь в разговор с посторонними, идите в направлении освещенного многолюдного места. Если вы решили бежать, делайте это быстро и внезапно. Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы.
С ближайшего телефона-автомата сообщите в милицию о нападении и попросите о помощи, указав приметы преследователя и ваше местонахождение (или номер телефона-автомата). Помните, что самая массовая ситуация изнасилования – не уличное нападение, а любовное свидание. Будьте осмотрительнее при случайных знакомствах. Не садитесь в машину с незнакомыми людьми. Собираясь в гости, предупредите родителей. В гостях ведите себя пристойно. Помните, что по статистике до 55% потерпевших в момент совершения на них посягательства были в нетрезвом состоянии.
III. Закрепление материала;
- Почему поздно вечером на пустынной улице необходимо идти по тротуару всегда лицом к
направлению уличного движения и ближе к дорожной бровке?
- Какие подручные средства можно использовать для самообороны дома и на улице, если на вас
напал преступник?
IV. Итог урока
V. Домашнее задание: § 4 стр. 23-25; практические задания на стр. 24.