Разработка урока русского языка по теме «Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов». (2 класс)
Русский язык. 2 класс. Комбинированный урок.
Тема урока: «Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов».
Цели урока:
Обучение учащихся созданию несложных монологических текстов на доступные темы в деловом стиле.
Дать понятие слова «ингредиенты».
Закрепление знаний об изученных орфограммах, умений видеть опасности письма.
Упражнение в правильном написании словарных слов и слов на изученные орфограммы.
Воспитание культуры поведения, правила этикета.
Оборудование: компьютер, вееры гласных, парных согласных, индивидуальные словарики, «Толковый словарь» Ожегова, рецепты простых блюд, презентация «Деловая речь. Письмо кулинарных рецептов»
Для стола: скатерть, салфетки, тарелки, ложки, вилки, ножи, стаканы, изготовленные по рецепту блюда.
Ход урока.
Оргмомент. /Работа по презентации./ Сообщение темы (записана на доске) и задач урока. (Сегодня будем учиться деловой речи. Познакомимся с новыми словами, узнаем их значение. Познакомимся с новыми рецептами, научим друг друга готовить новые блюда.
Внимание! Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни: девочкам как будущим хозяйкам. (В нашем классе учатся в основном девочки). Да и мальчикам тоже. Данил сможет помочь бабушке … Вы сами сможете встретить гостей при том условии, если будете внимательны, и будете активно работать.
Проверка домашнего задания.
Словарная работа. Ребята, подумайте и скажите, слова каких тем мы можем употреблять при составлении рецептов? (Для составления рецептов мы будем пользоваться словами на темы «Кулинария», «Посуда», «Продукты – овощи, фрукты».) Чтобы писать без ошибок, грамотно, нужно повторить эти слова, вспомнить, как они пишутся. Вы составляли на листочках диктанты для одноклассников. Воспользуемся ими. Подпишите листочки. Данилу и Ире дополнительное задание: составить и записать предложение с одним из слов. Помните: лучше написать с окошком, чем сделать ошибку. Выделите опасности письма. (Взаимопроверка с карандашом. )Работы ваши будут оценены позже.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отложите тетради в сторону.
Закрепление ранее изученного материала.
Для дальнейшей нашей работы необходимо накрыть стол. Как это сделать, сейчас узнаем. Будьте внимательны и запоминайте содержание прочитанного. Решите, о чём рассказывается в сообщении, как его можно назвать. Чтение материала на слайде презентации. (Упр. № 168 в печатной тетради.) -- Как можно назвать этот текст?
/Работа с веерами букв. Объяснение окошек. /
Практическое задание. Правильно накрыть стол. Салфетки – тарелки -- ложки -- вилки – ножи -- стакан –
Стол накрыт. Проверьте, правильно ли. (Сверяют по слайду.)
А теперь расскажите, как правильно накрыть стол. (Ребёнок подходит к накрытому столу и рассказывает.)
Изучениение нового материала Стол накрыт, но садиться за стол пока ещё мы не можем, потому что нет ещё еды. Откройте учебники на стр. 76.
Выполнение упр. № 172 по заданиям учебника.
Вы уже знакомились раньше с некоторыми рецептами, сегодня новый рецепт узнали. Понаблюдайте и скажите:--Из скольких частей состоит рецепт? -- ( Слайд ).
– Из каких двух частей? Проверим ответ. / Запись с объяснением «опасных» мест./
Работа с индивид. словариками.
-- Какое новое словарное слово встретилось вам в упр.? (Яйцо, яичница). Нужно записать слова в индивидуальные словарики. -- Что нужно сделать, чтобы правильно оформить это слово в словаре? ( Найти ударный гласный, потом опасные необъяснимые места, найти слово в словаре учебника, написать правильную букву, выделить её). Произносим хором орфографически правильно.
Вы дома готовили разные блюда по рецептам.
-- Какой речью вы пользовались при составлении рецептов: картинной или деловой?
-- Чем отличается деловая речь от картинной? ( ! )(Картинная речь – яркая, красочная художественная речь, показывает настроение автора, выражает отношение автора к сказанному. Деловая речь – речь, в которой присутствуют специальные слова, имеется форма текста, даются инструкции. С деловой речью часто придётся встречаться при оформлении документов: заявлении, объяснит. Записки. )-- Из скольких частей состоит рецепт? ( слайд ) Проверим. ( слайд ) (Что нужно., порядок выполнения работы.)
Что пишется после слова нужны? (продукты). Иногда в рецептах вместо слов «нужны или необходимы используют слово «ингредиенты». Как выдумаете, что значит слово «ингредиенты»? -- Ребята, как проверить правильность ваших суждений? (По словарю) Как называется такой словарь? (толковый) /1ученик находит слово в словаре и читает его значение / ( слайд )
/ Дети рассказывают рецепты и демонстрируют приготовленные блюда и ставят их на накрытый стол./
Ребята, поднемите руки, кто знает как называется книга в которой собрано много рецептов приготовления блюд. (Поваренная книга, Кулинарная книга ). Кулинарная… что значит «кулинария», посмотрим по толковому словарю. ( Слайд ) -- Как вы думаете, почему я два раза написала слово «кулинария»? (Правильно оба ударения).
Кулинарные книги бывают разные. / Показ образцов книг /.
Рецепты можно найти и в интернете (это международная сеть, всемирная связь через компьютер)
/ Демонстрация «Кулинарной книги» из интернета. /
Интересные сведения. – Каким словом обозначают утренний приём пищи? ( Завтрак ) Как вы думаете, почему? ( Высказ. детей) Подробнее об этом расскажет …..
Вы знаете странное СЛОВО для обозначения утреннего
приема пищи? УЖ не связано ли оно каким-либо образом со словом завтрак? Оказывается, связано. Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось очень много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра, На другое утро, за утро и нaзывалась поэтому завтраком. C рассветом надо было идти на добычу новой пищи, поиски ягод, корешков растений. Некогда было ждать, когда приготовится еда, да и не надо было. Завтрак был готов c вечера. Его готовили заранее.
Сейчас все изменилось. Завтрак можно приготовить за десять минут непосредственно перед утренним приемом пищи.
Но язык —вещь довольно консервативная: он не захотел расставаться с этим словом.
//Мы привыкли к _тому, что ужин y нас — вечерняя еда (и правильно привыкли). A вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило «юг». Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южное — ужин.
C течением веков, однако, на нее «перешло» слово обед, раньше значившее время между трапезами, а слово ужин стaло обозначать вечерний стол.
Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывaет слова,
даже уступившее местo другим; нередко он просто находит им новое употребление.//
Подведение итога урока.
-- Какова тема нашего урока?
-- Чему учились на уроке? (Учились деловой речи) Мы ещё будем продолжать учиться деловой речи.
-- Что нового узнали? ( Что значат слова «ингредиенты», Кулинария,кулинария, почему завтрак называется завтраком (история слова «завтрак» )
-- Чему научились? ( Накрывать стол, составлять рецепты, готовить некоторые блюда.)
Просигнализируйте веером качество своей работы.
Домашнее задание. 1.Составить и записать с окошками предложения с новыми словами. Указать опасные места
2. Из упр.172 последнее задание на стр.77: уточни порядок действий при приготовлении яичницы. Попроси у мамы разрешения сделать такую яичницу.
А теперь неофициальная часть нашего урока. Дигустация ваших блюд. Что значит «дигустация»? Вспомним правила поведения за столом. (Слайды)
Приложение № 11.