Конспект урока по русскому языку Общее понятие о предлоге.


Тема урока: Общее понятие о предлоге.
Цель урока: Знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русском языке;
Учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
Повторить знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе). Учить их различать и использовать в своей речи.
Продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие:
Развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость;
Совершенствовать культуру речи учащихся;
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
Формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению русского языка
Ожидаемый результат:
расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;
отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;
анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.
продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;
выполнение индивидуальных заданий.
в конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.
Оборудование:
Мультимедийные слайды;
Учебник “Русский язык. 2 класс.
Индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
Сели правильно.
2.Актуализация знаний.
-Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания. Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу в нашей учебной лаборатории.
СЛАЙДА девиз нашего урока:
Внимательно слушай- и все услышишь.
Внимательно смотри- и все увидишь.
Думай- и все поймешь.
Минутка чистописания
Любые научные исследования начинаются с подготовительной работы.
На экране таблица, а у вас на столах карточки. Прочитайте хором буквы.
СЛАЙД
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г ЮЫТ В С ПЁ
ШЭ Ж Е Я ЗЗачеркните гласные буквы, обозначающие твердость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Какая буква осталась?
Какие звуки обозначает буква эм?
Запишите буквосочетания.
1-ая строчка Мм2- ая строчка мл, мм, мн, моЯ тетрадочку открою
И как надо положу
Я, друзья мои, не скрою,
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
2)Словарный диктант
З-яц, в-рона, с-рока, с-бака, м-дведь, в-р-бей (СЛАЙД 1)
3)Взаимопроверка
4)Работа с частями речи
--Какие части реи вы знаете? (СЛАЙД 2)
-Отгадайте загадку:
Скачет зайчик по дорожке,
Он на стенке, на окошке.
Зайчик этот не простой,
Он пушистый, золотой.
Солнце зайке лучший друг,
Погляди скорей вокруг.
Что за чудо этот зайка?
Ты попробуй, угадай-ка!
У зайчишки есть семья
Братья, сёстры и друзья.
Есть и враг – большая туча,
Что закрыла солнца лучик.
Зайки тут же исчезают,
Но они прекрасно знают,
Когда туча улетит,
Солнце вновь их оживит.
Догадались, что это? Это солнечные зайчики. Давайте позволим им немножко пошалить на нашем уроке.
. Поэтапное изучение нового материала
А вы знаете, где живут солнечные зайчики? На доске появляются слова: Солнеч(?)ные, ж.вут, зайчики, заз.ркал.е.
-вставьте пропущенные буквы(1 человек у доски – самооценка)
-определите части речи(1 человек у доски - самооценка)
-что вы знаете об имени сущ, об имени прилаг, о глаголе
-составьте из этих слов предложение (не получается), добавьте своё слово
-запишите полученное предложение
Создание проблемной ситуации.
- какое слово вы добавили? Как вы думаете, какой частью речи оно является?
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (СЛАЙД 3)
Давайте определимся с целью урока. Как вы думаете что мы должны узнать на сегодняшнем уроке?
(КАРТОЧКА НА ДОСКЕ УЗНАЕМ… НАУЧИМСЯ…)
(СЛАЙД 4)
IV Открытие новых знаний
Ответим на 1 вопрос Что такое предлог?
Рассмотрите внимательно иллюстрацию (СЛАЙД 5)
Составьте предложения, о том, что делают звери
Белка прыгнула на дерево
Зайка спрятался за деревом.
Лисенок лежит под кустом.
Медведь подходит к дереву
(СЛАЙД6)
Какие слова вы использовали? (На, за, под, к). Как они называются?
-Определите, какой частью речи являются слова в предложении.
-В русском языке существует огромное множество предлогов.
-Какие вы знаете предлоги?
(СЛАЙД 7)
-Мы встречаемся с ними в нашей речи постоянно.
-Так что же такое предлог?(часть речи)
- А можно ли к предлогу задать вопрос?
Какой вывод можем сделать?
ВЫВОД (СЛАЙД 8-9)
1.Предлог – это часть речи. Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
А вот для чего служат предлоги в нашей речи, вы ответите, когда выполните задание
(СЛАЙД10)
Прочитайте предложение: Выпустим зайчиков … зеркала … волю, пусть … лесу прыгают и … полю.
Связаны слова по смыслу? (Нет). Чего не хватает? Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Запишите.
Для чего же служат предлоги в нашей речи?
Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.
Определите, с какой часть речи употребляются предлоги.
Как правильно писать предлоги слитно или раздельно с другими словами? (Если предлог – это слово, а слова пишутся раздельно, то и предлоги тоже надо писать отдельно от других слов).
Предлог – это часть речи, поэтому пишется отдельно от других слов
Проверим и закрепим полученные знания по учебнику
Откройте учебник на странице 109, прочитайте правило Тетушки Совы.
ФИЗМИНУТКА
Работа по учебнику.
Стр. 108, упр.184
V Закрепление в громком проговаривании
Вторичное закрепление знаний.
VI Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
По сложности
Выберите карточку с определенным цветом
Желтый –низкий уровень сложности
Зеленый – средний уровень сложности
Красный- сложный уровень
Работа выполняется у доски
Желтая
Списать скороговорку , подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Зеленая
Объединить пары слов с помощью предлогов. Запишите в тетрадь
Поглядите … небо, сорвётся … солнцу, скачет … планете.
Красная
Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.
Скачет зайчик подорожке, он настенке, наокошке. Это с солнца луч сорвался и назеркальце остался.
(Проверка путем чтения учащимися заданий..
6)Работа в РТ.
Откройте рабочие тетради на странице __, упр.___.
7.Работа с новым словарным словом (СЛАЙД 11)
Россия (СЛАЙД 12)
Составьте предложение со словом Россия. Подчеркните грамматическую основу.
Орел (СЛАЙД 13)
Работа со словом ОРЕЛ (СЛАЙД 14)
8)Работа в парах
(СЛАЙД 15)
VII Введение знаний в систему знаний.1 Тест - опрос.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Перед какой частью речи не бывает предлогов?
А. Перед именем существительным.
Б. Перед именем прилагательным.
В. Перед глаголом.
Как пишутся слова:
(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?А. Раздельно.
Б. Слитно.
Какой предлог надо вставить в предложении:
Пассажир сошёл : поезда.
А. предлог изБ. предлог сВ. предлог отВ каких предложениях есть предлоги?
А. У берлоги вырос холмик желтой глины.
Б. Летят на землю белые хлопья снега.
В. Потускнела зелень елок.
Итог:
•Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.
•Что вы ему расскажите об уроке русского языка?
•Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.
VIII Рефлексия
Оцените свою работу на уроке самостоятельно (слайд)
• У кого преобладают жёлтые и зелёные цвета?
- Молодцы, вы уверены и успешны в своих действиях?
• У кого преобладает красный цвет?
Почему была тревожность? Что сами себе посоветуете?
- Довольны своей работой?
IX Домашнее задание: (Слайд )
Стр.109, выучить правило, упр.186
СПАСИБО (СЛАЙД)