Разработка урока по биологии на тему: Приспособленность организмов к среде обитания (11 класс)

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания.
Класс: 11
Цель: изучение приспособительных особенностей животных организмов.
Задачи:
образовательная: рассмотреть различные приспособительные особенности живых организмов, раскрыть механизм их действия, выявить их роль, показать относительный характер адаптаций.
Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, выделять главное; формировать умение использовать знание закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.
Средства обучения: раздаточный материал (фотографии, изображения животных и растений), индивидуальные задания.
Ход урока:
Изучение нового:
Возникновение приспособлений (вводная беседа) 3 минуты
Схема написана на доске:
Борьба за существование ----------ЕО----------Приспособленность организмов
(следствие) (результат)

Что является причиной борьбы за существование? (противоречие между интенсивностью размножения и ограниченностью ресурсов).
Естественный отбор является главным направляющим фактором эволюции живой природы. В результате ЕО выживают лишь те особи, которые лучше приспособились к окружающей среде.

Понятие «Приспособленность» 3 минуты
Вопрос к классу:
Что вы уже знаете о приспособленности? (запишите это в тетради)

3. Виды приспособлений: (схема на доске) 10-15 минут
1) окраска
2.1. Покровительственная (скрывающая) – особенно важна для защиты организма на ранних этапах развития.
- однотонная: лев, белый медведь
- двутоновая: рыбы
- расчленяющая: – нарушает впечатление о контурах тела (тигр)
- сезонная: песец, куропатка
- изменяющаяся: хамелеон
2.2. Предостерегающая – привлекает внимание. Свойственна ядовитым, обжигающим или жалящим насекомым (пчелы, осы, несъедобные гусеницы, ядовитые змеи, божья коровка)
2.3. Мимикрия – сходство беззащитного вида с хорошо защищенным (божья коровка и таракан, муха-шмелевка и земляной шмель)
2)форма тела:
1.1.Торпедообразная (соотношение 5:1) – у водных животных. Благодаря такой форме дельфин развивает скорость от 40 до 56 км. в час, антарктический пингвин – до 35 км в час.
1.2. Обтекаемая – у птиц, позволяет лететь с большой скоростью
1.3. Сходство с предметами окружающей среды – морской конек-тряпичник, рыба-клоун, насекомые-палочники; жуки, напоминающие лишайники; насекомые, имитирующие лист.

3) защита:
- иглы, колючки - (кактус, морской еж)
- ядовитые вещества, обжигающие волоски – (крапива, медуза-крестовик)
- твердый хитиновый покров - (жуки, раки, крабы, моллюски, черепахи, крокодилы)

4) физиологические адаптации
1. Земноводные активны в период повышенной влажности. В пустынях охотятся ночью. Развитие личинок происходит очень быстро, т.к. водоемы временные.
2. У птиц, млекопитающих в период наступления засухи накапливается жир.
3. Птицы, живущие в морских просторах, пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, позволяющие им быстро избавляться от избытка солей.
4. У ныряющих животных (тюлени) в мышцах есть особое вещество – миоглобин, который способен в 100 раз больше связывать кислорода чем гемоглобин.
5. Сильно развита чувствительность
·к запахам у многих насекомых (для поиска пищи, партнера). Непарный шелкопряд чувствует запах ароматической железы самки с расстояния 3 км. У бабочек рецепторы вкуса в 1000 раз лучше чем у человека.
6. Очень острое зрение у хищников.
7. Летучие мыши, дельфины ориентируются в пространстве при помощи эхолокации.
Несмотря на многообразие различных адаптаций у животных и растений, все они имеют относительный характер (привести примеры)
Белую куропатку выдает тень на снегу.

Закрепление. 15 минут
Самостоятельная работа учащихся с использованием дополнительных источников информации и учебника.
Закрепление по теме
1. Примером покровительственной окраски является
А) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами
Б) подражание менее защищенного вида более защищенному
В) чередование светлых и темных волос на теле тигра.

2. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их видом.
А) окраска шерсти белого медведя;
Б) окраска жирафа;
В) окраска шмеля;
Г) форма тела палочника;
Д) окраска божьей коровки
Е) внешнее сходство некоторых мух с осами
Ж) слияние камбалы с фоном морского дна

Покровительственная окраска
Предупреждающая окраска
Мимикрия
Маскировка








3. Существует ли абсолютно надежные средства защиты животного или растения от врагов или абиотических условий среды? Свой ответ поясните.

Подведение итогов: 5 минут
Вопрос: Что вы узнали о приспособленности? (запишите в тетрадь)









Закрепление по теме: Приспособленность организмов.

1. Примером покровительственной окраски является
А) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами
Б) подражание менее защищенного вида более защищенному
В) чередование светлых и темных волос на теле тигра.

2. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их видом.
А) окраска шерсти белого медведя;
Б) окраска жирафа;
В) окраска шмеля;
Г) форма тела палочника;
Д) окраска божьей коровки
Е) внешнее сходство некоторых мух с осами
Ж) слияние камбалы с фоном морского дна

Покровительственная окраска
Предупреждающая окраска
Мимикрия
Маскировка








3. Существует ли абсолютно надежные средства защиты животного или растения от врагов или абиотических условий среды? Свой ответ поясните.




Закрепление по теме: Приспособленность организмов.
1. Примером покровительственной окраски является
А) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами
Б) подражание менее защищенного вида более защищенному
В) чередование светлых и темных волос на теле тигра.

2. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их видом.
А) окраска шерсти белого медведя;
Б) окраска жирафа;
В) окраска шмеля;
Г) форма тела палочника;
Д) окраска божьей коровки
Е) внешнее сходство некоторых мух с осами
Ж) слияние камбалы с фоном морского дна

Покровительственная окраска
Предупреждающая окраска
Мимикрия
Маскировка








3. Существует ли абсолютно надежные средства защиты животного или растения от врагов или абиотических условий среды? Свой ответ поясните.














13PAGE 15


13PAGE 14315