Урок по русскому языку на тему:«Деловая речь: написание кулинарных рецептов»
Конспект урока по русскому языку во 2 классе«Деловая речь: написание кулинарных рецептов»
подготовила
учитель начальных классов
Хруленко Л.А.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Предмет: русский язык
Класс: 2.
Тема урока: «Деловая речь: написание кулинарных рецептов».
Базовый учебник: Русский язык (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко)
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (деловая речь)
Задачи:
Научиться создавать несложные тексты в деловом стиле в форме рецептов.
2.Закрепить знания об изученных орфограммах.
3.Развивать умение видеть опасные места.
4.Упражняться в правильном написании словарных слов и слов на другие изученные орфограммы.
Узнаем новые рецепты, научим друг друга готовить блюда.
Познакомимся с новыми словами, узнаем их значение.
Регулятивные:
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
Познавательные:
-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
Коммуникативные:
– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки;
Личностные:
- понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
- выраженного познавательного интереса к русскому языку.
Тип урока: Знакомство с новым материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная,индивидуальная.
Структура и ход урока:
Этап урока
Действия учителя Действия учащихся УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Учитель проверяет готовность детей к уроку.
На уроке не ленись,
Ты за знания борись!
Да, бывает не легко,
Будешь умным ты зато! Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Коммуникативные (умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем)
2. Актуализация знаний и
фиксация
затруднения в деятельности -Чтобы определить над каким написанием мы сегодня будем работать нужно отгадать загадку.
Нежные листочки,
Растут в моём садочке,
Их пойду сейчас сорву,
Витамины наберу!
Ответ: Салат
Автор: Леонов В.А.
Салат Состав салата
Листья салата содержат очень малое количество калорий. Употребляется в пищу как диетический продукт (калоризатор). Содержит большое количество витамина A и фолиевой кислоты. Богат минеральными веществами и витаминами группы В, а по содержанию аскорбиновой кислоты почти не уступает яблокам. В нем повышенное содержание витамина Е.
-Произнесите слово-САЛАТ с удареним.
-Какой гласный находиться в сильной позиции, а какой в слабой.
-Где мы можем посмотреть написание слова
если сомневаемся. (В словаре.)
-Какой гласный нужно запомнить?
Разминка рук.
Минутка чистописания. САЛАТ
- Салат, может быть не только растение, но и как отдельное блюдо.
-Составьте предложение со словом салат.
-Запишите предложение в тетради.
-Если вы не знаете какую букву нужно написать, как надо поступить?
-Послушайте информационную справку о салате.
(подготовленные ученики рассказываю у доски)
-Что необходимо знать, чтобы правильно приготовить салат или другое блюдо.
-Рецепт.
-Где можно найти лексическое значение слова рецепт. (Ожигов)
- Мы сегодня ,будем работать над деловой речью,а точнее над формой рецепта.
-Какие цели поставим перед собой?
- Чем отличается деловая речь от картинной? ( ! )(Картинная речь – яркая, красочная художественная речь, показывает настроение автора, выражает отношение автора к сказанному. Деловая речь – речь, в которой присутствуют специальные слова, имеется форма текста, даются инструкции. С деловой речью часто придётся встречаться при оформлении документов: заявлении, объяснительной, записки.
-Внимание! Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни: девочкам как будущим хозяйкам, да и мальчикам тоже. Вы сами сможете встретить гостей при том условии, если будете внимательны, и будете активно работать.
Отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)
2.Пробное действие. Нам необходимо научиться правильно записывать рецепты.
РАБОТА В ПАРАХ
-Попробуйте составить план оформления рецепта.
Коммуникативные (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
Познавательные (выдвижение предположений и их обоснование.)
3. Выявление
места и причины затруднений
(постановкаучебной задачи) -Все ли смогли правильно оформить?
-Как вы думаете почему, получилось по -разному?
-Попробуйте определить последовательность написания рецептов.
Проверка (слайд)
Запишите в тетради,
части составляющие рецепт.
Показывают карточку .Дети высказывают мнения.
Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные (умение определять цель деятельности на уроке)
ФизминуткаЦель: снятие напряжения Предлагает немного отдохнуть. Обучающиеся выполняют двигательные упражнения Коммуникативные (осуществление совместной двигательной деятельности в группе)4. Построение
проекта выхода
из затруднения Из скольких частей состоит рецепт? ( слайд )
Проверим. ( слайд ) (Что нужно для выполнения работы.)
-Иногда в рецептах вместо слов «нужны или необходимы используют слово «ингредиенты»
Дети знакомятся с памяткой, работают в тетради по алгоритму.
Высказывают свои предположения.
Формулируют вывод о том, что оставлять «окошки» нужно везде, где не знаешь правил. Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Личностные (учиться понимать точку зрения другого.)Личностные (участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.)
6. Реализация
построенного
проекта
-Составление рецепта
(в группах)
На основе примера и слов из словаря. Слушают текст, вступают в диалог с учителем.
Работают в группе по алгоритму, предложенному учителем.
Записывают синквейн.
Выполняют задание.
Взаимопроверка в паре.
Познавательные (умение добывать новые знания: находить ответына вопросы, используя учебник, памятку)
Коммуникативные (умение слушать и понимать других, высказывать своё мнение и аргументировать свой ответ)
Личностные (умение самостоятельно работать, осуществлять взаимопроверку)
7. Самостоятельная работа СОСТАВЛЕНИЕ СИНКВЕЙНА
САЛАТ
Проверка
Выполняют задание, работая в паре.
Регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)
Коммуникативные (осуществление совместной познавательной деятельности в парах, осваивание различных способов взаимной помощи партнёров по общению)
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Какая проблема перед нами стояла? (мы не знали, из каких частей состоит рецепт.-Смогли мы её решить? (да)
Вывод.
Для чего нужно уметь составлять рецепты.
При последовательном , точном выполнении работы, результат будет правильным.
-Оцените свою работу.
Учитель выставляет оценки за урок.
-Оцените свою работу на уроке.
Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.
Определяют меру своего продвижения вперёд.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод.
Осуществляют самооценку.
Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)
Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
Регулятивные (подведение итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности.)Домашнее задание дома выберите лучший рецепт и оформите его в тетрадь, по возможности и по желанию, можно попробывать составить синквей к слову -РЕЦЕПТ
Список литературы:
Русский язык (М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко) 2 класс «Ассоциация XXI век» 2012г.
Поурочные планы по учебнику М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко Смоленск «Ассоциация XXI век» 2010г.