Урок на тему: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора (11 класс)
Дата проведения:
Класс: 11 «Б»
Название занятия
Тема урока: Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
Лабораторная работа №2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Общая цель
сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде.
Задачи
образовательные: формирование знаний о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде;
развивающие: умение работать с учебником, анализировать, сравнивать, выделять главное, логически мыслить
воспитательные: содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Ожидаемый результат
Ученики, выполняя лабораторную работу, должны сформировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания.
Тип урока
Урок-лабораторная работа
Задание
Индивидуальное, групповое
Источники, оснащение и оборудование
Коллекции семян, раздаточный материал, презентация
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Водная часть
(3мин)
Организационный момент
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я хочу пожелать вам, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Организация рабочего места
Актуализация
(10мин)
Тестовая работа по теме: Естественный, искусственный отбор. Борьба за существование.
Главная творческая движущая сила эволюционного процесса – это: А) естественный отбор В) изоляция С) наследственная изменчивость Д) колебания численности
Наиболее напряженная форма борьбы за существование - внутривидовая, т.к. особи одного вида: А) питаются разной пищей В) не нуждаются в одинаковых убежищах С) размножаются в одно разное время Д) нуждаются в сходных условиях существования
Примером межвидовой борьбы за существование является: А) состязание за добычу в стае В) борьба соснами за питание С) конкуренция за свет между елью и березой Д) борьба за самку в стае
При искусственном отборе: А) отбирающим фактором являются условия окружающей среды В) создаются породы и сорта С) создаются виды Д) отбор действует только на пользу популяции и вида
Конкуренция за источник пищи, территорию между особями одного вида – это пример: А) внутривидовой борьбы В) популяционных волн С) изменчивости Д) межвижовой борьбы
Отношение хищник-жертва – это пример: А) внутривидовой борьбы В) изоляции С) изменчивости Д) межвижовой борьбы
Внутривидовая борьба за существование – это: А) конкуренция между особями одного вида В) отношение хищник-паразит С) конкуренция между особями разных видов Д) приспособленность окружающей среде
Отношения между культурными растениями и сорняками, обитающими на одной территории – это: А) нахлебничество В) хищничество С) конкуренция Д) паразитизм
В результате этого отбора выживают и оставляют потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях признаками: А) искусственной В) негативной С) естественной Д) индивидуальной
Самый острый вид борьбы за существование: А) межвидовая борьба В) внутривидовая борьба С) борьба с абиотическими факторами среды Д) выживание в природных катаклизмах
2. Повторение правил ТБ
- Сегодня, ребята, у вас лабораторная работа. А что вы должны знать при проведении лабораторной работы.
Техника безопасности:
Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Учащиеся выполнят тестовую работу
Ученики вспоминают правила ТБ
Основная часть
(25 мин)
Просмотр видеофрагмента «Идеальный камуфляж», выход на тему
Приспособленность - определение в тетрадь
Виды приспособленности (учебник, страница 100)
Проведение лабораторной работы
Лабораторная работа №2
Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Цель:
Оборудование: коллекция плодов и семян растений, рисунки, раздаточный материал
Техника безопасности:
Инструментами, относящимися к лабораторному оборудованию, пользуйся только с разрешения учителя.
После работы приведи рабочее место в порядок, приборы сдай учителю.
Ход работы:
1. Рассмотри плоды и семена растений:
2.Определи характерные черты их приспособленности к распространению;
3. Результаты исследовательской работы оформить в виде таблицы:
Название растения
Характерные черты приспособленности к распространению
Способ распространения
Одуванчик
Клен
Вишня
Череда
Береза
Мак
4. Определи характерные черты приспособленности животных к среде обитания.
Рассмотри животных и определи среду обитания:
Морж Крот Дельфин афалина
Название животного
Характерные черты приспособленности
Относительный характер приспособленности
Северный олень
Индийский слон
Овцебык
Морж
Крот
Дельфин афалина
7. Сделай вывод и объясни возможный путь возникновения данных приспособлений:
Ученики просматривают фрагмент и озвучивают тему урока
Ученики выполняют лабораторную работу, оформляют работу, делают выводы
Подведение итогов
(5мин)
Рефлексия
–Сегодня я узнал(а) .
- Было интересно
- Я понял (а)
Домашнее задание:§24, подготовиться к тестовой работе
15