Числительное, его общее грамматическое значение, вопросы: Сколько? Который?


Тема: Числительное, его общее грамматическое значение, вопросы: Сколько? Который?
Цель: Научить отличать числительные от других частей речи по их общему грамматическому значению.Задачи: Дать понятие «числительное», «количественные» и «порядковые числительные». Ознакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Выработать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, правильно записывать их.  Различать «количественные» и «порядковые числительные».Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувство коллективного сопереживания и сотрудничества,  добросовестность,  ответственность  в работе.Тип урока: усвоение новых знаний. Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.Форма работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах.Ресурсы: индивидуальные карточки к уроку, учебник, иллюстрация совы, шкатулка с заданиями, смайлики.Результаты обучения:Умеет:- отличать числительные от других частей речи по их общему грамматическому значению;- различать «количественные» и «порядковые числительные»;-самостоятельно выполнять задание, используя  свои навыки, применяя ранее усвоенные знания.- оценивать свою работу и работу одноклассников.Ход урока. I. Стадия вызова.1) Организационный моментт. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. А девиз у нас какой?  Все, что надо, под рукой!Быть должны у нас в порядке - книжки, ручки и тетрадки!Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в мудрый лес к тетушке Сове.Открываем тетради, записываем дату.Каллиграфическая минутка. На доске запись:еееееееееее- В чем особенность написания? (плавность, округлость, пластичность)- Из какого элемента состоит? (полуовал)Запись на доске:  Свой ум- царь в голове.- Как понимаете смысл пословицы?- Кто такой царь? Учитель поясняет значение пословицы.Вот так и у человека: каждый должен надеяться на свой ум, свои знания.Спишите пословицу, соблюдая наклон, правильное соединение.Эти слова будут девизом нашего урока.У тетушки Совы всегда много интересных, поучительных заданий. Как вы думаете, мы справимся? Почему?Какие знания нам в этом помогут?1 задание. Прочитать стих-еСуществительное- школа, просыпается – глагол.С прилагательным веселый новый школьный день пришел-Какие части речи услышали в стихотворении?-Назовите их. Задайте вопрос к каждому слову. У каждой части речи свои определенные функции.2 задание.Дать характеристику частям речи.3 ученика выходят к доске, берут карточкиИмя сущ   Имя прилаг    ГлаголУченики если согласны - хлопают ,если нет – топают3 заданиеРаспределите части речиПрочтите, пожалуйста, какие слова вы отнесли к имени существительному.Докажите, что эти слова являются существительными.Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?Прочтите, какие слова вы отнесли к имени прилагательному, глаголуКакие же слова у нас остались? Учащиеся читают слова: четвертый, пятьИтак. Вот она – проблема № 1. Как вы думаете, что мы должны сейчас сделать?Ответы детей: определить часть речи. Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику и название новой части речи.Давайте подумаем, что называют эти слова? Ответы детей: порядок при счете или количество предметовКак мы можем назвать такую часть речи ? Ответы детей: числовик, численник, числительное.Очень хорошие названия, точные. В русском языке эта часть речи называется имя числительное.Итак, мы с вами добыли новое знание. Какую цель перед собой поставим? Чему должны научиться?Это знание о новой части речи. Кто попробует сформулировать это новое знание?II.Стадия Осмысления4)Восприятие и первичное осознание нового материала.Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:- В какой школе вы учитесь? Сколько уроков у вас сегодня? За которой партой вы сидите?- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?- В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.- Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )- А на литературе вы встречаетесь с числительными? (год рождения автора, сколько заданий царевны выполняют женихи и т. д.)Имя числительное самостоятельная часть речи, обладающая, как и другие части речи своими грамматическими признаками.4 задание– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы. – Сколько тебе лет?– В каком классе ты учишься?– Сколько учеников в нашем классе?– На каком этаже находится наш класс?– Поставим вопросы к числительным. – Все ли вопросы одинаковы? (Нет)Правильно. Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? – это количественные числительные.Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы который? какой? какая? какое? какие? – порядковые числительные.Кто попробует вывести правило?  Что же такое имя числительное?Проверка правила по учебнику. Стр 87.Работа по учебнику.5 заданиеУпражнение 269- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? И обозначают порядок предметов при счёте?Количественные ПорядковыеПятьТритройкаДесятьДесятокКакие слова не записали? (тройной, пятерка,тройка)Как вы думаете, почему? Какой вопрос задавали? Определите часть речи.-К какой части речи относится данное слово? (имя прилаг)Учитель поясняет, что нельзя поставить вопрос какой по счету?, значит это имя прилагательное, которое обозначает признак предмета.и.т.д ПятыйТретийДесятыйФИЗМИНУТКА- Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.Скажите, ребята, а слова двойка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? Это слова других частей речи, то есть существительное, прилагательное, глагол с числовым значением.5)Обобщение и систематизация знаний.- Ребята, а вы знаете, что числительные могут прятаться внутри слов?6 заданиеВскоре 7я 40 о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.- Расшифруйте текст. Дома вместо выполнения упражнения можете попробовать написать подобный рассказ или составить несколько предложений.Итак, что вы узнали об имени числительном сегодня?7 задание Предлагаю составить кластерИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕОбозначает порядок предметов при счетеБывают количественные  Бывают порядковыеЭто часть речи  Отвечает на вопрос сколько?который?III. Рефлексия6)8 заданиеИнструктаж д/з.- Чтобы прочными были ваши знания, даю вам домашнее задание.У вас сегодня будет необычное домашнее задание. Надо к следующему уроку записать на листочек как можно больше литературных произведений с числительными в названии (С. Маршак «Двенадцать месяцев» , русская народная сказка «Волк и семеро козлят» и т п)Сколько заданий выполнили?  К какой части речи относится слово восемь? Задайте вопрос.7)Итог урока Понравилось путешествие?Что вы узнали об имени числительном.– Как вы считаете, что на уроке удалось, а над чем ещё надо поработать?Рефлексия «Светофор»Предлагаю оценить свою работу на уроке.Кому на уроке все удавалось, цель достигнута, кто надеялся только на свой ум, поднимите зеленый смайлик.Кто считает, что цель достигнута частично, испытывал затруднения, поднимите желтый смайлик.Кто на уроке испытывал затруднения, цель не достигнута- поднимите красный смайлик.