Конспект урока по русскому языку на тему Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» (4 класс) УМК ПНШ


№39 Тема: Работа над ошибками. Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить»
Цель: создание условий для проведения работы над ошибками; формирование умения определять и сравнивать спряжения глагола; научить писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить; развитие орфографической зоркости.
Личностные результаты
Личностные УУД:- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении того, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению; что глаголы с суффиксом -я-, -а-, -е-, -о-, -у- в начальной форме относятся к I спряжению; что спряжение глагола определяется по личным окончаниям глагола или по его начальной форме; выделении корней в родственных словах; определении, в какой форме стоят глаголы;
- позитивное отношение к правилам устной и письменной речи при изучении того, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению; что глаголы с суффиксом -я-, -а-, -е-, -о-, -у- в начальной форме относятся к I спряжению; что спряжение глагола определяется по личным окончаниям глагола (если они ударные) или по его начальной форме (если личные окончания безударные); нахождении в тексте глаголов-исключений; - осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при работе со словарями; определении спряжений глаголов; разборе глаголов по составу; написании безударных личных окончаний глаголов; выделении глагольных суффиксов; подборе родственных глаголов с приставкой; нахождении в тексте глаголов-исключений; - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при работе с обратным, толковым, фразеологическим, словообразовательным, этимологическим словарями; определении спряжений глаголов; разборе глаголов по составу; написании безударных личных окончаний глаголов; выделении глагольных суффиксов; подборе родственных глаголов с приставкой; нахождении в тексте глаголов-исключений; определении времени глагола; выделении корней в родственных словах; - контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи;
Познавательные УУД
Общеучебные УУД: - знаково – символическое моделирование при разборе глаголов по составу; обращении к условным знакам учебника, словаря и тетради;
- поиск и выделение необходимой информации при работе со словарями; определении спряжений глаголов; написании безударных личных окончаний глаголов; выделении глагольных суффиксов; подборе родственных глаголов с приставкой; - умение структурировать знания при выделении глагольных суффиксов; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов определения спряжений глаголов; проверки безударных личных окончаний глаголов.
Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при работе со словарями; определении спряжений глаголов; подборе родственных глаголов с приставкой; определении времени глагола.
Коммуникативные УУД
- осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.2 (с. 23–24).
Ход урока:
I. Оргмомент (1 мин).
II. Определение темы и цели урока. (2-3 мин).:III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (10-12)
Выполнение работы над ошибками.
- безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: теней- тень, по берегам - берег, веселое – весело, пропитались – пропитка, теневой – тень.
- Написание окончаний глаголов, написание не с глаголами: не перебегут – 1 сп, не слышат – 2 сп, не надуете – 1 сп.
- Разбор предложения по членам предложения: Слетятся скворцы, облепят ветки и начнут клевать.
Физминутка (1 мин).
IV. Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин).
Упр. 64. Обратный словарь (с. 146) на Ь, на -ить. Вспоминают правило, что глаголы на -ить с безударными личными окончаниями (как правило) относятся ко II спряжению. Затем ребята находят такие глаголы в списке (у них маркирован синим цветом глагольный суффикс «-и-»). В этом же списке они находят глаголы брить и стелить (они выделены крупным шрифтом). Уже на этом этапе можно обратить внимание детей на то, что у глагола стелить есть суффикс «-и-».
А вот у глагола брить такого суффикса нет. С глаголами, у которых нет глагольного суффикса (лить, бить, шить и др.), дети уже знакомы. Разница между этими глаголами состоит в том, что у глаголов лить, бить, шить личные окончания – ударные, а у глагола брить – безударные.
Дети могут сделать свои предположения, по какому спряжению изменяются глаголы брить и стелить.
Затем внимание детей обращается на таблицу на с. 90. В ней приведены личные формы этих глаголов. Ребята убеждаются в том, что данные глаголы относятся к I спряжению. После чего идет объяснение, почему это так. Дети выясняют, что глагол брить относится к I спряжению, так как у него нет суффикса «-и-» в начальной форме (необходимость обращения к начальной форме связана с тем, что он имеет безударные личные окончания). Буква и у данного глагола входит в корень слова. Продолжая ход рассуждения Миши, дети приходят к выводу, что данный глагол не является исключением, а подчиняется общему правилу (с. 54–55).
Глагол же стелить имеет другую форму – стлать, у которой суффикс «-а-» и все личные формы образованы именно от этой формы.
Если так, то и этот глагол подчиняется общему правилу и не является глаголом-исключением. Глагол стелить действительно имеет две неопределенные формы: стелить– с суффиксом «-и-» и стлать– с суффиксом «-а-». Для написания безударных личных окончаний данного глагола необходимо ориентироваться на форму стлать.
Итог упражнения подводит разговор Пети Захарова, Миши и Евдокии Васильевны, в котором внимание школьников обращается на фразеологический оборот «наступать на одни и те же грабли», а также на форму слова оба (обоих).
Плакат летучей Мыши (с. 92) еще раз обращает внимание детей на спряжение глаголов брить и стелить.
Упражнение 65. Работа в парах. Цель – учить писать безударные личные окончания глаголов II спряжения. Школьники продолжают работать с обратным словарем, как и в предыдущем упражнении. Причем один ученик выписывает первые пять подчеркнутых глаголов, начиная с глагола гладить (гладить, ездить, водить, бродить, ходить). А его сосед по парте – пять подчеркнутых глаголов с конца списка (тащить, сушить, учить, лечить, шутить). Рядом с каждым из этих глаголов ребята записывают по одному родственному глаголу с приставкой. Эти глаголы также есть в списке – они следуют сразу же за подчеркнутыми глаголами. Глаголы без приставок дети ставят в форму 3-го лица ед.ч. и записывают с каждым из них словосочетание.
Школьники должны обратить внимание на то, что личные окончания этих глаголов безударные, следовательно, чтобы правильно записать безударный гласный в окончаниях данных глаголов, надо определить их спряжение. все эти глаголы изменяются по II спряжению, так как в начальной форме имеют глагольный суффикс «-и» (он маркирован). Таким образом, все они в 3 л. ед.ч. имеют окончание «-ит-».
Учителю необходимо особо обратить внимание на форму 3 л. ед.ч. глагола ездить: дети часто допускают ошибки в образовании форм данного глагола (например, езди(и/е)т). Глаголы с приставками учащиеся разбирают по составу.
VI. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание. Упражнение 66. Цель – учить правописанию слов с известными орфограммами; определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями. Школьники записывают текст, вставляя нужные буквы. Прежде чем записать глаголы с безударными личными окончаниями, ребятам необходимо определить спряжение этих глаголов (для этого глаголы ставятся в начальную форму).