Разработка урока русского языка во 2 классе по теме Общее понятие о предлоге
Филиал Ммуниципальноего образовательное го учреждениея «Мало – Шелемишевская средняя общеобразовательная школа» филиал «Желтухинская начальная школа – детский сад»» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области
Разработка урока русского языка во 2 классе
по теме: «Общее понятие о предлоге»
Учитель начальных классов: Миранова А. П.
2015 год
Разработка урока русского языка во 2 классе
Предметная область: русский язык, УМК «Школа России»
Класс: 2
Учитель: Миранова А. П.
Тема урока: «Общее понятие о предлоге».
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цель: организация учебной деятельности, направленной на формирование представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении;
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Организация работы по:
формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формированию уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
Организация работы по:
формированию умения извлекать информацию из текста;
формированию умения выявлять сущность, особенности объектов;
формированию умения обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
Организация работы по:
формированию умения прогнозировать предстоящую работу;
формированию умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
формированию умения осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
Организация работы по:
развитию умения слушать и понимать других;
формированию умения оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Организовать работу по:
закреплению умения учить правильно писать предлоги отдельно от других частей речи;
Планируемый результат: учащиеся научатся правильно писать предлоги отдельно от других частей речи, расширят знания о роли предлогов в языке, научатся применять правила правописания.Основные понятия: предлог – служебная часть речи. устанавливать связь между прилагательным и существительным, применять правила правописания.Основные понятия: синонимы, антонимы. Межпредметные связи: литературное чтение, искусство (изобразительное искусство), искусство (музыка).Ресурсы:
основные: карточки для работы в группах, в парах.
дополнительные: ПК учителя, проектор, экран.
Организация учебного пространства: работа в группах, в парах, фронтальная, индивидуальная.
Технологическая карта урока
Этапы урока Задачи этапа
Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной
деятельности
учащихся. Создатьние благоприятныйого психологический кого настройя на работу.Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.
-Давайте пожелаем друг другу успехов, улыбнемся и начнем урок с хорошим настроением.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараютсясь всё понять –
Будут грамотно писать.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Личностные: самоопределение,.выражение положительного отношение к процессу познания, проявление внимания.3.Актуализация знаний.4 3.Постановка целей и задач урока.
5. Решение учебных задач.6. Усвоение новых знаний и способов действий7. Динамическая пауза.8. Первичное закрепление.9.Применение знаний и способов действий.Актуализация опорных знаний и способов действийСоздать условия для актуализации знаний, необходимых для открытия «новых знаний» по данному материалу. Создать проблемную ситуацию.Подвести детей к теме урока.Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу..Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определённому выводу. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися изучаемого материала.Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы первичного осмысления, неверные представления. Провести коррекцию выявленных пробелов.Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Развивать у учащихся способности к оценочным действиям. Коррекция выявленных пробелов в знаниях и способах действий в рамках изученной темы1.Чистописание
Сс Сл Со Ся Ст сс.- Что общего и чем отличаются данные буквосочетания?
Самооценка
2.Картинный словарный диктант
Слайд 2
Записать слова (Сорока, собака, Россия, синица, сапоги), поставить ударение, объяснить орфограммы.
Самопроверка по эталону.
Слайд 3
3.Повторение изученного. (Работа в парах)
Распределить данные слова на группы, указать признаки деления. Слайд 4
(Веселый, над, доска, летают, радуется, по, девочка, могучий)
Расставить цветы в вазы.
-Назовите все известные вам части речи.
-Что вы знаете об имени существительном?
-Что вы знаете о глаголе?
-Что вы знаете об имени прилагательном?
- Почему остались лишние словаЧто интересного заметили?
- Может кто –то знает как называются эти слова?
- Да, это предлоги.
- А что вы знаете о предлогах?.-Значит, какова ая тема нашего урока?
-Предлог
- Запишите слова по группам на файлах.
Самопроверка по эталону.
Слайд 5
Самооценка
1.Объявление темы урока и постановка целей.
Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: “Общее понятие о предлоге”.
V. Пробное действие:
-Ребята я подготовила вам предложение, но в компьютере произошёл сбой и слова соединились, попробуйте выделить слова и записать правильно: Воробейвлетелвокно.
VI.Выявление места и причины затруднения
-Что у вас не получилось? Чего вы не знаете.?
Не знаем, как писать слово «влетел», потому, что есть слово «летел».VII.Построение проекта выхода из затруднения. Слайд 6- Учитель: Так чему будем учиться на уроке?- Какие цели поставим перед собой на уроке? Продолжи:Узнать что такое………………………Понаблюдаем и сделаем вывод……………Значит,какую учебную цель мы поставим?4. Работа по учебнику с текстом. Упражнение 81, стр. 51.Рассмотрите рисунок.Как можно одним словом назвать этих животных?Прочитаем вопросы и постараемся на них ответить письменно используя слова на,под, за, к.-Выделим грамматическую основу предложений.(подлежащее и сказуемое).Дети;-_Научиться находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.2. Выполнение упражнения. -Нам очень часто приходилось использовать предлоги в своей речи. Вот и сейчас в данных е предложениях мы вставили ьте подходящие по смыслу предлоги.. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.Птичка летает над деревом.Слон идёт к дереву.Грибы растут под деревом.Яблоки растут на дереве.- Составляя предложения, вы использовали слова: на, под, над, к. Как они называются?
Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.
ФИЗМИНУТКА (Поднимаем руки)Видеоклип. Слайд 7 Послушайте сказку об этой части речи. Ссора предлогов со всеми частями речи. Жили в одном из городов страны Речи предлоги. Были они драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого – нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным. Поэтому когда их ставили с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно благодаря дурной репутации они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами всегда пишется раздельно.Что самое главное можно узнать о предлоге из этой сказки?Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Предлоги служат для связи слов в предложении.А как вы думаете, для чего нужны предлоги? Попробуйте прочитать эти предложения без предлогов. Что происходит?Теряется смысл предложения.Верно, поэтому предлоги служат для связи слов в предложении, поэтому они называются служебной частью речи.Работа с правилом. Стр. 52.Работа по учебнику с 52. №84 – по заданиям учебника.Работа в рабочей тетради стр. 72. №1. Прочитайте потешку. Подчеркните предлоги.Работа на карточке. Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные предлоги, подходящие по смыслу.Гулял … улице щенок.Не то Пушок, не то Дружок.Гулял …метель и солнцепёк,И ….. дождём гулял и мок.И если даже шёл снежок, Гулял ….улице щенок.Гулял ….жару…..мороз и …сырость,Гулял, гулял, гулял и вырос.Работа по учебнику стр. 52 №82 –по заданиям учебника.4. Работа с текстом. Упражнение 154 стр.90Побуждающий диалог.- Прочитайте отрывок из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик».- Какие слова помогли вам представить красоту цветика – семицветика?- К какой части речи относятся эти слова?- А теперь прочитайте этот текст без имен прилагательных. (На доску крепится цветок)- Какую роль выполняют имена прилагательные в тексте?- Спишите последнее предложение, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Вступают в диалог с учителем. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание, объясняют правописание слов, дополняют, исправляют ошибки.
Самопроверка по эталону. Самооценка
-Существительное, прилагательное, глагол.
- Отвечают на вопросы: - Кто? Что? Обозначают предмет. Бывают одушевленнымиодушевлёнными и неодушевленныминеодушевлёнными. Собственными и нарицательными. Могут быть в единственном и во множественном числе.
- - Отвечают на вопросы: Ччто делает? Что делают? Обозначают действие предмета. Могут быть в единственном и во множественном числе. В предложении являются сказуемым.
- КОтвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? Обозначает признак предмета.
В предложении связаны с именами существительными.- Есть ещё слова.
- Предлоги.
Самопроверка по эталону.
Самооценка.Учатся находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.- Узнаем что такое предлоги. - Понаблюдаем и сделаем вывод, какую «работу» выполняют предлоги в речи.Дикие животные.Белка прыгнула на дерево.Зайка спрятался за дерево.Лисёнок лежит под кустом.Медведь подходит к дереву.Предлоги.Слушают внимательно сказку и отвечают на вопросы.- С другими словами предлоги пишутся раздельно.- Нет.Учащиеся включаются в тему обсуждения. Аргументируют свои ответы.Индивидуальная работа учащихся.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков;.вВыявление сущности, особенности объектов;
умение обобщать и классифицировать по признакам;.пПостроение логической цепи рассуждений.;Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолениюРегулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолениюПознавательные УУД:,на основе анализа объектов делать выводы.Регулятивные УУД: развивать умение высказывать своё предположение.Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме,развивать умение слушать и понимать других.Познавательные УУД: общеучебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.Регулятивные УУД: контроль, коррекция.Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.Личностные УУД: демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении поставленных задач.Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний.Регулятивные УУД: уметь вносить необходимые коррективы в действие.3.Самоопределение к деятельностиОбеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока1.Открытие «Распускающийся цветок»Создание на доске цветущей полянки.Слайд 6Слова на цветах: добрый, красивый, широкий, красный, злой, прекрасный, узкий, алый, пасмурный. - Что объединяет все эти слова?- Какие пары можно составить или на какие группы разделить?- Что такое синонимы?- Что такое антонимы?- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?- Чему бы вы хотели научиться. Над чем поработать?Работа в группах.Взаимопроверка по эталону. Слайд 6Наблюдают, называют слова, устанавливают соотношение, делают выводы.- Имена прилагательные.- Прилагательные – синонимы и прилагательные – антонимы.- Слова, близкие по значению.- Слова, противоположные по значению.Опираясь на полученные знания, формулируют тему, цель урока.ВзаимооценкаКоммуникативные: постановка вопросов.Познавательные: умение структуризировать знания.Регулятивные: целеполагание.10.Подведение итогов учебного занятия.4. ФизминуткаДать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.Музыкальнаядля глаз-О чем мы говорили на уроке?-Что такое предлог?-Приведите примеры предлогов.- Как предлоги пишутся с другими частями речи?- Для чего служат предлоги?Слайд 7 (Песня «Если добрый ты»)-О предлогах.-Предлог – это служебная часть речи.-В, на, под, к, и т.д.ми предложения. Предлоги всегда пишутся отдельно от других слов. Личностные УУД: самооценка.5.Применение знаний и умений в новой ситуации.Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.1.Работа с пословицами. Вставить пропущенные слова, выделить общий признак, объяснить смысл пословиц. Слайд 8.Доброе слово лечит, а злое калечит.Веревка хороша длинная, а речь короткая.Маленькое дело лучше большого безделья.Родная сторона – мать, а чужая - мачеха.Платье хорошо новое, а друг старый.2. Составление и разбор предложения по членам предложения и частям речи.На, опушке, ночью, лесной, колокольчик, летней, распустился, голубой.- Попробуем сделать вывод: какими членами предложения являются имена прилагательные?3.Подбор синонимов и антонимов к слову прекрасный. (Работа в группах)Слайд 9Работа с пословицами, подбор прилагательных – антонимов, Нахождение и объяснение изученных орфограмм.Составление и разбор предложения.ВзаимооценкаРегулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.11.6. Рефлексия учебной деятельности. Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и достижения целей урока.-О чем мы говорили на уроке?- Что обозначают имена прилагательные?- На какие вопросы отвечают?- Какую роль играют в речи?- Какими членами предложения являются имена прилагательные?Самооценка учебной деятельности
«Табличка» «Цветок»Слайд 810 - О прилагательных - синонимах и прилагательных - антонимах. - Признак предмета.Какой? Какая? Какое? Какие?Делают речь более интересной, полной, яркой, выразительной.- Второстепенными членами предложения. Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
127. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Выписать 3 пары слов из словаря синонимов и антонимов в учебнике.Выполните самостоятельно упр. 86.стр. 53.Запишите текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркните предлоги.Слайд 911Личностные УУД: самооценка