Урок русского языка Глагол (общее грамматическое значение)


Тема: Глагол (общее грамматическое значение, вопросы что делать? Что сделать?)Задачи:
Дать понятие о глаголе, как о самостоятельной части речи, познакомить с общим грамматическим значением глагола, учить ставить к ним вопросы, отличать от других частей речи.
Корректировать и развивать мелкую моторику мышц руки пальцев посредством пальчиковой гимнастики.
Корректировать и развивать внимание, память, мышление – умение анализировать обобщать, сравнивать.
Развивать речь: уточнение и обобщение словаря учащихся по лексической теме, корректировать лексико-грамматический строй речи.
формировать самостоятельность.
Воспитывать навыки саморегуляции, управления, формировать навыки продуктивного взаимодействия в коллективе класса.
Содержание урока.
Организационный момент.
Психологический настрой
Актуализация знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, куда именно вы узнаете, отгадав загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,Безвоздушный, темный и необычайный,В нем живут Вселенные, звезды и кометы,Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)
- Куда же мы полетим?
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам ...
- Мы полетим на Луну спасать Незнайку. Его ракета рассыпалась на кусочки и нам надо помочь собрать её, что бы он вернулся в свой город.
Пальчиковая гимнастика (подготовка к письму).
Начинаем колдовать,
Двери в космос открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий,
Мы сперва его покрутим.
А потом три раза дунем.
Покачаем раз, два, три.
Дверь, замочек, отомкни.
Двери открываются,
Путешествие начинается.
Приготовились, взлетаем!
Оформление тетради. Минутка чистописания.
-Напишем буквы Кк. Запишем слово космос.
Возьмите свои космические ручки. Сядьте в космические кресла, выпрямите спинки, положите правильно космические тетради.
- Составьте и запишите 2 слова с корнем «космос». (космонавт, космолет, космический)
Звуковая разминка.
- Выделите первый звук в словах. (к). Охарактеризуйте его.
К - согл., тверд, глух, парн. /г-к/
Повторение изученного правила.
- Вот и долетели мы до Луны. Посмотрите, кто нас встречает? (Незнайка) А на лунной поляне лежит его рассыпавшаяся ракета. Давайте поможем её собрать. Для этого нужно выполнить несколько заданий. Первое задание: вспомните какие части речи вы изучили на уроках русского языка. Помогут нам в этом загадки.
Все что существует, оно обозначает,
На вопросы КОТ? И ЧТО? Верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Он всегда имеет и число и род.
- Расскажите все , что вы знаете об имени существительном. Приведите примеры.
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
- Расскажите об имени прилагательном. Приведите примеры.
Вот и нашелся первый кусочек ракеты.
Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно записать словарные слова, которые приготовили лунатики и прочитать первые буквы.
Газета, лиса, автобус, горох, одежда, лопата.
- Вот и второй кусочек нашелся.
- Сегодня мы начнем изучать глагол. Вы узнаете, на какие вопросы отвечает эта часть речи и что она обозначает. Научитесь отличать глаголы от существительного и прилагательного.
Работа над новой темой.
- Прочитайте статью в учебнике на стр. 149. Ответьте на вопрос, почему эта часть речи необыкновенная и мы получим еще один кусочек ракеты.(с его помощью мы обозначаем действия…)
- Расскажите, чем занимается космонавт в космосе? (исследует, изучает космос, наблюдает). Задайте вопросы к этим словам. (что делает?)
Давайте сформулируем правило о глаголе и получим еще часть ракеты.
Учащиеся с помощью учителя формулируют правило, проверяют по учебнику. Стр. 149
- Кто же стал первыми космонавтами, вернувшимся на Землю живыми и невредимыми , вы узнаете разгадав загадку:
Я верный человека  друг.Имею множество заслуг.На цепь привязан во дворе.Зимою сплю я в конуре.Охочусь с другом на волков.Пасу на пастбище коров.Бегу по тундре вековойв упряжке, снежною зимой. Я в мире лучшая служака.Кто я? Ты угадал  -  (Собака)
- Это были две собаки- Белка и Стрелка.(фото)
-Готова ли наша ракета? Нет. Нужно достроить её. Для этого выполним еще одно задание. Из рассказа о Белке и Стрелке нужно выписать глаголы.
Ровно 50 лет назад собаки Белка и Стрелка отправились в космос. Они провели сутки в условиях невесомости. Звездные дворняжки стали первыми живыми существами, которые вернулись на Землю после космического полета. Одного из щенков Стрелки по кличке Пушок подарили жене американского президента Жаклин Кеннеди.
ФизминуткаВ небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете.(Потянуться – руки вверх.)А внизу леса, поля –(Наклониться.)Расстилается земля.(Руки развести в стороны.)
- А какие еще профессии вы знаете? (Учитель, повар, строитель, врач, )-Давайте поиграем в игру: «Оживи картинку». Вам нужно подобрать глаголы к картинкам и оживить людей разных профессий. За это задание вы получите последнюю недостающую часть ракеты.

Обобщение .- Ну вот наша ракета для Незнайки готова. Для того, чтобы лететь обратно надо выполнить последнее задание. Выполнить тест.
Глагол обозначает
действие предмета
признак предмета
предмет
Глагол - это
часть слова
часть речи
член предложения
Глагол отвечает на вопросы*
какой? какая? какое?
кто? что?
что делать? что сделать?
Какое слово является глаголом
сторож
сторожит
сторожевая
9 Рефлексия.
На доске слова. Продолжите фразу.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Открытый урок русского языка
Тема: «Глагол(общее грамматическое значение, вопросы что делать? что сделать?
Разработала и провела
учитель начальных классов
Попова И.В.
Г. Темиртау 2015г.