Технологическая карта по русскому языку на тему Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. (4 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс4 Предметрусский языкТип урокаурок актуализации знаний и умений
ТЕМАРоль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Цели (для учителя)
Образовательные: развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы; совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.
Развивающие: развитие речи, внимания, наблюдательности, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; правильного поведения на уроке.
Планируемые результаты (для учащихся)
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование предстоящей работы (составление план); осуществление познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные: развитие умений извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представление информации в виде схемы; выявление сущности, особенностей объектов; на основе анализа объектов делать выводы; развитие умений обобщать и классифицировать по признакам; ориентирование на развороте учебника; умения структурировать знания; умения строить речевое высказывание; умения смыслового чтения; умения адекватно передавать содержание текста.
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; построение речевых высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформление своих мыслей в устной форме; умение работать в группе.
Планируемые предметные результаты: систематизировать знания о глаголе, как части речи; знать происхождение слова «глагол», знать неопределённую форму глагола, её особенности и суффиксы, знать роль глагола в тексте, предложении, знать правило правописания НЕ с глаголами, знать смысловое значение частицы НЕ для глаголов.
Ресурсы (оборудование): учебник Русского языка. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., 4 класс. 2 ч.5-е изд., перераб. - М.: 2013. - 144с.; интерактивная доска; презентация; тетради, ручки, листы для групповой работы.
Планирование и характеристика этапов урока.
Этап, цель, задачи этапа Форма организация учебн. деятельн.
(Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,
Г-групповая);
методы и приемы работы. Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент (2 мин)
Цель: организация класса, обеспечение нормальной обстановки на уроке, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке.
Фронтальная.
Словесный метод.
1. Приветствие
2. Эмоциональный
настрой на работу
3. Проверка готовности к уроку
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка снова проведу у вас я. Помните, как меня зовут? (Светлана Александровна) Я очень рада вас увидеть снова.
– Расскажите мне, как вы должны сидеть за столом? (Сидим ровно, упираясь в спинку стула, между партой и нами должен помещаться один кулак, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.)
– Какие вы все молодцы! Приступим. Приветствую учеников.
Эмоционально настраиваю обучающихся на работу. Восприятие информации. Дети здороваются, усаживаются за свои рабочие места, проверяют готовность к уроку. Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
II. Актуализация знаний (5-7 мин)
Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее. Фронтальная.
Индивидуальная Словесный метод – опрос.
Наглядный метод – учебный материал, м/м презентация.
1. Отгадывание загадок
2. Минутка чистописания
3. Словарная работа
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
– Отгадайте загадки: (Слайд 2)
1. Загадка для тебя легка:
Пушусь всегда через два К,
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я -? (хоккей).
2. По долинам, по отрогам
Мчит широкая дорога.
И она, как знают все,
Называется? (шоссе).
3.Вдоль дороги по бокам
Липы, клены, тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут? (аллея).
- Если вы исключите одно из слов и назовете признак, по которому вы его нашли, то сможете назвать тему минутки чистописания. (Ответы детей)
- Какую букву будем сегодня писать? (Букву А)
- Эту букву мы напишем с буквами, благодаря которым слова можно объединить в одну группу. Назовите группы. (Две буквы кк, сс, лл)
- Запишите, продолжив закономерность.
кк Аа сс Ааа лл Аааа
– Ребята, сегодня вы узнаете два новых словарных слова, а вот какие это будут слова вы узнаете, если сами их найдете на странице 65 вашего учебника. (Концерт и отчаяние) (Слайд 3)
– Запишите слово концерт в тетради. Обозначьте орфограмму.
– Придумайте 2–3 однокоренных слова. (Ответы детей)
– Кто составит предложение со словом концерт в П. п.? (Дети встают, говорят предложения)
– Давайте вместе проговорим слово орфографически. Помните, как это? (Да)
– Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.)
– Составьте и запишите предложение с прямой речью с этим словом, составьте схему. Организую отгадывание загадок, минутку чистописания; организую условия для проведения словарной работы со словами концерт и отчаяние; провожу лексико-орфографическую работу с этими словами.
Пятое марта.
Классная работа.
Отгадывают загадки.
Ответы детей.
Записывают буквы каллиграфическим почерком.
Отвечают на вопросы.
Записывают слова в тетрадь, выделяют орфограммы, придумывают устно однокоренные слова к первому слову концерт и предложение с этим же словом в П. п.; составляют и записывают предложение с прямой речью для второго слова и схему прямой речи. Познавательные УУД:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4.
Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
III.Постановка темы и определение целей урока (5 мин.)
Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала.
Групповая
Словесный метод – беседа.
Практический метод – инсценировка, работа в группах.
1. Инсценировка интервью с глаголом.
2. Работа в группах по составлению плана урока – Ребята, хочу вам рассказать одну историю. Приготовьтесь немного послушать.
– Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор. (Инсценировка интервью учащимся и учителем)
1) – Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
2) – Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
3) – Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На «пятёрку» знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
– Эта часть речи называется … (глагол).
– Ребята, повернитесь к задней парте через 1 парту. Теперь предлагаю вам быстро составить вместе вопросы на теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках.
– Что вы уже знаете о глаголе? (Мы знаем правописание глаголов, неопределённую форму глаголов, число, время, действие и вопросы глагола)
– У вас получился вопросный план. Посмотрим, как он изменится к концу урока. (Слайд 4)
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) Организую показ интервью с глаголом вместе с одним учащимся, ранее подготовленным; организую условия проведения работы в группах по составлению плана урока Воспринимают информацию, один учащийся выступает в роди Глагола, работают в группах и составляют вопросы к теме «Что мы знаем о глаголах». Познавательные УУД:
1.Развиваем умения извлекать информацию из демонстративного показа.
Регулятивные УУД:
1.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Личностные УУД:
1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации (12 -15 мин)
Цель: повторить все что дети узнали о глаголе в 1- 3 классах; осмыслить сведения об истории возникновения названия части речи глагол. Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Словесный метод – беседа, чтение.
Наглядный метод –иллюстрации в учебнике, м/м презентация; практический метод – работа в группах по выявлению знаний о глаголе; работа над упражнениями. (Слайд 5)
– Предлагаю лидерам группы позадавать вопросы, которые вы составили по теме урока другим группам. Сперва первая группа называет любую другую группу и задает им вопросы, затем другая группа выполняет аналогичные действия. Только есть одно условие: больше двух раз один и тот же вопрос не задаем!
– Все активно принимали участие, молодцы! Рассаживайтесь снова по своим местам.
– Теперь откройте упражнение 230 и прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название? (Слайд 6)
– Кто уже прочитал текст, может пока остальные дочитывают выполнить упражнение 231, где нужно в тексте подчеркнуть глаголы карандашом.
– Прочитали? Так какое значение было у слова глагол, какое стало?
– Что такое глаголица? (Слайд 7)
– Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.) Организую условия для дальнейшей работы в группах; провожу работу над осмыслением сведений об истории возникновения части речи глагол, организую дополнительные задания для учащихся, кто справляется быстрее с упражнениями. Работают в группах, задают другим группам вопросы, участники отвечают на вопросы,
затем группы меняются ролями; читают текст упражнения, отвечают на вопросы (дополнительно находят в следующем упражнении глаголы и подчеркивают их)
Познавательные УУД:
1. Умение структурировать знания.
2. Умение строить речевое высказывание.
3. Смысловое чтение.
4. Умение адекватно передавать содержание текста.
5. На основе анализа объектов делать выводы.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Умение работать в группе.
V.Физкультминутка (1 мин)
Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. Фронтальная
Словесный метод.
Практический метод – выполняют движения по указанию. – Теперь, немного отвлечемся, отдохнем. Встаньте, закройте глаза и представьте, что вы оказались в лесу.
Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
Потягиваемся вверх, руки вверх тянем, тянем…
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
Потягиваемся, руки в стороны разложите.
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
– Открывайте глаза, и присаживайтесь на места. Способствую предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке. Обучающиеся повторяют движения по указанию. VI. Обобщение и систематизация знаний
(10 мин)
Цель: развитие умения определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую.
Фронтальная
Индивидуальная Словесный метод – чтение, опрос.
Наглядный метод – красочный материал учебника м/м презентация; практический метод – работа в учебнике.
1. Работа в учебнике над упражнениями 233-234
– Следующие упражнения предлагаю вам сделать по выбору. Давайте прочитаем задания как упражнения 233, так и упражнения 234.
– Что в упражнении 233 сделать нужно? (Списать текст, а после преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую)
– Прочитайте задание 234 упражнения, что там нужно сделать? (Выписать в столбик глаголы с частицей не, раскрыть скобки и обозначить орфограммы, записать глаголы в неопределенной форме и выделить суффиксы)
– Хорошо, посмотрите на слайд и выберите какое упражнение вы будите выполнять сейчас. (Слайд 8)
– Выбрали? Теперь читайте тексты упражнений и выполняйте задания.
– Итак, какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.)
– По желанию, кто выполнил свое упражнение может выполнить и другое.
– Кто выполнил 233 упражнение, прочитайте, что у вас получилось в первом столбике. (Не чавкай, не причмокивай, не дуй, не стони, не ешь.)
– А что относится у вас ко второму столбику? (Не роняй, не становись, не ныряй, не ползай, не барабань, не свисти, не пой, не хохочи)
– Хорошо, прочитайте 2-3 глагола неопределенной формы. (Ответы детей)
– Молодцы, а кто выполнял второе упражнение?
– Прочитайте мне свои варианты глаголов, поставленных в неопределенную форму.
– Ребята, а напомните мне чем являются -ть и -ти в наших учебниках? (Суффиксами.)
– А какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (ь для обозначения мягкости согласных и ь после букв шипящих в неопределённой форме.)
– Все вы знаете! Молодцы! Организую выполнение упражнений на выбор.
По ходу выполнения задания корректирую ответы детей объясняя причину, задаю вопросы по теме урока. Выполняют письменно задания к упражнениям.
В упражнении 233 списывают текст, раскрывают скобки, обозначают орфограммы.
В упражнении 234 выписывают в столбик глаголы с частицей не, раскрывают скобки и обозначают орфограммы, записывают глаголы в неопределенной форме и выделяют суффиксы.
Отвечают на вопросы. Познавательные УУД:
1.  Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
VII.Подведение итогов урока(3 мин)
Цель: организовать фиксацию затруднений на уроке как направление будущей учебной деятельности; анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. Фронтальная
Словесный метод – беседа.
1. Рефлексия. – Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие-то различия? Уточним план.
1. Почему часть речи получила такое название – глагол?
2. Какова роль глаголов в тексте?
3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не?
4. Как пишутся глаголы с частицей не?
5. Что такое неопределённая форма глагола?
– Что вы узнали о глаголе нового?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– На доске нарисована табличка, предлагаю каждому подойти и мелом поставить знак в нужную графу.
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» « -« «П» «Н» «О»
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? Провожу беседу. С помощью таблицы «Оценки своих ответов», побуждаю учеников к самооценке. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку и самоконтроль своей деятельности на уроке. Познавательные УУД:
1. На основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД:
1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Цель: д/з необходимо задавать для того, чтобы дети ещё раз дома повторили, закрепили и обобщили материал, пройденный на уроке. Словесный метод – объяснение, пояснение – Дома на выбор предлагаю вам выполнить следующие упражнения: Упр. 124, «Дидактический материал» или одно из тех упражнений с глаголами и частице не, которые вы не делали на уроке. А так же предлагаю вас повторить по учебнику «Русский язык», 3-й кл., об изменении глаголов по временам. Учебники вы можете взять в библиотеке школы.
. Даю комментарии к домашнему заданию. Записывают домашнее задание в дневник.